Поиск подходов, обеспечивающих качественный контроль знаний студентов технического вуза в рамках освоения профессиональных компетенций, является актуальной задачей [1]. Рассмотрим особенности контроля знаний в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения», изучаемой студентами бакалавриата направления «Программная инженерия».
По каждой лабораторной работе в соответствующем методическом пособии предусмотрен перечень заданий для самоконтроля [2]. При проведении контрольных работ по соответствующим темам студентам будут предоставлены аналогичные задания.
Разберем форму и примеры разработанных заданий для самоконтроля по теме «Тестирование программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий». По данной теме используются тестовые задания закрытой формы, в которых студенту необходимо выбрать один наиболее правильный и полный вариант ответа из четырех предложенных. Преимущества заданий такой формы связаны с быстротой тестирования, с простотой подсчета итоговых баллов обучаемых [1], с близостью к ежедневно решаемой человеком проблеме выбора [3, 4].
Примерами заданий по этой теме являются:
1) Способ тестирования программного обеспечения, основанный на построении диаграмм причинно-следственных связей, основан на принципе …
А. «желтого ящика»
Б. «белого ящика»
В. «зеленого ящика»
Г. «черного ящика»
2) Функцией, используемой в графах причинно-следственных связей и изображенной на рис. 1, является …
Рис. 1. Функция, используемая в графах причинно-следственных связей
А. «и»
Б. «или»
В. «не»
Г. «тождество»
3) Функцией, используемой в графах причинно-следственных связей и изображенной на рис. 2, является …
Рис. 2. Функция, используемая в графах причинно-следственных связей
А. «и»
Б. «или»
В. «не»
Г. «тождество»
4) Ограничением, используемым в графах причинно-следственных связей и изображенным на рис. 3, является …
Рис. 3. Ограничение, используемое в графах причинно-следственных связей
А. «включает»
Б. «исключает»
В. «одно и только одно»
Г. «требует»
5) Ограничением, используемым в графах причинно-следственных связей и изображенным на рис. 4, является …
Рис. 4. Ограничение, используемое в графах причинно-следственных связей
А. «включает»
Б. «исключает»
В. «одно и только одно»
Г. «требует»
6) Функция, изображенная на рис. 5, устанавливает, что …
Рис. 5. Функция, используемая в графах причинно-следственных связей
А. если и , и есть 0, то есть 1, а в противном случае есть 0
Б. если и , и есть 1, то есть 1, а в противном случае есть 0
В. если хотя бы одно из и есть 0, то есть 1, а в противном случае есть 0
Г. если хотя бы одно из и есть 1, то есть 1, а в противном случае есть 0
7) Ограничение, показанное на рис. 6, устанавливает, что …
Рис. 6. Ограничение, используемое в графах причинно-следственных связей
А. по крайней мере одна из величин , или всегда должна быть равной 1
Б. по крайней мере одна из величин , или всегда должна быть равной 0
В. каждая из величин , или всегда должна быть равной 1
Г. каждая из величин , или всегда должна быть равной 0
8) При генерации таблицы решений отдельный столбец строится для …
А. каждой комбинации причин, приводящей следствие в состояние «0»
Б. каждой комбинации причин, приводящей следствие в состояние «1»
В. только одной из комбинаций причин, приводящих следствие в состояние «0»
Г. только одной из комбинаций причин, приводящих следствие в состояние «1»
Известно, что диаграммы причинно-следственных связей используются для проектирования тестовых вариантов и обеспечивают формальную запись логических условий и соответствующих действий [5, 6]. При контроле знаний по данной теме основное внимание уделяется знанию базовых символов для записи графов причин и следствий, а также преобразованию графа в таблицу решений.
Таким образом, были рассмотрены примеры заданий, предусмотренных при проведении контрольных работ по дисциплине «Тестирование программного обеспечения» при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий. По мере накопления опыта преподавания данной дисциплины методика контроля знаний будет совершенствоваться. В частности, планируется рассмотреть возможность использования других форм тестовых заданий по данной теме, а также разработать больше тестовых заданий, связанных с решением небольших практических задач.
Литература:
- Кузнецов Д. Б., Полевщиков И. С., Лясин В. Н. Методика автоматизированного контроля знаний студентов по дисциплине «Теория вычислительных процессов» // Инженерный вестник Дона. 2013. № 4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2041.
- Полевщиков И. С. Методика контроля знаний студентов бакалавриата по дисциплине «Тестирование программного обеспечения» // Молодой ученый. 2015. № 18. С. 18–20.
- Файзрахманов Р. А., Полевщиков И. С. Моделирование и автоматизация процесса управления формированием профессиональных знаний оператора производственно-технологической системы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: science-education.ru/120–16653.
- Файзрахманов Р. А., Полевщиков И. С. Модели и алгоритмы автоматизированного управления формированием профессиональных знаний оператора перегрузочной машины // Фундаментальные исследования. 2015. № 6. С. 73–78.
- Орлов С. А., Цилькер Б. Я. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 608 с.
- Полевщиков И. С., Кондратович М. А., Селиванова О. И. Разработка методического пособия на тему «Способ диаграмм причин-следствий» (для студентов и магистрантов направления «Информатика и вычислительная техника») // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 79–84.