Ключевые слова: электронное правительство, информатизация, информационно-коммуникационные технологии, индекс развития электронного правительства, индекс развития человеческого потенциала, индекс вэб-услуг.
Создание и развитие электронного правительства в Республике Беларусь определяется следующими основополагающими документами:
Государственной программой информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819.
Стратегией развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, принятой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174.
Национальной программой ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 384.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 1074 «Об оказании электронных услуг и реализации государственных функций в электронном виде посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2012 г. № 138 «О базовых электронных услугах»
Стратегией развития информатизации в Беларуси на 2016–2022 годы (готовится проект).
В результате выполнения Государственной программы информатизации Республики Беларусь «Электронная Беларусь» и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы создана общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС).
ОАИС предназначена для интеграции государственных информационных ресурсов и автоматизации деятельности органов государственного управления по предоставлению информационных услуг другим государственным органам, организациям и гражданам.
Структурно ОАИС представлена двумя порталами:
Единым порталом электронных услуг (http://portal.gov.by) (рис. 1).
Рис. 1. Единый портал электронных услуг
В настоящее время реализованы 46 электронных услуг в сфере налогообложения, учета и обращения недвижимого имущества, образования и культуры на основе информации из 12 ГИР — государственных информационных ресурсов.
Порталом для государственных органов и организаций (http://nces.by) (рис. 2), доступ к которому ограничен и возможен лишь по защищенным каналам связи. Портал с онлайн-доступом к административным процедурам для бизнеса заработает с середины 2017 года.
Рис. 2. Портал для государственных органов и организаций
В связи с актуальностью внедрения государственных электронных услуг, гражданских проектов в сфере электронного правительства в Беларуси создан портал об электронном правительстве и госуслугах онлайн (http://e-gov.by) (рис. 3). Портал предназначен для сбора и обсуждения идей e-government (работает с 12 января 2012 года).
Рис. 3. Портал об электронном правительстве и госуслугах
Степень готовности к электронному правительству считается важным показателем уровня развития каждой страны и раз в два года измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг на основе индекса развития электронного правительства (EGDI).
В основу исследования степени готовности Республики Беларусь к электронному правительству легли данные ООН (E-Government Survey-2014) [1].
По данным ООН Республика Беларусь в 2014 году улучшила свои позиции на 6 пунктов по сравнению с 2012 годом и на 9 пунктов по сравнению с 2010 годом, заняв 55-е место из 193 (таблица 1).
Таблица 1
Индекс развития электронного правительства (EGDI)
2014 |
2012 |
2010 |
|||
рейтинг |
индекс |
рейтинг |
индекс |
рейтинг |
индекс |
55 |
0,6053 |
61 |
0,6090 |
64 |
0,4900 |
Индекс развития электронного правительства является интегральным и рассчитывается на основе трех субиндексов (каждый из которых, в свою очередь, складывается из оценки ряда параметров):
индекса телекоммуникационной инфраструктуры (TII) (учитывается количество персональных компьютеров на 100 жителей, интернет-пользователей на 100 жителей, владельцев мобильных телефонов, пользователей широкополостной связи);
индекса развития человеческого потенциала (HCI) (оценивается уровень грамотности взрослого населения и доля детей, обучающихся в младшей и средней школе);
индекса электронных услуг и сервисов, предоставляемых органами власти (OSI) (оценивается посещаемость правительственных сайтов и их наполнение).
Значения индекса развития телекоммуникационной инфраструктуры за 2010, 2012 и 2014 годы приведены на рисунке 4.
Рис. 4. Индекс телекоммуникационной инфраструктуры
Как видно из графика, в 2014 году значение индекса развития телекоммуникационной инфраструктуры в Беларуси по данным ООН составил 0,6069, что выше, чем в 2012 и 2010 годах. Значения параметров индекса телекоммуникационной инфраструктуры за 2010, 2012 и 2014 годы приведены в таблице 2. В этом направлении у страны неплохая динамика (40-е место).
Таблица 2
Параметры индекса телекоммуникационной инфраструктуры (TII)
Год |
Процент интернет-пользователей |
Пользователи фиксированной телефонной связи на 100 жителей, % |
Пользователи фиксированной мобильной связи на 100 жителей, % |
Пользователи проводного Интернет (широкополосная связь) на 100 жителей, % |
Пользователи беспроводного Интернет (широкополосная связь) на 100 жителей, % |
2010 |
28,89 |
37,76 |
71,57 |
0,8 |
0,12 |
2012 |
31,70 |
43,13 |
107,69 |
16,92 |
17,36 |
2014 |
46,91 |
46,86 |
113,52 |
26,91 |
33,28 |
Анализ значений индекса развития человеческого потенциала (HCI) за 2010, 2012 и 2014 годы показал, что Беларусь занимает достаточно высокие места по этому показателю (входит в первую двадцатку). Значения этого индекса в динамике представлены на рисунке 5.
Эффективность электронного правительства оценивают и по индексу развития веб- услуг (OSI), который содержит 4 направления оценки:
начальное информационное присутствие в сети (Emerging information services) — стадия 1;
Рис. 5. Индекс развития человеческого потенциала (HCI)
расширенное информационное присутствие в сети
и оказание электронных услуг (Enhanced information services) — стадия 2;
оказание онлайновых услуг на основе электронного взаимодействия (Transactional services) — стадия 3;
электронные услуги, объединяющие как правительственные структуры между собой, так и обеспечивающие вовлечение граждан в деятельность государственных органов (Connected services) — стадия 4.
Данные по OSI за 2010, 2012 и 2014 годы приведены в таблице 3.
Таблица 3
Индекс развития веб-услуг (OSI)
Год |
OSI |
Стадия 1, % |
Стадия 2, % |
Стадия 3, % |
Стадия 4, % |
2010 |
0,3016 |
43 |
25 |
15 |
12 |
2012 |
0,4118 |
100 |
55 |
25 |
22 |
2014 |
0.3228 |
81 |
16 |
14 |
26 |
Согласно данной таблице, самым высоким показателем является доступ к информации о государственной политике и по законодательству — 81 %, а уровень развития электронных услуг — невысокий (16 %, 14 %, 26 %). Большинство услуг, из 46 представленных на Едином портале электронных услуг, являются информационными, а не интерактивными.
Невысока организация системы «обратной связи» между гражданами и госслужащими. Граждане, как правило, могут заполнить форму на сайте, а on-line ответ получают в течение месяца, проблематично осуществление и электронных платежей. Для Беларуси характерен существенный прогресс в создании сервисов электронного правительства.
По оценке южнокорейских экспертов из компании Samsung SDS, которые проводили анализ состояния системы е-Gov в Беларуси, е-правительство Беларуси «находится на второй стадии развития из четырех» и, чтобы перейти третью стадию «нужно улучшить информационную инфраструктуру и развить транзакционные гражданские сервисы» [2].
В июне 2014 года Центр правовой трансформации Lawtrend принял участие в международном исследовании открытости государственной информации в Интернет. Эксперты (из Беларуси, Грузии, России и США) оценивали сферу доступа к информации на официальных сайтах госорганов исполнительной власти.
Анализ результатов мониторинга показал, что среднее значение коэффициента представления информации по всем исследованным параметрам составляет 22,3 % (по 45 сайтам), 52 % получил официальный сайт Национального банка Республики Беларусь — и это максимальное значение. Более того, ни на одном из исследованных сайтов не представлены все обязательные к размещению категории информации. Проведенное исследование свидетельствует об отсутствии в открытом доступе онлайн следующих категорий общественно значимой информации: «судебных решений; реестров юридических лиц и предпринимателей, объектов недвижимости, кадастровой информации; информации о доходах госслужащих; результатах голосований в парламенте, стенограмм заседаний правительства. Показатель открытости государственной информации онлайн по всем параметрам для Беларуси является самым низким среди исследованных стран» [3].
В целом электронное правительство Республики Беларусь находится в русле мировых тенденций, но необходимо реализовывать единую концепции развития электронного правительства.
Литература:
1. United Nations E-Government Survey_2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.unpan.org/e-government/. — Дата доступа: 20.12.2015 г.
2. Электронный опыт Грузии для Беларуси. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-gov.by/best-practices/elektronnyj-opyt-gruzii-dlya-belarusi /. — Дата доступа: 18.12.2015 г.
3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lawtrend.org/information-access/information-access-information-access/monitoring-predstavlennosti-informatsii-na-ofitsialnyh-sajtah-gosudarstvennyh-organov-skachat-gosudarstvennye-organy-respubliki-belarus-15-let-onlajn. /. — Дата доступа: Дата доступа: 11.01.2016 г.