В данной статье представлена специфика дизайн-проектирования освещения жилых помещений. Авторы предлагают учитывать в проектной деятельности психологические особенности и предпочтения заказчиков дизайн-проектов, владельцев проектируемых интерьеров. Представленные в статье реализуемые проектные принципы показывают необходимость оптимального использования различных источников естественного и искусственного света с учетом функции помещений, предпочтений жильцов, материалов, элементов интерьера, композиционных акцентов и др.
Представленные в статье принципы, используемые при проектировании освещения жилых помещений, применяются и в педагогической деятельности, что способствует повышению уровня профессиональной подготовки студентов вузов.
Ключевые слова: дизайн, дизайн-проектирование, освещение жилых помещений, интерьер.
Дизайн освещения жилых помещений имеет свою специфику и требует учета психологических особенностей людей, проживающих в нём. В городской суете человек всегда стремиться попасть домой, где будет тишина, уют и комфорт, который он создает сам. Интерьер может отражать внутреннее состояние хозяина или целой семьи.
Сегодня большое количество людей могут позволить себе услуги дизайнера, который должен создавать внутренне пространство дома или квартиры с учетом всех пожеланий заказчика. Воплощение уникального дизайна проходит множество этапов: от создания дизайн-проекта до воплощения его в жизнь.
Очень важным аспектом в проектировании является создание комфорта в помещении, который в первую очередь должен ощущаться жильцами. Комфорт может быть психологическим, физиологическим, функциональным. При этом следует учитывать, что каждый вид комфорта воспринимается личностью индивидуально. Все, что будет отклоняться от понимания комфорта в собственном жилье, безусловно, отразится на поведении и отношении человека к окружению.
Для того, чтобы создать комфортное для жильцов пространство, в первую очередь, необходимо изучить и проанализировать потребности, желания и увлечения каждого отдельно взятого члена семьи.
Для начала необходимо изучить характеристики человека с точки зрения биологических показателей: рост, вес, особенности строения тела, противопоказания, существующие болезни и отклонения и т. д.. При игнорировании данных факторов дизайнер рискует не только создать некомфортное помещение, но и помещение, способное нанести вред здоровью человека.
Вторым критерием, который необходимо учитывать при анализе заказчика, является психологический критерий. В этой ситуации при работе с человеком необходимо выявить его характер, интересы, предпочтения в стилях, цвете и т. д.. Это так же важно, ведь применяя, например, в спальне гиперактивного ребенка красный цвет, дизайнер рискует потерять одну из важных функций комнаты — функцию отдыха.
Третий критерий анализа — это физиологический. К нему можно отнести изучение жизнедеятельности человека. Его привычек, жизненных устоев. К примеру, каждый человек имеет четкий алгоритм действий, который совершает утром. Кто-то в первую очередь одевается, потом идет пить чай. У кого-то все происходит с точностью наоборот. Такие вещи могут повлиять не только на порядок расстановки мебели в комнате, но и на выбор ее комплекта.
Все эти критерии необходимо учитывать, так как индивиды могут подвергаться положительным или отрицательным воздействиям в той мере, в какой используемые ими предметы жизнедеятельности соответствуют особенностям строения человеческого тела, сенсорной и двигательной системам их поведения. Любое жилое помещение накладывает ограничение на его обитателей. Продуманное до мелочей жилое пространство в зависимости от того, верно оно продуманно или нет, может облегчить или усложнить человеку выполнение жизненных функций.
Проверено многолетним опытом, что в случаях, где при проектировании учет человеческих факторов не ведется или же сводится к минимуму, чаще происходят заболевания и несчастные случаи.
В последнее время ни один проект жилища не обходится без такого термина, как эргономическое проектирование. Это и понятно, ведь решение задачи создания жилого пространства, наиболее полно отвечающего современным требованиям повышения качества жизни, будет возможным только при масштабном использовании эргономики как научной основы проектирования.
Эргономика включает в себя свод правил, основанных на физических и психических особенностях человеческого организма. Она помогает проектировать комфортное жилое пространство. Но при этом не следует забывать, что все эргономические показатели созданы для среднестатистического человека. А заказчик возможно будет отклоняться от созданных в эргономике норм. И это необходимо учитывать.
Еще один фактор, который следует учитывать при проектировании жилого помещения, это то, что зачастую в доме может проживать не один человек, а целая семья. Проектирование должно обеспечивать понимание дома, как целостного пространства, частью которого являются и сами его обитатели. Проект должен давать возможность каждому проживающему в доме человеку идентифицировать себя с пространством. Поэтому для достижения гармоничного единства интересов каждого человека и всей семьи необходимо предусмотреть обособленные пространства как для индивидуальных потребностей, так и для общесемейных, с учетом некоторой изоляции одних от других [4].
Подбор отделочных материалов, мягкой и корпусной мебели, различных аксессуаров помогают создать неповторимую атмосферу в каждой из комнат. Однако есть немаловажный фактор, влияющий на восприятие и функции жилой среды — освещение интерьера. Любой интерьер мы видим только при свете, и от того, насколько этот свет хорош, зависит восприятие этого интерьера.
То, какое освещение наполняет комнату — залог комфортного проживания в ней. Если она освещена плохо или вообще никак, то это не комната для жизни, а, в лучшем случае, погреб или кладовая. Даже если комната освещена хорошо, но неправильно, то жить в ней будет некомфортно.
Освещение может быть искусственным и естественным. Искусственное освещение полностью зависит от человека, т. е. его можно регулировать в соответствии с потребностями людей. Всегда можно сделать так, чтобы в комнате было столько света, сколько необходимо, регулируя всего лишь количество светильников или мощность светового потока.
Некоторые считают, что чем больше ламп, тем светлее и, следовательно, лучше. Это мнение неверно. Человеческий глаз устроен таким образом, что одинаково устает и от тусклого, и от яркого света. Поэтому в ходе дизайн- проектирования необходимо тщательно выбирать нужный уровень освещения в зависимости от назначения комнаты и от личных предпочтений жильцов.
Количество световых источников можно увеличить подручными способами. Например, с помощью зеркального отражения или отраженного рассеянного света. Зеркало расширяет пространство, добавляет «воздуха», и удваивает световой поток в комнате. За счет этого в комнате становится светлее. Отраженный свет добавляет освещение и не слепит глаза.
Второй способ —это отраженный рассеянный свет. Из физики известно, что все поверхности вокруг имеют свойство отражать световые лучи, особенно этим свойством владеют светлые поверхности. Поэтому если подвесить к белому потолку направленный на него свет, то комната наполнится мягким рассеянным светом.
Еще одно достоинство искусственного света — это способность изменяться в зависимости от потребностей хозяина интерьера. Одна и та же комната может казаться большой или маленькой, теплой или холодной, настраивать на агрессию или, наоборот, расслаблять. Цвет в интерьере так же играет важную роль: может помогать вызывать аппетит или создать тематическую обстановку.
Кроме декоративных функций у освещения есть еще и другие. При помощи света можно зонировать помещение. Для этого понадобятся источники локального освещения, к которому относятся торшеры, бра, споты и подвесные светильники с направленным светом. Именно их различные комбинации позволят создавать новые световые схемы.
Свет может подчеркнуть достоинства мебели, интерьера или целой квартиры. С помощью направленного луча света можно подчеркнуть деталь обстановки, направленный свет ярче и резче очертит контуры предметов, выделит их из всего интерьера. Для того, чтобы выделить в интерьере какой-то объект, можно использовать галогенные лампы — они не привлекают внимания к себе и при этом проливают максимум света на красивый декор.
Игры света и тени можно добиться, подсвечивая текстурные поверхности из пластика, метала или дерева, при этом свет может выявить фактуру предметов. Чтобы в интерьере выделились ковры с крупным ворсом, ткани с орнаментом и объемной структурой, комнатные растения нужно мягко подсветить напольными светильниками.
Еще одна важная характеристика ламп — индекс цветопередачи — это способность ее спектра максимально точно передавать цвета. Это особенно важно, если освещение подбирается к уже готовому цветовому решению интерьера. Чем выше индекс, обозначаемый буквами Ra, тем естественней при таком освещении будут выглядеть цвета вашего интерьера. В идеале этот показатель должен составлять 90–100, хотя и 80–90 тоже находится в пределах нормы.
Что касается естественного освещения, то он бывает за счет солнечных лучей и простого света с улицы. В нормах для проектирования есть два понятия: время инсоляции — это когда в ваши окна напрямую светит солнце, и коэффициент естественной освещенности (КЕО) — это когда в определенной точке помещения измеряется величина дневного света, попадающего к вам через окно.
В любой жилой квартире необходимо обязательное наличие непрерывной инсоляции в течение определенного времени и величина КЕО, размером не ниже определенного значения. Подробнее об этом написано в специальных нормативных документах (например, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076–01) [5].
Естественный свет из окна тоже можно сделать цветным или тусклым с помощью цветного стекла в окне или с помощью тонирования стекла в любой подходящий цвет.
Световое оформление жилого интерьера важно не только для здоровья глаз, оно стимулирует работу головного мозга и способствует хорошему отдыху. Поэтому к подбору освещения для своей квартиры нужно подходить основательно, учитывая особенности дизайн — проекта.
Представленные в статье особенности дизайн-проектирования освещения жилых помещений должны быть учтены в учебном процессе вузов при обучении студентов по направлению «Дизайн» [1; 2; 3].
Литература:
- Ажгихин С. Г. Информационные технологии в дизайнерском творчестве /Информатика и образование. 2007. № 12. С. 68–71.
- Ажгихин С. Г., Селезнева Т. В. Специфика проектирования жилого помещения с учетом потребностей и интересов жильцов. Наука, образование, общество: электронный журнал. 2014. № 1 (1). С. 42–49.
- Марченко М. Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей, обучающихся к творчеству / Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11–13. С. 201–203.
- Марченко М. Н., Селезнева Т. В. Человеческий фактор в проектировании жилого помещения. Международный журнал экспериментального образования: научный журнал. 2015. № 12. Ч.2. С. 236–238.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076–01. Санитарные правила и нормы: [электронный ресурс].- Режим доступа http://www.normacs.ru/Doclist/doc/8DG.html. (3.01.2016).