Сохранность имущества для любого предприятия — это тот фактор его благополучия и сохранности материальных ценностей. Обратим внимание на необходимость и процесс проведения инвентаризации на современном предприятии [1, с.22].
С проведением инвентаризации и её необходимостью хотя бы раз сталкивался любой потребитель, упираясь глазами в вывеску на двери с надписью «Учет». Цель инвентаризации — сопоставление и выявление расхождений по фактическому наличию товара с теми данными, которые находятся в учетной системе организации. Чтобы не останавливать продажи и не терять потребителей большинство торговых организаций устраиваютпроведение инвентаризации и оформление ее результатовв выходной день или даже ночью.
Каждое предприятие, идущее на инвентаризацию должно понимать, что придется тратить дополнительные ресурсы — время и деньги. К примеру — это отвлечение работников предприятия от их основных обязанностей и дополнительные выплаты персоналу за сверхурочную работу, упущенная выгода от остановки торговли или предоставления услуг на срок проведения инвентаризации. Если компания состоит из одного человека то в ходе ревизии придется выполнять несколько функций одновременно: директора, материально-ответственного лица и бухгалтера. Поэтому каждому предпринимателю или директору организации важно знать, как правильно провести инвентаризацию и оформить ее результаты [4, с.16].
Дадим определение организации. Инвентаризация — это проверка их фактического наличия в натуральном выражении. Инвентаризация проводится в целях проверки реальных количественных и стоимостных остатков товаров на соответствие с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации выявляют, сопоставляя фактические остатки товаров, указанные в инвентаризационной описи, с остатками по данным бухгалтерского учета на момент проведения инвентаризации.
В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличия имущества, товаров, визуально оценивается товарный вид, упаковка, наличие ценников и этикеток. Инвентаризации могут подвергаться все группы товаров или выборочные группы товаров, а так же имущество предприятия.
К примеру, полная инвентаризация производится по указанию руководителя компании или планово. Выборочная инвентаризация проводится по решению и распоряжению директора. Инициатива по проведению инвентаризации, согласно договору о коллективной материальной ответственности, может исходить от сотрудников трудового коллектива. Материально ответственные сотрудники вносят предложения о порядке урегулирования выявленных недостач, излишков и потерь товаров.
Подходить к инвентаризации формально не следует. Инвентаризация прежде всего направлена на то, чтобы установить, сколько основных средств, материалов, товаров и другого имущества есть в наличии у организации, каков размер ее дебиторской и кредиторской задолженностей. Кроме того, результаты инвентаризации позволяют проверить, соответствуют ли данные бухгалтерского учета реальному положению вещей.
Инвентаризация в современных условиях и на современных предприятиях имеет иной смысл, по той простой причине, что инвентаризации подвергаются не только вещественные ценности и расчеты, но и нематериальные активы, ценные бумаги, финансовые вложения в паи, займы, уставные капиталы других организаций [5, с.75].
Перед проведением инвентаризации у многих, а чаще у новичков компании, возникает вопрос, что такое инвентаризация и как ее проводить.
Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируются в описях и в сличительных ведомостях сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления недостач или излишков средств предприятия [3, с.90].
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально ответственному лицу, на ответственном хранении у которого находится это имущество.
Инвентаризация имущества и обязательств предприятия является не только способом «обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», но и одним из действенных инструментов повышения эффективности управления его финансово-хозяйственной деятельностью.
Порядок проведения инвентаризации определяется непосредственно руководителем организации, за исключением случаев, когдапроведение инвентаризации обязательно, в случаях:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации [1, с.50].
Исследуем сам процесс, как правильно проводить инвентаризацию. В торговых организациях, согласно российскому законодательству, этот процесс может быть начат внезапно — работники не должны знать ничего до того, как в магазин или на склад придет комиссия. После этого продажа и перемещение товара, который попадает под инвентаризацию, запрещается. Следовательно, закрывается весь склад или магазин, либо только проверяемый отдел и касса при отделе. Инвентаризация склада и торговой точки отличаются тем, что подсчитать товар на складе намного тяжелее, чем на полках, и поэтому требуется больше времени и усилий.
Подготовка к пересчету товара должна проводиться в присутствии всех членов комиссии. Для упрощения процесса может быть составлен план инвентаризации: в этом случае после пересчета можно прямо на ней фиксировать фактическое количество продукции. Этот способ удобен своей наглядностью.
При инвентаризации комиссия проверяет не только количество товара, но и соответствие его нормам качества, хранения и срокам годности. Для фиксирования результатов обязательно формируются документ —опись фактического наличия ценностей по форме ИНВ-3, в котором перечисляются по группам все товары с указанием сорта, артикула и других характеристик, повышающих точность учета [5, с.76].
В зависимости от видов продукции, представленной в магазине и лежащей на складе, в процедуру помимо пересчета может быть введено контрольное взвешивание, измерение и прочие. Если учетные процессы в организации автоматизированы, то проверка проходит быстрее — из системы распечатываются остатки товаров и сверяются с тем, что есть на полках и на складе. Следовательно, возможно быстро обнаружить недостачу или излишки при инвентаризации.
Перед воздействием разных условий в учете имеются все шансы на несоответствия и расхождения. Это могут быть не правильно учтенные товары, не поставленное на баланс имущество. Злоупотребление полномочиями со стороны материально ответственных лиц.
Значение и роль инвентаризации весьма велика. Благодаря ней учитывается практическое присутствие ценностей и материальных средств, а так же выявление излишков. Данное обстоятельство диктуется необходимостью сохранности имущества организации и ведения правильной и честной учётной политики.
Инвентаризации равно как компонент способа учета непосредственно сопряжена с иными компонентами проведения и способами учёта.
Таким способом, с поддержкой инвентаризации:
испытываются целостность и надежность информации учета,
обнаруживаются погрешности, разрешенные в учете,
берутся в учёт неучтённые материальные объекты,
выявляются хищения, недоимки.
Кроме этого, опись имущества захватывает существенное положение в ходе исполнения финансового анализа. Роль инвентаризации состоит еще и в том, что ее могут провести и собственнолично сотрудники компании, вследствие этого представляется один из способов контроля сотрудников за работой компании, за деятельностью материально-ответственных персон, помощи и предотвращения недоимки и хищения товарно-вещественных ценностей.
Литература:
- Бабаеваˑ Ю.А.ˑ Бухгалтерскийˑ финансовыйˑ учет/ˑ Ю.ˑ А.ˑ Бабаеваˑ –ˑ М.:ˑ Вузовскийˑ учебник,ˑ 2014.ˑ –ˑ 234ˑ с.
- Ерофееваˑ В.А.ˑ Бухгалтерскийˑ учёт:ˑ конспектˑ лекций/ˑ В.ˑ А.ˑ Ерофевеа.ˑ -ˑ М.:ˑ Альфа-Пресс.ˑ -ˑ 2013.ˑ -ˑ 345с.
- Кондраковˑ Н.П.ˑ Самоучительˑ поˑ бухгалтерскомуˑ учёту/ˑ Н.ˑ П.ˑ Кондраков.-ˑ 4-еˑ изд.,ˑ перераб.ˑ иˑ доп.-ˑ М.:Проспект,ˑ 2014.ˑ –ˑ 175с.
- Козловаˑ Е.П.ˑ Бухгалтерскийˑ учетˑ вˑ организациях/ˑ Е.ˑ П.ˑ Козлова.ˑ –ˑ М.:ˑ Финансыˑ иˑ статистика,ˑ 2015.ˑ –ˑ 435ˑ с.
- Тарасоваˑ Л.Н.ˑ Бухгалтерскийˑ учётˑ сˑ основамиˑ аудита/ˑ Л.ˑ Н.ˑ Тарасова.-ˑ М.:ˑ ИНФРА-М,ˑ 2014.-456с.