Мониторинг интегральной подготовленности при самостоятельной работе студентов по физическому совершенствованию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 05.02.2016

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Кошбахтиев, И. А. Мониторинг интегральной подготовленности при самостоятельной работе студентов по физическому совершенствованию / И. А. Кошбахтиев, Д. К. Исмагилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1032-1034. — URL: https://moluch.ru/archive/107/24486/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

В статье рассмотрены модельные характеристики интегральной подготовленности студентов, отражающие оценки жировой массы тела, и активной массы тела физического состояния, физической подготовленности.

Ключевые слова: жировая масса тела, активная масса тела, физическая подготовленность.

 

Самостоятельная работа студентов (СРС) в вузе предполагает качественную реализацию целей и задач предмета «Физическая культура» и рассматривается как равноправная форма занятий в организации учебного процесса, а внедрение мультимедийных технологий (МТ) позволяет использовать различные варианты самостоятельной работы для повышения её качества. В этой связи локализованная самоподготовка с использованием целенаправленных упражнений для развития «отстающих» физических качеств и направленна на улучшение состояния всех органов, а значит и повышение работоспособности как физической, так и умственной [1,2].

Особенно велика роль умеренных физических нагрузок для снятия стрессовых явлений во время экзаменационной сессии. В силу этого увеличивается значимость самостоятельных занятий физическими упражнениями, интенсивность и эмоциональность которых легко реализуется самими студентами [3].

Следует отметить что литература, где бы отражались вопросы по основам мониторинга самостоятельных занятий, давались практические рекомендации, ещё не достаточно. Именно поэтому данная статья имеет практическое значение. В ней акцентировано внимание и нашли отражение модельные характеристики интегральной подготовленности студентов, отражающие оценки жировой массы тела, (ЖМТ) и активной массы тела физического состояния, физической подготовленности.

Определение и оценка жировой массы тела

Для определения жировой массы тела ЖМТ используется известный метод измерения окружностей по формуле у девушек:

ЖМТ =1,051х ОБ-1,522 х ОП -0,879 х ОШ +0,320 х ОЖ + 0,597 х ОБУ+0,707, где ОБ — окружность бицепса при согнутой руке; ОП-окружность плеча; ОЖ-окружность живота; ОШ-окружность шеи; ОБ — окружность бедра.

Благоприятный диапазон процентного содержания жировой массы в организме девушек 17–24 %.

У юношей:

ЖМТ= 0,74 х ОЖ — 1,249 х ОШ, где ОЖ- окружность живота; ОШ- окружность шеи.

У юношей норма 18,6–25 %.

В мировой практике применяется индекс массы тела (ИМТ), характеризующий тип телосложения путем соотношения между ростом и весом.

ИМТ= масса тела (кг): длину тела (м2).

Норма у девушек =20,1–29кг/м2, а у юношей 18,6–25 кг/м2

Оценка физического состояния

С целью определения уровня физического состояния УФС рекомендует применять уровень регрессии.

УФС=(700–3хrССисх -2.5хADср-2.7возрастх0.628хмассу тела)/(350 -2.4xвозраст+2.21хдлину тела)

Где AДср=AД+1/3xПД

ПД=AД-ДД

АД — артериальное давление, ДД — диастолическое давление, ПД — пульсовое давление.

Оценка осуществляется по параметрам: низкий уровень физического состояния -0.375, ниже среднего 0.376–0.525, средний 0.525–0.675, выше среднего 0.676–0.825; высокий 0.826 и более [4].

Оценка активной массы тела

Рекомендуется методика определения активной массы тела (АМТ).

Для девушек АМТ=0,311×Р+1,619×О,П-47,75,

Для юношей АМТ=0,514×Р+0,017×ОБ-49,67, где: Р-рост(см), ОБ-окружность бицепса при согнутой руке, ОП-окружность плеча.

Оценка физической подготовленности

Приводим параметры физической подготовленности девушек, нормативы использованы для обучающихся в Ташкентском университете информационных технологий, в среднем: челночный бег 4x10м=11,0 сек; прыжки в длины с места — 160 см, прыжки со скакалкой за 1 минуту 120 раз, поднимание туловища из положения, лёжа на спине — 50 раз; подтягивание на низкой перекладине 12 раз, бег 1000м — 5,40 сек.

Для юношей: бег 10х10м — 21.7 сек, бег 1000м — 3 мин, прыжки в длину с места — 251.5 см, сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа — 68 раз, в висе поднимание ног к перекладине — 15 раз, подъём переворотом — 10 раз.

Информационно-коммуникационные технологии при самостоятельной работе студентов

При нерациональном планировании нагрузок у студентов повышается риск возникновения утомления и сопутствующих травм. Достижение оздоровительного эффекта возможно при условии оптимальной работы сердечно-сосудистой системы студента. Для определения функционального состояния, своевременного выявления утомления применяется мониторинг частоты сердечных сокращений (ЧСС).

ЧСС — информативный физиологический показатель, характеризующий психоэмоциональное состояние, реакцию организма на физическую нагрузку. Регистрация ЧСС с помощью монитора сердечного ритма (МСР), очень простой и удобный способ определения адекватности физической нагрузки функциональным возможностям студента [4].

Методика использования монитора сердечного ритма основана на регистрации ЧСС как основного показателя интенсивности выполнения упражнений. Запись осуществляется с помощью беспроводного кодированного передатчика в покое и во время исполнения упражнений. Мониторинг ЧСС включает следующие показатели:

          ЧСС уд/мин каждые 5 секунд (минимальное, максимальное);

          продолжительность выполнения упражнения;

          распределение по зонам интенсивности (аэробная, аэробно-анаэробная, анаэробная).

Высчитывая общее количество ЧСС за время выполнения упражнений можно определить степень нагрузки (большая, средняя, низкая). Данные ЧСС обрабатываются с помощью компьютерной программы PolarPrecisionPerformance, а затем через принтер, в виде распечатки занимающийся получает результаты регистрации ответной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку.

Изложенное позволяет контролировать нагрузку, и оптимизировать процесс самостоятельной работы, затем необходимы поправки. В период между занятиями физическими упражнениями программное обеспечение представляет возможности для анализа и планирования дальнейших нагрузок.

Специалистами [5] определены зоны оптимальных величин интенсивности по ЧСС, при проведении самостоятельных тренировочных занятий для лиц 20 лет, где такой зоной является ЧСС от 150 до 177 уд/мин, зоной больших нагрузок — от 178 до 200 уд/мин.

 

Литература:

 

  1. Бабичева И. В., Васильева Е. Б. Методические указания к самостоятельным занятиям физическими упражнениями / ТУИТ. Ташкент, 2014. — 17с.
  2. Бушма Т. В., Волкова Л. М., Зуйкова Е. Г. Организация содержания самостоятельной работы студентов специализации. «Аэробика» /// Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. — С. 24–26.
  3. Горелов А. А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза // Физическое воспитание студентов. Москва. 2013. — Вып. 1. — С.17–18.
  4. И. А. Кошбахтиев, Р.И Нуримов. Информационные средства самоконтроля физического состояния человека при занятиях физической культурой. // Вестник ТУИТ. 2008. — № 2. — С. 106–108.
  5. Массовая физическая культура в вузе: Учеб.пособие / Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова — М.:Высш. шк., 1991–240с.
Основные термины (генерируются автоматически): активная масса тела, жировая масса тела, физическое состояние, физическая подготовленность, интегральная подготовленность студентов, ОШ, самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, сердечный ритм, физическая нагрузка.


Ключевые слова

физическая подготовленность., физическая подготовленность, жировая масса тела, активная масса тела

Похожие статьи

Определение научно-обоснованных средств для занятий футболом студентов отделения спортивного совершенствования

В статье рассматриваются зависимости между параметрами физического развития, специальной, физической подготовленности студентов занимающихся футболом в отделении спортивного совершенствования.

Анализ интегральной подготовленности студентов

Показано, что интегральная подготовленность студентов нуждается в коррекции и одним из средств являются практические занятия спортивно-ориентированного физического воспитания.

Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов

В статье рассматриваются методы оценки интегральной подготовленности студенческой молодёжи.

Исследование интегральной подготовленности студентов Международного Вестминстерского университета в Ташкенте

В статье анализируются параметры интегральной подготовленности студентов.

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования, занимающихся футболом

В статье анализируется интегральная подготовленность студентов отделения спортивного совершенствования занимающихся футболом.

Определение соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям занимающихся на основе динамики ЧСС

В статье анализируется динамика частоты сердечных сокращений с целью определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям студенток, выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое упражнение в процессе занятий физического ...

Особенности самоэффективности спортсменов высшего мастерства

В статье раскрывается проблема самоэффективности спортсменов. Выявлено, что для спортсменов высшего мастерства преобладающими компонентами психологической готовности к тренировочной и соревновательной спортивной деятельности являются: средний уровень...

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах ...

Определение основных критериев оптимизации физической нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой

В статье приводится метод непрерывной регистрации показателей ЧСС у студенток на занятиях оздоровительной аэробикой. Определена интенсивность базовых упражнений оздоровительной аэробики и предложена система их применения.

Исследование объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток

В статье приводятся результаты исследования объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток, проведена оценка и сравнение полученных данных.

Похожие статьи

Определение научно-обоснованных средств для занятий футболом студентов отделения спортивного совершенствования

В статье рассматриваются зависимости между параметрами физического развития, специальной, физической подготовленности студентов занимающихся футболом в отделении спортивного совершенствования.

Анализ интегральной подготовленности студентов

Показано, что интегральная подготовленность студентов нуждается в коррекции и одним из средств являются практические занятия спортивно-ориентированного физического воспитания.

Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов

В статье рассматриваются методы оценки интегральной подготовленности студенческой молодёжи.

Исследование интегральной подготовленности студентов Международного Вестминстерского университета в Ташкенте

В статье анализируются параметры интегральной подготовленности студентов.

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования, занимающихся футболом

В статье анализируется интегральная подготовленность студентов отделения спортивного совершенствования занимающихся футболом.

Определение соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям занимающихся на основе динамики ЧСС

В статье анализируется динамика частоты сердечных сокращений с целью определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям студенток, выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое упражнение в процессе занятий физического ...

Особенности самоэффективности спортсменов высшего мастерства

В статье раскрывается проблема самоэффективности спортсменов. Выявлено, что для спортсменов высшего мастерства преобладающими компонентами психологической готовности к тренировочной и соревновательной спортивной деятельности являются: средний уровень...

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах ...

Определение основных критериев оптимизации физической нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой

В статье приводится метод непрерывной регистрации показателей ЧСС у студенток на занятиях оздоровительной аэробикой. Определена интенсивность базовых упражнений оздоровительной аэробики и предложена система их применения.

Исследование объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток

В статье приводятся результаты исследования объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток, проведена оценка и сравнение полученных данных.

Задать вопрос