В работе рассматриваются вопросы изучения эффективности тренировочных занятий по легкой атлетике в беге на 400 метров, приводятся результаты исследований. В работе представлен анализ содержания объема тренировочной работы и сравнение его с результатами контрольных нормативов по физической подготовленности бегуний на 400 метров различной квалификации.
Ключевые слова: тренировочные занятия, объемы нагрузок, общая и специальная физическая подготовка, бег на 400 метров, контрольные нормативы, результаты исследований.
Актуальность данной работы заключается в возрастающей необходимости научного обоснования технологии тренировочного процесса бегуний на 400 метров.
Бег 400 м относится к наиболее трудным упражнениям спринтерского характера и предъявляет исключительно высокие требования к организму спортсменок. Для достижения высоких спортивных результатов на этой дистанции необходимо иметь отличную технику бега и высокий уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливости. В свете современных требований на одно из первых мест выдвигается проблема построения спортивной подготовки и структура тренировочных нагрузок. В связи с этим большой интерес представляют исследования по определению допустимых объемов тренировочных нагрузок на занятиях у девушек, особенно в беге на 400 метров.
В настоящее время основное внимание уделяется разработке практически пригодных способов нормирования и регистрирования параметров тренировочной нагрузки в микро- и мезоциклах тренировки, в расчете на то, чтобы по возможности обеспечивалась адекватность нагрузок индивидуальному состоянию спортивной работоспособности и тенденциям индивидуальной динамики тренированности бегуний на 400 м.
Дальнейшая разработка этих вопросов позволит более целенаправленно строить тренировочный процесс бегуний на 400 м в микро-,мезо и макроциклах.
Целью данной работы является оптимизация содержания общей и специальной физической подготовленности бегуний различной квалификации на 400 м и устранение недостатков тренировочном процессе.
Задачи исследования
- Определить исходный уровень и динамику физической подготовленности студенток-бегуний на 400 м.
- На основе полученных данных обосновать методику повышения специальной выносливости на основе рационального планирования тренировочных нагрузок.
- Обосновать распределение основных средств тренировочных занятий в годичном цикле в беге на 400 м на этапах начальной и углубленной специализации.
Для бега на 400 метров важнейшим физическим качеством является специальная выносливость, т. е. способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованием его специализации.
Для исследований были задействованы девушки 19–22 лет (от 2 разряда до КМС). Экспериментальные исследования проходили в естественных условиях педагогического процесса. Занятия в исследуемой группе были направлены на общую и специальную физическую подготовку, воспитание общей и специальной выносливости в беге на 400 м.
Все тренировочные занятия строились на базе разносторонней и специальной физической подготовки с целью развития основных физических качеств в беге на 400 м и особенно специальной выносливости и дальнейших занятий бегом на 400 м.
Сравнительный анализ результатов исследований спортивной деятельности и тренерской работы И. В. Дорофеевой и Т. В. Асанова показал, что высокие результаты в беге на 400 м обусловлены более высоким уровнем максимальной скорости бега.
Было выявлено, что для повышения качества и эффективности методики подготовки бегуний на 400 м целесообразно применение метода вариативного развития специальной выносливости с дифференцированием основных средств беговой подготовки с целью акцентирования развития отстающих физических качеств.
Для успешной реализации данных методических подходов на практике важное значение имеет следующее:
объективное определение индивидуальных лимитирующих факторов специальной подготовленности;
рациональное планирование тренировочных программ в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменок;
выбор оптимальных режимов использования тренировочных средств, направленных на развитие максимальной скорости, скоростной и силовой выносливости;
контроль технических параметров бега в процессе подготовки;
учет особенностей подготовки женщин.
Подготовка спортсменки в беге на 400 метров осуществлялась на основе сравнения индивидуальных показателей с нормативными, в качестве которых были использованы оптимальные уровни соотношения результатов на смежных дистанциях, а также среди скоростей на первых 300 м и финише.
В результате исследования специальных средств беговой подготовки, уровней развития физических качеств и технико-тактических характеристик в беге на 400 м показано:
с ростом спортивного мастерства наблюдается повышение нагрузки прежде всего максимальной и субмаксимальной мощности;
основным лимитирующим фактором в достижении спортивных результатов в беге на 400 м является недостаточно высокий уровень максимальных скоростных способностей;
падение скорости на заключительном отрезке дистанции 400 м, у сильнейших бегуний происходит как за счет снижения длины, так и частоты беговых шагов и носит индивидуальный характер.
Выявлено, что повышение спортивного результата у бегуний на 400 м сопровождалось благоприятным изменением параметров техники бега.
Выводы:
- Наряду с обладанием высокого уровня основных физических качеств, специальной физической и технической подготовки важным является умение спортсменкой эффективно реализовать свои функциональные возможности и уровень тренированности и умение рационально распределять свои силы в беге на 400 м.
- Своевременная коррекция недостатков физической подготовленности бегуний является необходимым условием повышения уровня спортивного мастерства.
Литература:
- Мохнов В. Л. Метод вариативного развития специальной выносливости у спортсменок в беге на 400 м. Автореф….канд.пед.наук, Москва, 1983, — 18 с.
- Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Зеличенок В. Б., Прокудин Б. Ф. Легкая атлетика: бег на короткие дистанции. М.: Сов.спорт, 2004, — С.5–21.