Деятельность кафедры «Информационно-библиотечные системы» ТУИТ в подготовке квалифицированных специалистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 05.02.2016

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Аракелов, С. Р. Деятельность кафедры «Информационно-библиотечные системы» ТУИТ в подготовке квалифицированных специалистов / С. Р. Аракелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 773-775. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25136/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Формирование нового поколения специалистов с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни — одно из главных требований Национальной программы по подготовке кадров в Узбекистане. Эта задача, в первую очередь, решается образовательными учреждениями на базе подготовки бакалавров и магистров.

Библиотечный факультет Ташкентского государственного института культуры им. А. Кадыри начал свою работу с 1974 года, тогда он имел 2 кафедры: кафедру «Библиотековедение» (зав. — профессор, доктор исторических наук А. Г. Касымова) и кафедру «Библиографии» (зав. — профессор Чабров Г.), а кафедра «Библиотечные фонды и каталоги» (зав. — канд. пед. наук, доцент М. А. Рахимова) была организована в 1978 году. Впоследствии была организована кафедра «Информационные и технические средства» под руководством доцента Т. Ф. Расулова.

Начиная с 2001 года на факультете стали готовить бакалавров по учебному направлению «Библиотековедение и информационные системы». Выпускники, окончившие институт по этому образовательному направлению могли работать на должностях: «Библиотекарь-библиограф», «Архивовед», «Библиотековед», «Делопроизводитель» в различных информационно- библиотечных учреждениях страны. Факультет готовил и выпускал магистров по специальностям: информатизация и библиотековедение; документоведение, документалистика, архивоведение; информационно-библиотечный и книжный маркетинг.

При факультете функционировали компьютеризированные классы, созданные на основании грантов, полученных от Института Открытое Общество Узбекистана в 2004 году и программы TEMPUS в 2010 году. В этих оснащенных современной техникой классах обучение проводилось на базе новейших информационных систем и технологий. Студентам была предоставлена возможность работы с INTERNET ресурсами, с базой данных Мировой информационной компании «EBSCO», и интегральными библиотечно-информационными системами «ИРБИС» и «КАРМАТ», предназначенными для автоматизации рабочих процессов информационно-библиотечных учреждений. Преподаватели факультета в 2009–2010 учебном году прошли обучение в магистратуре Университета Роберта Гордона (Абердин, Шотландия) по библиотечно-информационному образованию в рамках программы TEMPUS, что существенно сказалось на методике преподавания профилирующих дисциплин.

В 2000 году факультет был переименован в «Управление библиотечно-информационной деятельностью».

На факультете на тот момент функционировали 3 кафедры.

Кафедра «Информатика, математика и информационные технологии» (зав. кафедрой Каримов У. Ф., кандидат технических наук, доцент). По направлению бакалавриата основной дисциплиной, читаемой студентам, является «Информатика и информационные системы». Студенты изучали также такие дисциплины, как: моделирование библиотечно-информационных систем, интегральные информационно-поисковые системы, основы ИРБИС, КАРМАТ, электронный каталог, автоматизированное рабочее место библиотекаря и библиографа, рабочая профессия: оператор персональных ЭВМ, документоведение.

К их услугам были — компьютерный рабочий класс, в котором можно было найти материалы к обучению всех предметов в электронной форме. Преподаватели кафедры использовали внебюджетные средства для совершенствования учебного процесса. Получены международные гранты: «UZNANETU — национальная сеть университетов Узбекистана» и «Компьютеризированный класс для подготовки квалифицированных библиотекарей в институте культуры».

Кафедра библиотековедения (руководил кафедрой с 2003 по 2011 годы Махмудов М. Х. канд. пед. наук, доцент; с 2011 кафедру возглавляет Ганиева Б. И., канд. пед. наук, доцент) — ведущая на факультете «Управление библиотечно-информационной деятельностью», она была родоначальницей других кафедр, организованных на ее базе, являлась выпускающей кафедрой, координирующей работу по приему и выпуску специалистов библиотечно-информационной сферы. В связи с направлениями бакалавриата и магистратуры, на кафедре помимо библиотековедческих дисциплин читались предметы по архивоведению, книжному делу, книжной торговле и книжному маркетингу. Студенты изучали следующие дисциплины: теория и история библиотечного дела в Узбекистане и за рубежом, общее библиотековедение, обслуживание потребителей информации, психология читателя и чтения, менеджмент и маркетинг в библиотечно-информационных учреждениях, управление библиотечно-информационной деятельностью в Узбекистане, теория и история архивного дела, организация архивного дела, основы делопроизводства, основы сценарного мастерства.

Преподаватели кафедры являлись авторами целого ряда научных статей, учебных и учебно-методических пособий по проблемам библиотековедения. За последние годы были выпущены новые учебники, учебные пособия, монографии: «История библиотечного дела в Узбекистане. 1 часть», «Психология читателей и чтения», «Теория и история библиотечного дела», «История и деятельность библиотек на территории Узбекистана», «Очерки истории памятников письменности и библиотек мира», «История библиотечного дела в Узбекистане. Часть 2», «Библиотековедение, архивоведение, книговедение». Кафедра библиотековедения имеет тесные контакты с крупнейшими библиотеками республики, принимает активное участие в конференциях, научно-практических семинарах, в «круглых столах», посвященных проблемам развития библиотековедения как науки, библиотечно-информационной деятельности в республике и ее совершенствование в современных условиях.

В 2006 году кафедры «Библиография» и «Библиотечные фонды и каталоги» были объединены в одну «Библиография и документоведение» (зав. кафедрой Долгополова И. В., канд. пед. наук, доцент)

Педагогами кафедры было подготовлено и издано более 100 учебно-методических и учебных пособий по предметам «Библиография Узбекистана», «Краеведческая библиография» и «Библиография социально-гуманитарной литературы». Обогащая свои теоретические знания и практические навыки, преподаватели кафедры совместно с сотрудниками Национальной библиотеки Узбекистана, Фундаментальной библиотеки Академии Наук и Ташкентской областной научной библиотеки «Турон» принимают участие в издании библиографических указателей, посвященных творчеству великих ученых, литераторов и поэтов. Преподаватели кафедры регулярно проводят семинары и практические занятия по различным темам, среди которых особого внимания заслуживают следующие: «Книговедение и история книги», «Библиография социально-гуманитарной литературы», «Библиография художественной литературы», «Библиография Узбекистана» и другие.

Аналитико-синтетическая обработка документов, документные ресурсы, фонды документов, электронный каталог, рабочая профессия (реставратор), услуги и реклама информационных ресурсов — вот только некоторые предметы, которые являлись профильными для этой кафедры и считались основополагающими на факультете. Именно эти предметы закладывают основу теоретических и практических знаний будущих специалистов библиотечного дела. Предметы: электронный каталог, услуги и реклама информационных ресурсов призваны обучить наиболее доступным и надежным способам получения информации. Знающие и любящие свою работу квалифицированные педагоги обучали работе с документными ресурсами — обработке поступившей литературы, размещению в фонде и обеспечению ее сохранности. Большинство профессорско-преподавательского состава факультета обучалось, повышало профессиональную квалификацию, защищало диссертации в вузах Москвы и Санкт — Петербурга. Институт тесно сотрудничал с российскими вузами: Челябинской государственной Академией культуры и искусств и Казанским государственным университетом культуры и искусств.

Быстро меняющийся информационный мир выдвигает свои требования к библиотечным учреждениям и кадрам.

Давно назрела необходимость в смене методик, подходов и технологий в процессе подготовки информационно-библиотечных специалистов.

Постановления Президента Республики Узбекистан № 381 от 20.06.2006г.,№ 1487 от 23.02.2011 г. и Закон «Об информационно-библиотечной деятельности» от 13.04.2011года поставили кардинально новые задачи перед библиотечной общественностью и придали новый импульс в подготовке современных высококвалифицированных кадров, востребованных информационно-библиотечными учреждениями страны.

В 2012–2013 учебном году на базе Ташкентского университета информационных технологий была открыта кафедра «Информационно-библиотечные системы» в составе факультета «Профессиональное образование в сфере ИКТ» (зав. кафедрой Ганиева Б. И., канд. пед. наук, доцент), где согласно новому государственному стандарту, учебным планам наряду с базовыми предметами были введены новые дисциплины, отвечающие международным требованиям. Руководство университета уделяет большое внимание вопросу преподавания специальных дисциплин на английском языке. Были открыты курсы английского языка для всех преподавателей без отрыва от учебного процесса. Преподаватели постоянно повышают свою квалификацию, как в отечественных центрах, так и в ведущих зарубежных университетах, совершенствуют навыки преподавания специальных предметов на английском языке, принимают активное участие в проведении международных конференций, cеминаров:ITPA-2014, EWAIII-2014 (Vienna, Austria), INFOLIB — 2014, Иссык-Куль — 2014, CentralAsia — 1998–2015, TEMPUS, GlobalSymposiumonImplementingNCS/NQFintoEducation — 2014 (S.Korea), ИПК и ПК СССПО — 2015, ERASMUS+.

Более 100 преподавателей Ташкентского университета информационных технологий за два года прошли обучение в ведущих международных университетах Южной Кореи и Европейского Союза, большинство специальных предметов читаются на английском языке, информационно-ресурсный центр оснащён современным оборудованием, оргтехникой, а также укомплектован иностранной литературой, что даёт возможность получать оперативно необходимую информацию из первоисточников.

В заключении хотелось бы отметить, что применение информационных и педагогических технологий в гармоничном сочетании с интерактивными методами на английском языке даёт нашим студентам возможность быть конкурентоспособными на современном рынке труда.

Сегодня специалисты, умеющие грамотно работать с электронными документами и владеющие иностранными языками, как никогда, востребованы в современной жизни. Поэтому выпускников, окончивших направление «Информатизация и библиотековедение» и успешно работающих по любимой специальности, можно встретить не только в информационно-библиотечных учреждениях республики. Применение инновационных методик обучения, использование дистанционных и электронных форм в подготовке современных кадров уже стало необходимостью и обязательным требованием, предъявляемым обществом. Информационно-библиотечные учреждения сегодня являются профессиональными проводниками в мир образования, науки и производства, что, в свою очередь, способствует подготовке квалифицированных специалистов для всех отраслей экономики. Ташкентский университет информационных технологий сегодня олицетворяет собой локомотив, ведущий университет страны, определяющий скорость преобразований в сфере информационных технологий и коммуникаций. Информационно-библиотечные учреждения, архивы, музеи с нетерпением ожидают наших выпускников по направлению «Информатизация и библиотековедение» после окончания университета и получения степени бакалавра.

 

Литература:

 

  1.    S. R. Arakelov. Information and library science: innovative methods of teaching courses in the bachelor ", Proceedings of the 8th International Conference» Сentral Asia — 2014 ". — Karshi, 23–25 April 2014.
  2.    S. R. Arakelov. Information and Library science: the processes of informatization learning in undergraduate. /The Third International Conference on Eurasian scientific development. ProceedingsoftheConference. Vienna. ISBN — 13 978–3-902986–31–3. 2014. — 78–80 p.
  3.    Справочник информационного работника / Науч.ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. — СПб.: Профессия, 2005.- 552 с.
  4.    Шварцман М. Е. Владельцы электронных ресурсов / М. Е. Шварцман, И. К. Разумова. // Б-ка. — 2003. — № 5. — С.35–37
Основные термины (генерируются автоматически): TEMPUS, Узбекистан, английский язык, кафедра, библиотечно-информационная деятельность, преподаватель кафедры, наука, предмет, ташкентский университет, электронный каталог.


Похожие статьи

Информационно-библиотечные технологии: опыт Национальной и Электронной библиотек Республики Корея в подготовке кадров нового поколения

Применение стандартов СИБИД в сфере информационно-библиотечной деятельности

Внедрение сетевых технологий в обучение курса «Информатика и информационные технологии»

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Личностно-ориентированный подход в профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ

Инновационный подход к формированию профессиональных компетенций обучающихся профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

Реализация межпредметных связей в рамках изучения дисциплин «Литература» и «Музыкальная литература» в Бузулукском музыкальном колледже

Разнообразные формы неформального обучения педагогов через деятельность регионального консультационного центра РИП-ИнКО «Школа — территория здоровья» (из опыта работы)

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Похожие статьи

Информационно-библиотечные технологии: опыт Национальной и Электронной библиотек Республики Корея в подготовке кадров нового поколения

Применение стандартов СИБИД в сфере информационно-библиотечной деятельности

Внедрение сетевых технологий в обучение курса «Информатика и информационные технологии»

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Личностно-ориентированный подход в профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ

Инновационный подход к формированию профессиональных компетенций обучающихся профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

Реализация межпредметных связей в рамках изучения дисциплин «Литература» и «Музыкальная литература» в Бузулукском музыкальном колледже

Разнообразные формы неформального обучения педагогов через деятельность регионального консультационного центра РИП-ИнКО «Школа — территория здоровья» (из опыта работы)

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Задать вопрос