Современный мир невозможно представить без компьютера. Использование его существенно повышает эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на занятиях позволит педагогам не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи, одна из них — повысить наглядность обучения.
Как правило, любое закономерное событие, действие и т. д. следует продемонстрировать на частном примере. Для более рационального постижения учебного материала требуется подключать чувственно-эмоциональную сферу человеческого сознания, и только при гармоническом сочетании разума, чувств и эмоций удается обеспечить успешный учебный процесс. Такое требование, где сочетаются абстрактные и общие формулировки с их конкретными и единичными реализациями называется принципом наглядности.
Наглядность с одной стороны помогает лучше понять тему, а с другой, она значительно способствует ее запоминанию и практическому применению. Использование на занятии, в учебнике рисунков, презентаций с фотографиями, картин — один из случаев реализации принципа наглядности. (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров)
Использование презентаций делает обучение доступным и индивидуальным интерактивным и адаптивным, что означает приспособление процесса обучения к уровню знаний, умений и психологических особенностей обучаемых.
Общеизвестно, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит — 25 % видимой информации, когда видит и слушает — 65 % получаемой информации. Необходимость применения технологий, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Необходимость использования презентаций обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать техническое устройство с помощью мела и доски. Презентации позволяют выйти за рамки учебной аудитории: сделать понятным то, что сложно и долго понять, растолковать отвлеченные понятия, создать комфортные условия в процессе обучения.
Файлы-презентации обладают следующими дидактическими возможностями:
Являются источником информации;
Повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
Обогащают круг представлений;
Создают эмоциональное отношение к учебной информации;
Активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления и речи, наблюдательности;
Создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения.
Проблемы использования визуальной наглядности достаточно исследованы, однако презентация конкретного текста в системе развития речи и способа создания коммуникативной мотивации пока все еще актуальна.
Применение презентации синхронно с контекстом мобилизует психическую активность, активизирует внимание, вызывает интерес к занятию, обеспечивает правильное осмысление материала.
«Читаю» «Вижу» — т. е. создаются образы, представления, мышление же превращает эти представления в понятия. Организация материала обучения по развитию речевой деятельности должна опираться на следующие лингвометодические принципы:
Принцип коммуникативной направленности;
Принцип ситуативной обусловленности;
Принцип индивидуализации.
Индивидуальное сознание отличается значительным опытом и главное — целями, задачами, лежащие в основе потребности обращения к специальному тексту, отличающимся своим разнообразием, которое связано с субъективной оценкой ценности понимания и значимости в широком контексте научного знания.
В свете сказанного мы предлагаем чтение сопровождать презентацией (иллюстрациями) в полном объеме по содержанию текста, т. е. иллюстрировать не просто каждый абзац, а абсолютно все объекты, предметы явления, опорные слова, словом, все что поддается иллюстрированию. Иллюстрации располагать согласно содержания, строго соблюдая последовательность передачи информации. При этом педагог ставит основные задачи: увидеть, понять, запомнить, сказать. Эти задачи облегчены самой презентацией, решить их несложно, в особенности — увидеть понять, запомнить, а вот что касается «сказать» — мы предлагаем студентам составить свой план высказывания, побуждая его к продуцированию. Любая речь представляет собой форму диалога. Поскольку понимание текста, речи предполагает не только трансформацию диалогичности, заложенную автором, но и строит свой собственный диалог, который формируется сопоставлением поступающей информации с потребностями собственной моделизации в своем сознании, т. е. лучшее понимание текста происходит тогда, когда понятна его структура. В лингводидактике рассматривались прагматичные тексты и проективные, которые могут быть уподоблены иллюстративному материалу. Была достаточно методичная попытка показать способы связки прагматичного и проективного текстов, но опять-таки речь идет о публицистике и художественной литературе.
Речемыслительная деятельность является средством реализации мыслительного содержания с помощью языковых единиц, поэтому в любом тексте проявляется специфика мышления коммуникантов, их позиции, а также субъективное использование языка. (Г. В. Колшанский) Контекстная семантика. М., 1980).
Соответственно в речемыслительной деятельности выделяются мыслительные категории, характеризующие индивидуальное знание коммуникантов о мире и их представление об экстралингвистических условиях акта коммуникации и языковые категории, связанные с закономерностями и свойствами языка в их субъективном использовании. Есть работы, где достаточно эффективно используются опоры (функционально-смысловые таблицы) для самостоятельного коммуникативного овладения лексическими единицами и для организации самостоятельной работы в целом. Подробно описан метод работы: действия педагога, задачи студента и результаты внедрения функционально-смысловых таблиц. Большой интерес для нас представляют логико-смысловые модели (ЛСМ), используемые в работе Ахмедовой Л. Т. Посредством использования логико-смысловых моделей реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, соблюдается основной принцип этого подхода: в центре обучения находится студент и его учебная деятельность. Использование логико-смысловых моделей стимулирует групповую деятельность и является графической интерпретацией предлагаемой темы. Работа в различных режимах (в группах, парами) позволяет адаптировать коммуникативные ситуации, умело использовать разговорные клише, рассуждать и сравнивать. Роль преподавателя при этом сводится к тому, чтобы управлять процессом обучения и создавать условия для работы, т. е. обеспечивать мотивацию, желание общаться. Ахмедова Л. Т.
Опираясь на данный принцип т. е. студент главный субъект в системе образования, мы предлагаем расширить понятие ЛСМ и использовать данное определение в интегрированной форме, а именно, комплексное предъявление учебного специального текста в презентационном иллюстрационном сопровождении. Наша задача — как можно больше и содержательней проиллюстрировать заявленный текст. Методике известно, что тексты по специальности несколько сложны в плане понимания и продуцирования. В лингвистике текст понимается в широком и узком смысле. В нашем случае это узкий смысл, когда текст — это набор предложений, объединенный общей темой. Чтение специальной литературы как подвид речевой деятельности обеспечивает деятельность познания индивида через коммуникацию, опосредованное текстом. А текст есть коммуникативная единица и, презентуя текст по специальности, педагог ставит главную цель: овладеть новыми словами-терминами для дальнейшего их продуцирования в речи.
Овладение новым словом (термином) всегда начинается с рецептивного действия. Овладение термином проходит через стадии:
а) рецептивно-репродуктивную, б) просто репродуктивную и
в) репродуктивно-продуктивную.
Работа над термином заканчивается его продуктивным использованием. Усвоение лексической единицы достигается в результате выполнения комплекса учебных и учебно-речевых действий. Обобщение, упрочение и активизация лексического материала реализуется путем его систематизации по многим признакам. В нашей работе учитывается тематический принцип (принадлежность к определенной теме или подтеме). Учитывая это мы представляем поэтапную работу с текстами по специальности, в которой используются следующие приемы:
- Рецептивно-репродуктивная стадия овладения новым словом (термином).
идентификация терминов посредством наглядности;
уточнение, пояснение;
выделение определенных принципов;
иллюстрирование примерами.
- Репродуктивная стадия овладения новым словом.
поиск конкретной информации;
уточнение иллюстраций, выдвигающие конкретную информацию;
определение основной идеи;
обобщение изложенных фактов.
- Продуктивная стадия.
использование контекстуальной догадки;
толкование с использованием иллюстраций;
выражение мысли более простыми средствами;
комбинирование языковых средств.
Безусловно, мы получим положительный результат при условии правильного формирования речевых упражнений, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности.
Литература:
- Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров Язык и культура Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Москва — 1990.)
- Г. В. Колшанский Контекстная семантика. М., 1980.
- Ахмедова Л. Т. Роль и место педагогических технологий в профессиональной подготовке студентов. Ташкент — 2009.