Трудовые ресурсы как социально-экономический фактор, влияющий на результаты деятельности сельского хозяйства (на примере ГАОУ СПО «Оренбургский аграрный колледж») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 22.01.2016

Статья просмотрена: 623 раза

Библиографическое описание:

Вознюк, Е. А. Трудовые ресурсы как социально-экономический фактор, влияющий на результаты деятельности сельского хозяйства (на примере ГАОУ СПО «Оренбургский аграрный колледж») / Е. А. Вознюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 423-426. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25191/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

Россия отстает от развитых стран мира по уровню урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства и производительности труда, несмотря на свои богатые природные и трудовые ресурсы. Одной из причин низкой эффективности сельскохозяйственного производства является лишение крестьянина собственности на землю и другие средства производства. Необходимость коренных изменений в сельском хозяйстве России назрела давно, однако, попытки улучшить сельскохозяйственное производство неоднократно оканчивались неудачей.

Одной из попыток изменить ситуацию в сельскохозяйственном производстве к лучшему, являло повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет внедрения внутрихозяйственного расчета, коллективного и арендного подряда.

Опыт государственного регулирования различных отраслей агропромышленного комплекса (в том числе и социальной сферы) свидетельствует о том, что оно должно основываться на системном научном планировании и прогнозировании, которое позволяет на базе полученной информации о прошлом и настоящем состоянии экономики предположить альтернативные пути ее развития в предстоящем периоде.

Системный подход в анализе хозяйственной деятельности вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и соподчиненности, что достигается с помощью систематизации. Систематизация в целом — это размещение изучаемых явлений или объектов в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности.

Исследуемые в анализе факторы могут быть классифицированы по разным признакам.

По своей природе факторы подразделяются на природные, социально-экономические и производственно-экономические.

В данной статье мы рассматриваем влияние социально-экономических факторов на результаты деятельности сельского хозяйства. Поэтому рассмотрим только их. К ним относятся жилищные условия работников сельского хозяйства, условия труда, общий уровень подготовки кадров и д. р. Они способствуют более полному использованию производственных ресурсов предприятий и конечные результаты их деятельности.

В хозяйственной деятельности предприятия некоторые явления непосредственно связаны между собой, другие — косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности их труда. Множество других факторов косвенно воздействует на этот показатель.

Социально-экономическая эффективность результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий характеризуется изменением социально-демографического состава кадров, их общеобразовательным и профессионально-квалификационным уровнем, улучшением жилищных условий, совершенствованием условий труда, развитием культурно-базового обслуживания, физической культуры и спорта, ростом благосостояния всех работников.

На результативность сельскохозяйственного производства оказывают влияние экономические факторы:

          оптимизация размеров производства;

          паи, доли;

          планирование, система норм и нормативов;

          хозяйственный или коммерческий расчет;

          экономические взаимоотношения между подразделениями;

          материальное стимулирование труда;

          ценовая политика;

          финансовый капитал;

          инвестиционная политика;

          налоговая политика;

          кредитная политика.

Социальные факторы, оказывающие влияние на эффективность производства сельскохозяйственной продукции:

          условия труда и отдыха работников;

          удовлетворение потребностей;

          размеры структуры доходов;

          морально-психологический климат в организации;

          система повышения квалификации;

          уровень развития коллектива;

          страхование;

          социальная поддержка работников;

          развитие социально-культурной сферы.

Моделирование какого-либо явления — это построения математического выражения существующей зависимости. Моделирование — это один из методов научного познания. Существуют два типа зависимостей, изучаемых в процессе факторного анализа: функциональные и стохастические.

Процесс моделирования носит циклический характер, и в каждом цикле выделяется несколько этапов. Рассмотрим последовательность и содержание этапов экономико-математического моделирования.

  1. Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ.
  2. Построение математической модели
  3. Математический анализ модели.
  4. Подготовка исходной информации
  5. Численное решение.
  6. Анализ численных результатов и их применение.

Перечисленные этапы экономико-математического моделирования находятся в тесной взаимосвязи, в частности, могут иметь место возвратные связи этапов. Так, на этапе построения модели может выясниться, что постановка задачи или противоречива, или приводит к слишком сложной математической модели; в этом случае исходная постановка задачи должна быть скорректирована. Наиболее часто необходимость возврата к предшествующим этапам моделирования возникает на этапе подготовки исходной информации.

Очень важно также при сравнении показателей обеспечить их сопоставимость по природно-климатическим условиям. Особенно это актуально для сельского хозяйства. Нахождение предприятий в различных природно-экономических зонах оказывает существенное влияние на выход продукции, уровень переменных и постоянных затрат, трудоемкость продукции и т. д. Для обеспечения сопоставимости показателей по этому фактору выделяют долю прироста показателей, обусловленную климатическими и территориальными особенностями (пространственной рассредоточенностью сельскохозяйственных предприятий), с последующим устранением их влияния.

Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом уровень показателя следующего года относится к предыдущему.

В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Пример типологических группировок (по роду деятельности) рассмотрим на примере ГАОУ «Оренбургский аграрный колледж»

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2014 к 2010 в %(+,-, раз)

Кол-во, чел

В % к итогу

Кол-во, чел

В % к итогу

Кол-во, чел

В % к итогу

Кол-во, чел

В % к итогу

Кол-во, чел

В % к итогу

Численность работников

всего, чел.

В том числе: работники,

занятые в с.-х. производстве из них: рабочие постоянные

В том числе:

—трактористы- машинисты

—работники скотоводства

128

 

96

65

 

 

20

19

100

 

75,0

50,8

 

 

15,8

14,9

133

 

101

77

 

 

26

26

100

 

75,2

57,9

 

 

19,5

19,5

220

 

65

54

 

 

10

16

100

 

29,5

24,5

 

 

4,5

7,3

231

 

68

57

 

 

11

14

100

 

29,4

24,7

 

 

4,8

6,1

413

 

70

58

 

 

12

15

100

 

16,9

14,0

 

 

2,9

3,6

+3,2 раза

 

—27,1

—10,8

 

 

—40

—21,1

Рабочие сезонные и временные

5

3,90

2

1,5

11

5,0

11

4,8

12

5,3

+ в 1,4 раза

Служащие

Из них: руководители

специалисты

26

11

15

20,3

8,6

11,7

23

8

15

17,3

6,0

11,3

30

15

15

13,6

6,8

6,8

31

16

15

13,4

6,9

6,5

138

33

15

11,6

8,0

3,6

+4,3 раза

+3,2 раза

100 %

Работники, занятые в подсобных промышленных производствах

6

4,7

10

7,5

45

20,5

54

23,4

56

35,4

+ в 24,3 раза

Работники, занятые прочими видами деятельности (педагогические работники)

-

-

-

-

80

36,4

78

33,8

149

36,1

+ 1,9 раза

 

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, полу, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства сельскохозяйственной продукции., снижению ее себестоимости и т. д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности районов, областей, министерства в целом, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие сельскохозяйственные предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Структурные группировки работников по возрасту, полу, уровню образования на примере ГАОУ «Оренбургский аграрный колледж» представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1.

 

Рис. 2.

 

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:

1)     определение цели анализа;

2)     сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3)     ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4)     выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5)     определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6)     анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

Рассмотрим социально-экономический фактор производительности труда:

 

Современный этап развития сельского хозяйства характеризуется решением комплекса экономических и социальных проблем, которые оказывают взаимное влияние друг на друга.

При этом всевозрастающее значение для развития сельскохозяйственного производства и повышения его эффективности приобретают социально-экономические факторы, характеризующие непосредственное воздействие на работника как главную производительную силу.

Свое воздействие на повышение эффективности сельского хозяйства и прежде всего материального производства социально-экономические факторы оказывают посредством воспроизводства и качественного совершенствования рабочей силы, создания благоприятных условий для труда и отдыха и повышения эффективности живого труда.

Поэтому действие социально-экономических факторов тесно переплетается с улучшением использования трудовых ресурсов.

Влияние социально-экономических факторов на конечные результаты производства осуществляется через субъективную оценку их действия каждым отдельным работником.

Особенную значимость для результативности сельскохозяйственного производства имеет действие социально-экономических факторов в регионах отличающихся дефицитом рабочих кадров и высокими темпами миграции сельского населения.

 

Литература:

 

  1.      Тарасов А., Аграрная структура России: перспективы развития // АПК: экономика, управление, 2011 № 2.
  2.      Эконометрика. Учебное пособие: Р. М. Мельников — Санкт-Петербург, Проспект, 2014 г.- 288 с.
  3.      Хантакова Т. А., Социально-экономические факторы территориальной организации сельского хозяйства // Вестник бурятского госуниверситета, 2013/4
  4.      Кипчакбаева Э. Р. Факторный анализ малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Башкортостан // Проблемы современной экономики: материалы 2 международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С 192–195.
  5.      Жукова И. В. Факторы, влияющие на экономический рост в сельском хозяйстве / И. В. Жукова // Молодой ученый. — 2012 — № 2. — С. 118–121.
  6.      Гребнев, Г. Д. Проблемы оптимизации налоговых издержек, налоговой нагрузки и рентабельности бизнеса в коммерческих организациях [Текст] / Гребнев Г. Д., Островенко Т. К. — 2013. — № 8, август. — С. 170–174. — Библиогр.: с. 174. Критически оценены разработки ФНС России новых безопасных показателей налоговой нагрузки и рентабельности, целесообразность и важность их использования для оценки эффективности бизнеса.
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное производство, сельское хозяйство, повышение эффективности, анализ, исходная информация, относительная величина динамики, производительность труда, сельскохозяйственная продукция, условие труда, экономико-математическое моделирование.


Похожие статьи

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов студентов в условиях инновационного обучения (на примере курса «Жизненная навигация»)

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Учет и анализ затрат на производство продукции животноводства в сельском хозяйстве на примере КФХ «Нарватова М. В.» (Республика Мордовия, Рузаевский район)

Анализ эффективности использования оборотных средств организации на примере АО «Бузулукский механический завод»

Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Анализ и пути улучшения финансовых результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия (на примере ОАО «Новодеревеньковсксельхозтехника»)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Личностно-ориентированный подход как основа реализации ФГОС в деятельности дошкольной организации

Мотивация как средство для совершенствования управления коллективом в государственном учреждении (на примере ГОБУДОД ДЮСШ № 2 Калининского района Санкт-Петербурга)

Похожие статьи

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов студентов в условиях инновационного обучения (на примере курса «Жизненная навигация»)

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Учет и анализ затрат на производство продукции животноводства в сельском хозяйстве на примере КФХ «Нарватова М. В.» (Республика Мордовия, Рузаевский район)

Анализ эффективности использования оборотных средств организации на примере АО «Бузулукский механический завод»

Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Анализ и пути улучшения финансовых результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия (на примере ОАО «Новодеревеньковсксельхозтехника»)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Личностно-ориентированный подход как основа реализации ФГОС в деятельности дошкольной организации

Мотивация как средство для совершенствования управления коллективом в государственном учреждении (на примере ГОБУДОД ДЮСШ № 2 Калининского района Санкт-Петербурга)

Задать вопрос