Дошкольный возраст характеризуется интенсивным овладением разговорной речью. Активно накапливается словарь. К 5–7 годам у ребенка оформляется грамматический строй. Но не у всех детей этот процесс идет одинаково гладко. Часто встречаются дети с отклонением в речевом развитии. Такие дети в нашем д/саду посещают логопедические группы, с которыми в дружном контакте работают Кочетова Л. В., учитель-логопед высшей категории, Ахтямова В. Ж. и Малкова О. А., музыкальные руководители первой категории.
У детей с нарушением речи страдает не только моторика звукопроизношения, но и фонематический слух (способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи) Нарушение фонематического слуха приводит к недостаткам в произношении. Поэтому с такими детьми следует проводить большую работу по развитию и воспитанию речи. Здесь очень большую роль играет совместная работа логопеда и музыкального работника, т. к. музыкальное восприятие тесно связало с развитием речи. И ставит перед собой такие задачи, как воспитание правильного ритма и темпа в движениях под музыку, что способствует нормализации этих сторон речи. Слушание музыки (различные музыкальные игры и просто прослушивание музыкальных произведений) способствует развитию слухового внимания. Большую помощь в речевом развитии оказывает работа по развитию речевого дыхания, проводимого музыкальными работниками на своих занятиях.
Совместно с логопедом планируются элементы логоритмики, которые проводятся согласно теме музыкального занятия, по развитию речи и звукопроизношению. Элементы логоритмики присутствуют на каждом занятии.
Не последнее место занимает индивидуальная работа с детьми по развитию слухового внимания по развитию общей методики, пению, чтению стихов, обучению танцевальным движениям, участию в играх, обучению игре на музыкальных инструментах и т. д. Эта работа дает свои результаты: ребенок учится быть более уверенным; учится вести себя перед зрительской аудиторией, т. е. учится чувствовать, что он личность.
Результаты совместной работы логопеда и музыкального работника можно увидеть на специальных логопедических развлечениях, где принимают участие все дети в его речевом оформлении, а речь перекликается с музыкой, пением, танцами, играми, объединенными единой тематикой.
Музыкальный досуг на тему: «Встреча в зимнем лесу»
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье». Цели: Активизация номинативного словаря по лексическим темам «Дикие животные» и «Животные жарких стран».
Образовательные задачи:
— закрепить и обобщить полученные знания о жизни животных, о их жилище, о названиях детенышей, о образе и среде обитания.
— расширять глагольный словарь.
— закреплять навыки словообразования.
— практическое употребление предложного падежа с предлогами «в» и «под», творительного падежа единственного числа с предлогом «с».
— образование единственного и множественного числа в названии животных и их детенышей.
— употребление простого распространенного предложения.
Коррекционно-развивающие задачи.
— развивать певчий голос, выразительность пения, образность и ритмичность движений.
— совершенствовать мелкую и общую моторику.
— развивать творческие способности в пении, играх, танцах.
— развивать фонематический слух, слуховое и зрительное восприятие.
— развивать мелодический, тембровый и динамический слух, чувство ритма.
Воспитательные задачи.
— воспитывать эмоционально-целостное отношение и интерес к живому в природе.
— воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, эстетическое отношение к окружающему, к родной природе средствами музыки.
Методы: словесные, практические, наглядные.
Оборудование: Зима, снеговик (взрослые), зимнее оформление леса, детали снеговика, атрибуты для детенышей животных.
Звучит музыка. Дети с воспитателем входит в зал.
Ведущая. Дети, посмотрите вокруг. Где мы с вами оказались?
Дети: В зимнем лесу.
Вед. Зябнет нос, идет зима
В зимней сказке лес, дома.
Все поземкой замело:
Землю, поле и село.
В лесную чашу тихо
Вошла зима- портниха
Деревья очень рады и говорят:
«Спасибо за наряды».
Зима: Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья. Рада видеть вас в гостях в моем сказочном зимнем лесу. В хоровод вставайте, дружно запевайте.
ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ»
Зима: Я постараюсь, чтобы вам не было скучно у меня в гостях. А в этом мне поможет мой самый близкий друг. Если вы выполните мое задание, то узнаете, кто это? Д/игра «Выложи фигуру и назови ее». (Снеговик) (Зима с детьми обсуждающий результат)
Зима: А сейчас волшебство! Не даром я — зима, волшебница! 1, 2, 3 — чудо, оживи.
Звучит музыка. Снеговик встает, оживает, разминается.
Снеговик. Меня не растили,
Из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза- угольки
Руки- сучки
Холодный, большой. Кто я такой?
Дети: Снеговик. -
Зима: Дети давайте встретим моего друга Снеговика песней
Песня «Мы слепили это чудо».
Снеговик благодарит детей и предлагает посидеть на пенечках.
Снеговик: Как красиво в лесу зимой. Тихо! Спокойно! Давайте послушаем тишину зимнего леса.
Звучит музыка. Дети с закрытыми газами слушают тишину.
Снеговик: Тихо, спокойно в зимнем лесу. Не слышно птиц, только изредка упадет охапка пушистого снега с еловой лапы да скрипнет на морозе сухой сучок на дереве.
Вопросы к детям:
Что увидели в лесу?
Кого встретили?
Почувствовали ли вы эту тишину?
Какое у вас настроение?
Снеговик:
А где же звери?
Где они прячутся?
Зима, а мой друг, лесной медведь?
Зима: Дети, подскажите Снеговику, где медведь находится зимой?
Дети: он спит. В спячке.
Зима: Как называется его дом?
Дети: Берлога. Он спит в берлоге.
Ребенок: Под корягой, в буреломе спит медведь как будто в доме положил он лапу в рот и как маленький сосет.
Зима (Приглашает ребенка к сугробу-берлоге. Они приоткрывают простынь — сугроб, там спит медведь(игрушка)
Зима: Дети, вы хотите посмотреть, какой сон снится медведю?
Танец медвежат.
Зима: Что снилось медвежатам?
Дети: как медвежата летом танцуют на поляне, едят вкусную малину, лакомятся медом, радуются теплу, солнечному дню и т. д.
Снеговик: Медведь спит в берлоге. А где же белка живет?
Дети: Белка живет в дупле, на дереве.
Ребенок-белочка: Белка спряталась в дупло
Ей и сухо и тепло
Запасла грибов и ягод
Столько что не съесть и за год.
Песенка белочки.
Снеговик: давайте поможем белочке, соберем в корзиночки припасы для нее.
Игра ”Как белочка готовится к зиме”
(дети дарят корзиночки с припасами белочке, сидящей на пеньке).
Ребенок: У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода кора.
Зима: А как зимуют зайцы? Где они спят?’
Дети: В ямке, вырытой в снегу, под кустом, под елкой. Его спасает белая шубка.
2 стих. про зайчиков. (зайцы начинают дрожать)
Лиса: (выходят, поет песенку); (зайцы убегают)
Я, сознаюсь, виновата
И хитра, и плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком.
Кто я? -
Дети: Лиса.
Зима: Недаром зайцы убегали. Оказывается, лиса близко. Лиса, ты зайчат нам не пугай, лучше с нами повторяй.
Логоритмические упражнения.
ТОП-ТОП ТОПОТУШКИ (Кисти обеих рук подняты вверх, затем опущены вниз, руки при этом согнуты в локтях).
ПЛЯШЕТ ЗАЙКА НА ОПУШКЕ. (Локти прижаты к груди, кисти рук опущены, как лапки у зайца).
ПЛЯШЕТ ЕЖИК ПА IIЕНЬКЕ. (Пальцы рук скрещены).
ПЛЯIIIЕТ ЧИЖИК НА СУЧКЕ. (Пальцами обеих рук показать клювик)
ПЛЯШЕТ МЫШКА ВОЗЛЕ НОРКИ (Большие пальцы рук прижаты к голове ладошка выпрямлена)
ПЛЯШЕТ ЛИСОНЬКА НА ГОРКЕ (Показать «ушки» указательными пальцами, остальные сжаты в кулак)
IIЛЯШЕТ УТКА НА РЕКЕ (Большие пальцы соединены, хлопки в ладоши).
ЧЕРЕПАХА ЛА ПЕСКЕ (Левая рука обнимает кулачок правой руки).
ТОП-ТОП-ТОПОТУШКИ (Как первое)
ПЛЯШУТ ЛАПКИ, ПЛЯШУТ УШКИ (как второе и пятое)
ПЛЯШУТ РОЖКИ И ХВОСТЫ (Правая рука показывает рожки, левая хвостик)
ЧТО СТОИШЬ? (Удивление на лице, приподнять плечи, ладошки вперед.)
Лиса: Спасибо вам за такую интересную игру. (Убегает под елочку).
Входит обиженный волк Разбойник я серый, Нет мне веры. Все клыками щелк да щелк. Кто же я?
Дети: Волк.
Зима: Волк ты, что такой обиженный, такой сердитый?
Волк: Я обиделся. Про меня совсем забыли.
Зима: Не обижайся, волк. Хочешь с нами поиграть?
Игра: «Волк и дети» (со снежками)
Появляется колобок. (сердитый). Держит картинки с изображением зверей из сказки.
Снеговик: Колобок, ты что такой грустный? Что-то случилось? Что это у тебя?
Колобок: Да я и сам не пойму, что происходит. Всех зверей я перепутал. Кто есть кто?
Снеговик: Дети, поможем разобраться колобку? Кого встретил первым колобок?
Дети: Зайца.
Колобок: Да, да, вспомнил... (думает) Это такой серый, огромный.
Снеговик: Даты что, колобок? Разве заяц такой? Дети помогите колобку, опишите.
Дети: Трусливый, пугливый, длинноухий, быстроногий, пушистый, белый и т. д.
Снеговик: А кто был ‚вторым?
Дети: Волк.
Колобок: Да, такой хитрый, рыжий, длинноухий и т. д.
Снеговик: Правильно, дети?
Дети: Нет. Волк серый, зубастый, хищный, коварный, быстроногий, голодный.
Зима: Кого колобок встретил затем?
Дети: Медведя.
Колобок: О, вспомнил! Такой быстрый, ловкий, шерстка гладкая.
Зима: Да ты все перепутал, Колобок. Дети, напомните, какой медведь.
Дети: Большой, неуклюжий, косолапый, неповоротливый, сладкоежка, бурый.
Снеговик: Кто же был следующим, кого встретил Колобок?
Дети: Лису.
Колобок: Ой, такая серая, бесхвостая, морковку любит.
Снеговик: Колобок ты совсем запутался. Давайте поможем нашему гостю разобраться. Какая лиса?
Дети: Рыжая, пушистая, хитрая, хищная, плутовка, быстрая, ловкая.
(Колобок незаметно меняет ободок на улыбающийся.) Благодарит детей и уходит.
Зима: У меня в гостях и зайчата, и волчата, и лисята, и медвежата. Всех не перечислишь. А где же их мамы?
Инсценировка «В лесу»
Бежит зайчонок. Он плачет и поет.
Зайчонок: Где ты, мама, где ты, мама?
Не могу тебя найти!
За тобой скакал я прямо,
Не сворачивал с пути.
Не заметил, как отстал,
И тебя я потерял!
Ой, мама! ой, мама!
Лисенок: Заяц-рева и трусишка!
Ты, бесхвостый коротышка,
След не можешь заметать,
И тебя легко ной мать!
Эй, Заяц! Заяц-рева!
Зайчонок: Мне мама говорила: если у кого-нибудь беда, дразниться нехорошо!
Лисенок: А какая у тебя беда? Почему ты плачешь, Заяц?
Зайчонок: Я прыгал, прыгал за мамой и потерял ее. Моя мама самая хорошая.
Лисенок: Вот и нет. Самая хорошая- моя мама. У нее шубка рыженькая, хвост длинный и пушистый. Моя мама лучше всех!
Зайчонок: У моей мамы ушки высокие. А шубки у нее даже две: для лета-серенькая, для зимы-беленькая! Моя мама прыгает лучше всех и дальше всех. Прыг-пол- леса позади! Прыг опушку перескочила!
Лисенок: Зато хвост у твоей мамы короткий, а у моей мамы длинный!
Зайчонок: А зачем он нужен, длинный хвост? Он только мешать будет.
Захочешь через куст перемахнуть, а хвост и застрянет.
Лисенок: Ну, ты меня насмешил, Заяц! Разве может хвост когда-нибудь помешать? Хвост всегда нужен!
Зайчонок: Короткий хвост, может быть и нужен, а длинный зачем.
Лисенок: Мало ли зачем... Например, следы заметать. Сам бежишь и сам же за собой следы заметаешь.
Лисенок: (С испугом убегая) Кто это такой огромный? Я его не знаю. Мама! Лосенок грустно напевает.
- Как в лесу темно и тихо.
Сразу видно, лес чужой.
Мама, добрая лосиха,
Всюду ты была со мной.
- Я, лосенок, я, лосенок,
Убежал на водопой...
А в реке полно воронок-
Еле справился с рекой.
- Я при маме мчался лихо,
Был знаком мне лес родной...
Мама, мамочка-лосиха,
Как хочу я быть с тобой!
Зайчик, ты что дрожишь? Неужели меня испугался? Не бойся, я маленьких не обижаю.
Ты случайно мою маму здесь не видел?
Зайчонок: Такой большой, тебя даже Лисенок боится, а плачешь, как маленький!
Лосенок: И вовсе я не плачу. Просто беспокоюсь о маме. Она мне говорила, чтобы я не ходил далеко в чужой лес, а я пошел и заблудился. Теперь не могу найти свою маму. Она самая хорошая, самая ласковая! Зайчик, если ты встретишь мою маму, скажи ей, пожалуйста, что я везде ищу ее...
Зайчонок: А если ты увидишь мою маму, передай ей, что я целый день прыгаю, а найти ее нигде не могу!
Лисенок: Наши мамы, наверно, сами нас ищут и беспокоятся о нас.
Белочка: Ах, так вот вы где, Лосенок,
И Зайчонок, и Лисенок!
А в лесу переполох-
Ох!
Вас разыскивают мамы,
Как им быть, не знаю прямо!
Ищут вас в лесу сейчас
Туг за рощей есть дорога,
Вам идти совсем немного.
Вы найдете ваших мам
там!
Лисенок: Наши мамы тоже вместе собрались.
Это здорово, что мы у них нашлись!
Рядом с мамой быть, конечно, веселей.
Я хочу увидеть маму поскорей!
Сам я первым перед мамой повинюсь,
Я надеюсь, что прощения добьюсь!
Все берутся за руки и поют под музыку вступительной песенки:
Мы порою так упрямы,
Часто сердим наших мам.
Больше всех нас любят мамы,
И без мам так трудно нам.
Приласкают, отогреют.
И все беды отведут.
Если плачем — пожалеют,
Все простят и все поймут!
Игра найди свою маму
— Лисица — Зайчиха
— Медведица — Волчица
Звериная зарядка
Раз— присядка, (присесть)
два— прыжок. (подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. (ладошки на голову— ушки па макушке)
А лисята как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потягивание с отводом рук)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами из стороны в сторону)
А волчата спинку — спинку выгнуть (прогнуться спиною вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (легкий прыжок вверх)
Ну а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы: (ноги на ширине плеч)
То одну, то оба вместе, (переступание с ноги па ногу)
Долго топчется на месте. (раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А кому зарядки мало— (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх) Начинает все сначала!
Зима: На лесной поляне мы встретились со многими животными. Как называются животные, которые живут в лесу?
Дети: Лесные дикие.
Снеговик: Но есть звери, которые боятся холода, снега, мороза. Как мы их называем? Дети: Животные жарких стран.
Появляется Мартышка
Мартышка: Что-то я слышу тут про жаркие страны? Я люблю, когда жарко, тепло. О чем это вы ведете разговор?
Снеговик: О животных жарких стран.
Мартышка: О! Это мои друзья. Я часто с ними встречаюсь. А вот вы знаете их? Я уверена, что не знаете.
Загадывает загадки про носорога, жирафа, верблюда, слона и т. д.
Я хочу с вами поиграть. достает из пакета следы.
Игра. Кто больше назовет животных.
Ой, я хочу петь! Поет частушку:
Озорная шалунишка, хулиганю как мальчишка. Кувыркаться мне не лень. Веселюсь я целый день.
Зима: Наши дети тоже знают частушки про зверей.
Они тебе споют, а ты им помоги.
Частушки про зверей.
Сегодня мы с вами встретились со многими животными наших лесов и жарких стран. Вспомнили, как они живут, чем занимаются. А как человек должен относиться к ним?
Дети: Бережно, не убивать, подкармливать и т. д.
Зима и снеговик приглашают всех на хоровод «Шире круг».