The article presents the results of research excellence levels of the organizational structure of the educational organization.
Key words: organizational structure, changes in the organizational structure, the organizational structure of the levels of perfection.
Сегодня любая образовательная организация, при выборе подходящей и эффективной организационной структуры, сталкивается с рядом вопросов, разительно отличающихся от возникавших перед ней в прошлом. Организация, желая создать необходимые условия, обеспечивающие большую вовлеченность работников в управление ею, вынуждена по-новому подходить к выбору схем организационного построения.
Вовлечение педагогов в управление образовательной организацией позволяет существенно расширить базу управления и самоуправления, а это, в свою очередь, является важным ресурсом повышения качества образовательного процесса. Сводя к минимуму количество иерархических уровней, разделяющих высшее руководство и рядовых работников, образовательная организация рискует создать обстановку, в которой педагогические работники почувствуют себя недооцененными.
Если руководители образовательных организаций сосредоточатся на интересах своих подчиненных, это позволит последним предоставлять образовательные услуги наивысшего качества и приведет к достижению максимальной эффективности всего учреждения в целом. Полагаем, что для совершенствования образовательных организаций в XXI в., в условиях действия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, требуется изменить их структуру.
Нужна такая структура, которая откроет всем работникам образовательной организации ресурсы для исполнения ими своих трудовых обязанностей, где все они смогут быть в курсе нужд и требований внешних потребителей (рис. 1).
Предлагаемая модель соответствует концепции, согласно которой в компании должны применяться процессы, свободно пересекающие границы между структурными подразделениями и всеми службами образовательной организации, связывая все учреждение в единое целое.
Именно такой взгляд на целесообразную структуру образовательной организации подчеркивает важность всех видов ее деятельности и обязательность для персонала наилучшим образом использовать все имеющиеся ресурсы для максимально совершенного обслуживания внутренних и внешних потребителей.
Для создания непрерывно совершенствующихся образовательных организаций их высшие руководители обязаны:
— создавать условия для принятия эффективных решений прорывного характера;
Рис. 1. Модель построения организационной структуры в образовательной организации
предлагать потребителям образовательные услуги, способные полностью удовлетворить их потребности;
применять гибкие модели организации предоставления образовательных услуг.
Вся методология реструктуризации образовательных организаций основана нескольких важных взаимосвязанных стадиях:
- Стадия оценки корпоративной культуры.
Назначение. Определение уровня готовности программы перемен, обеспечение правильной приемки созданных ценностей, создание ситуации, при которой рабочий климат в образовательной организации благоприятствовал инициативам преобразований. Выявление сильных и слабых сторон существующей корпоративной культуры.
- Стадия оценки возможностей.
Назначение. Анализ текущего состояния организации работы образовательной организации, системы организации построения образовательного процесса. Полная оценка характеристик учреждения и анализ отставаний. Проработка возможностей для перестройки организации, согласующейся с видением перспектив и стратегий.
- Стадия оценки компетенций.
Назначение. Оценка текущего состояния трудовых ресурсов с точки зрения уровня квалификации и опытности персонала в целях выявления несоответствий, имеющих важное значение для реализации новых систем организации деятельности и требующихся для выполнения стратегического плана.
- Стадия оценки конкурентоспособности.
Назначение. Обеспечение соответствия процесса внедрения новой организационной структуры общей методологии постановки и реализации целей образовательной организации, а также условиям, при которых методы оценки ее характеристик и система отчетности будут отвечать потребностям оптимизации всех процессов деятельности учреждения и их результатов на выходе.
- Стадия оценки коммуникаций.
Назначение. Обеспечение эффективности планирования и контроля исполнения по нему, поддержание надлежащей стратегии коммуникаций на всех уровнях образовательной организации. Согласование потоков информации с потребностями реализации стратегического плана.
Для приведения структуры образовательной организации в соответствие со стратегическим планом применяют процесс, который включает в себя пять фаз (рис. 2). Это оценка, анализ, разработка проекта новой структуры, оформление документации и внедрение.
Рис. 2. Фазы реструктуризации организации
В одной из московских общеобразовательных организаций нами проведены исследования насколько эффективна ее организационная структура (табл. 1). В основу оценки качества руководства образовательной организацией мы использовали подход, предложенный Маркосом И. Дж. Бертином, совладельцем компании VoyerInternational, и Хьюго Страчаном, директором EDDE.
Подход к оценке качества общего руководства учреждением, включая оценку работы высшего руководства осуществлялся по критериям, относящимся к следующим категориям:
1) миссия и принципы;
2) структура образовательной организации;
3) процедура работы высшего руководства образовательной организации;
4) взаимоотношения с руководителями структурных подразделений;
5) взаимоотношения с педагогическими работниками;
6) взаимоотношения с родителями и обществом;
7) вклад высшего руководства в работу образовательной организации.
В качестве показателей веса был взят весовой коэффициент относительной значимости, предложенный уже упомянутыми Бертином и Страчаном.
Таблица 1
Оценка деятельности московской общеобразовательной организации при существующей организационной структуре
Категория критериев |
Весовой коэффициент относительной значимости |
Оценка московской общеобразовательной организации по данной категории критериев |
Миссия и принципы |
20 |
7 |
Структура образовательной организации |
7 |
3 |
Процедура работы высшего руководства образовательной организации |
7 |
6 |
Взаимоотношения с руководителями структурных подразделений |
10 |
7 |
Взаимоотношения с педагогическими работниками |
10 |
7 |
Взаимоотношения с родителями и обществом |
6 |
6 |
Вклад высшего руководства в работу образовательной организации |
40 |
17 |
Итого |
100 |
53 |
Приведенную таблицу со значениями показателей оценок и коэффициентов веса следует рассматривать только в качестве иллюстрирующего примера.
Опираясь на постулаты Белой книги Международной академии качества (www.asq.org) построим четыре уровня совершенства организационной структуры образовательной организации.
Уровень совершенства 1:
финансовые результаты образовательной организации не отвечают ожиданиям и требованиям потребителей (участников образовательных отношений);
высшее руководство образовательной организации не способствует повышению конкурентоспособности учреждения в регионе;
высшее руководство образовательной организации не способствует повышению показателей эффективности учреждения;
высшее руководство образовательной организации не выступает в роли фактора, способствующего повышению ценности бренда или приданию имиджа высококлассного учреждения;
высшее руководство образовательной организации не заботят нематериальные активы учреждения;
педагогический состав низко оценивает деятельность высшего руководства образовательной организации;
высшее руководство образовательной организации не играет ключевой роли при выработке критически важных или необходимых стратегий;
Вклад образовательной организации в общественное развитие не оценивается вообще или является малым.
Уровень совершенства 2:
высшее руководство образовательной организации активно работает над приведением финансовых результатов учреждения в соответствие с ожиданиями учредителей; эти результаты пока ниже среднего уровня по отрасли, но наблюдается тенденция к улучшению;
высшее руководство образовательной организации остается не в курсе той роли, которую оно могло бы сыграть в облегчении доступа учреждения на конкурентный рынок капиталов;
высшее руководство образовательной организации помогает улучшить показатели эффективности, которые пока еще не достигли желаемого уровня;
высшее руководство образовательной организации активно работает над повышением ценности бренда учреждения и его имиджа;
цели, стоящие перед образовательной организацией пока не достигнуты;
высшее руководство образовательной организации проявляет активность в создании и приумножении интеллектуальных активов учреждения;
присутствуют первые признаки оздоровления образовательной организации;
мнение педагогического состава относительно политики высшего руководства образовательной организации несколько улучшилось, но оценка педагогов пока еще не достигла отраслевых стандартов;
представление о вкладе образовательной организации в отрасль и общественную жизнь начинают постепенно улучшаться.
Уровень совершенства 3:
финансовые результаты образовательной организации вышли на общеотраслевой уровень. Признана ключевая роль высшего руководства в этом достижении;
показатели эффективности образовательной организации находятся в пределах, приемлемых для учреждений данной отрасли;
ценность бренда согласуется со стандартными значениями для образовательной отрасли. Организация приобрела положительный имидж;
высшее руководство активно занимается созданием и приумножением интеллектуального капитала образовательной организации, добившись в этом неплохих результатов;
педагогический коллектив оценивает работу высшего руководства организации как очень хорошую;
общественное мнение об организации в целом является высоким.
Уровень совершенства 4:
финансовые результаты образовательной организации превосходят достижения ведущих учреждений отрасли, роль высшего руководства в этом достижении признана ключевой;
показатели эффективности организации находятся на уровне лучших учреждений отрасли в регионе, стране;
ценность бренда превосходит общеотраслевые стандарты, образовательная организация обладает превосходным имиджем. Роль высшего руководства стала определяющей в достижении этих результатов;
высшее руководство образовательной организации признано ключевым фактором в создании и приумножении стоимости интеллектуального капитала;
педагогический коллектив оценивает деятельность высшего руководства как превосходную;
общественное мнение признает организацию совершенным учреждением в образовательной отрасли;
в образовательной организации имеются и реализуются программы подготовки и повышения квалификации управленцев, играющие важную роль в достижении делового совершенства в образовательной отрасли.
Заключение:
Нами рассмотрен ряд взаимосвязанных вопросов, касающихся успешной реализации стратегического планирования, в частности модель построения организационной структуры и методика реструктурирования образовательной организации. Система стратегического управления учреждением предусматривает рациональную деятельность высшего руководства в тесном взаимодействии с руководителями всех структурных подразделений и служб организации, а также при непосредственном участии педагогического коллектива.
Организационная структура образовательной организации играет ключевую роль в том, насколько эффективно используются ее ресурсы. Она также серьезно влияет на корпоративную культуру и на всех участников образовательных отношений.
Для того, чтобы получить быстрые результаты от проводимой реструктуризации, требуемые в современных, быстро меняющихся внешних условиях, образовательные организации обязаны рассматривать возможности использования принципиально новых типов организационных структур.
В будущем смогут добиться успеха только те образовательные организации, которые применяют стандартные решения, исходя из особенностей применяемых процессов, интересов всех участников образовательных отношений и необходимости командной организации труда, не опираясь на устаревшие модели, основанные на жесткой специализации исполнителей и иерархическом стиле управления. В условиях правильного использования новые уровни совершенства организационных структур обладают огромным потенциалом для достижения успеха.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая система КонсультантПлюс:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Яковлева Н. Ф. Деловое общение: учебное пособие к дистанционному курсу дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании». Красноярск: Универс, 2006.
- Харрингтон Дж. Совершенство управления ресурсами/Пер. с англ. А. Л. Раскина, В. В. Шахлевича; Под науч. ред. В. В. Брагина. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.
- Галкин В. В., Зуева Д. С., Волков А. Е., Климов А. А., Конанчук Д. С., Мрдуляш П. Б. / под ред. Климова А. А. Модернизация российского образования: вызовы нового дясителетия. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.
- Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / под общей ред. Татарченковой С. С. — СПб.: КАРО, 2012.
- Глухов В. В., Гасюк Д. П. Управление качеством: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2015.