The article presents the results of the work on improving corporate capacity in an educational institution on the example of the gymnasium 1512 Moscow.
Key words: corporate potential, innovation, vocational training.
В современных условиях одним из важнейших элементов образовательной системы России становится система среднего образования. В этой связи развитие корпоративного потенциала образовательного комплекса можно рассматривать как одно из направлений формирования корпоративного потенциала образовательной системы страны и, соответственно, развития образования в целом. [31, с. 77]
Если образовательное учреждение успешно вовне и благотворно внутренне, то возникает благоприятная атмосфера для работников и воспитанников, осуществляется качественное образование, повышается ценность принадлежности к этому учреждению. Многогранные деловые и межличностные связи, скрепляющие школу внутренне, усиливают продуктивность деятельности и социальный имидж. [33, с. 57]
Мы можем выделить следующие особенности российской средней школы, формирующие условия для развития корпоративного потенциала:
высококвалифицированные кадры;
наличие в средней школе достойной инфраструктуры;
возможность сочетания в рамках одного учреждения научной, образовательной и инновационной деятельности;
наличие у сектора среднего образования высоких адаптационных возможностей.
Гимназия № 1512 с первых лет своего существования является инновационной образовательной организацией, осуществляющей исследовательскую и проектную деятельность в сферах образования, подготовки педагогов для работы в инновационном режиме, образовательной и кадровой политики города и региона.
Программа деятельности педагогического коллектива гимназии № 1512 по развитию потенциала включает в себя ряд этапов.
На подготовительном этапе необходимо обеспечить мотивационную готовность: определить уровень потенциала педагогического коллектива в целом и конкретного педагога, создать информационное поле, установить тесные взаимоотношения с наукой путем привлечения ученых в качестве научных руководителей и консультантов, выявить потребности в развитии потенциала.
Организационный этап включает в себя усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к развитию потенциала. Необходимо внести изменения в структуру методической деятельности, создать временные творческие коллективы, пополнить базовые научные и методические знания педагогов.
Следующий этап — практический, его цель- обеспечение практической готовности педагогического коллектива к развитию потенциала.
Проводится промежуточная диагностика уровня потенциала педагогического коллектива, разрабатываются рабочие и образовательные программы, специальные семинары. Педагоги активно участвуют в мероприятиях (конкурсах, выставках) на региональном, федеральном уровне.
И на заключительном, контрольно-оценочном этапе выявляются рассогласования между желаемым и реальным уровнями потенциала педагогов педагогического коллектива, их причины; составляются программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию корпоративного потенциала.
Гимназия № 1512 последовательно реализует выработанную стратегию развития.
Результатами экспериментальной и инновационной деятельности стали:
образовательная модель непрерывного профильного социально-экономического, социально-гуманитарного, физико-математического образования;
дифференцированное содержание обучения(базовый, профильный, углубленный уровень);
гибкий вариативный индивидуальный маршрут ребенка,обучающегося в гимназии;
инновационный опыт педагогического коллектива.
Команда гимназии набрала весомый опыт в осуществлении проектов различных уровней, организации региональных и межрегиональных семинаров, участии в муниципальных, региональных, федеральных целевых программах.
Также разработано учебно-методическое сопровождение профильного обучения. Предпрофильное и профильное обучение в гимназии началось с 2007 года. В течение ряда лет самыми востребованными профилями были социально-экономический, гуманитарный, математический.
В гимназии предпрофильная подготовка осуществляется поэтапно:
1 этап — ознакомительный — задача: обобщение знаний о мире профессий, предварительная диагностика интересов, способностей, склонностей.
2 этап — подготовительный — задача: расширение, углубление знаний о мире профессий, формирование умений соотносить цели выбора будущей профессии со своими личностными возможностями.
3 этап — основной — задача: определение индивидуальной стратегии образования, помощь в выборе профиля.
В гимназии на организацию предпрофильной подготовки (элективных курсов) в 9-х классах выделено 2 часа в неделю за счет часов компонента образовательного учреждения. Данная работа усиливается организацией дополнительного образования на всех трёх этапах.
В каникулярное время частично прошла апробацию организациясистемы отношений гимназии № 1512 с другими учреждениями (ДДТ, СЮТ, спортивная школа), основанная на социальном партнерстве. Такая система взаимоотношений в организации образовательного процесса позволила гимназии обеспечить возможность привлечения дополнительных образовательных ресурсов и создать дополнительные условия для победителей в различных конкурсах и олимпиадах.
Гимназией реализуется муниципальная программа «Путь к успеху» по работе с одаренными детьми, налажена организация социального партнёрства с учреждениями науки, предоставляющими образовательные услуги довузовской подготовки. Такое сотрудничество позволяет будущему абитуриенту получить целевое направление на обучение в вуз. Преподаватели образовательных учреждений, с которыми были заключены договоры о сотрудничестве, приезжают в гимназию и проводят занятия по выбранным старшеклассниками программам. Такой вид социального партнерства не только экономит время и силы школьников, но и позволяет им без значительного отрыва от образовательного процесса получать свидетельства и сертификаты (в том числе и международного образца) о прохождении элективных курсов. Преподаватели образовательных учреждений также используют механизмы дистанционного обучения для реализации программ предлагаемых элективных курсов.
Партнерские отношения преподавателей образовательных учреждений и учителей гимназии способствуют повышению квалификации последних, разработке профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений, с которыми были заключены договоры о сотрудничестве, востребованных курсов.
Особо отличившиеся ученики имеют возможность выступать с докладами и результатами проектно-исследовательской деятельности на конференциях различного уровня, публиковать свои исследовательские работы в периодических изданиях, что является успешным вкладом в создание портфолио учащегося.
Социальные практики, осуществляемые на базе гимназии, способствуют совместному использованию несколькими юридическими лицами ресурсов внешкольной среды для организации профильного обучения на уровне среднего общего образования, что обеспечивает для обучающегося более широкий спектр возможностей самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих указанные программы.
Таким образом:
на базе гимназии создана и устойчиво развивается инновационная система образования, которая вызывает интерес, как у педагогов-практиков, так и у руководителей сферы образования, представителей некоммерческих организаций;
стратегические ориентиры гимназии целиком согласуются со стратегическими ориентирами федеральной образовательной политики в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Потенциал гимназии может и должен быть использован в интересах модернизации образования на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
гимназия является реальной инновационной площадкой по формированию познавательных компетенций учащихся в условиях технопарка и научного инкубатора, отработке нового содержания и инновационных технологий образования.