Статья посвящена интегрированным междисциплинарным проектам (история государства и права и иностранные языки) как средству повышения уровня профессиональных и коммуникативных компетенций студентов юридических вузов. Особое внимание уделено возможностям междисциплинарных проектов в процессе изучения дисциплины «История государства и права» через функциональный фокус английского языка.
Ключевые слова: профессиональная и коммуникативная компетенции, межпредметные связи, интегрированное образование, юридическое образование, история государства и права зарубежных стран, иностранные языки.
Современные стандарты высшего образования выдвигают новые требования к подготовке квалифицированных специалистов и, соответственно, к организации образовательного процесса в вузе. Компетентностный подход предполагает формирование у обучающихся не только практических навыков, но и необходимых теоретических знаний, которые окажутся полезными в будущей профессиональной деятельности. Следует признать, что основательность теоретической историко-правовой подготовки является обязательной составляющей развития устойчивой и эффективной системы качественного юридического образования на данном этапе его становления. В соответствии с предъявляемыми требованиями образовательный процесс юридических вузов должен быть направлен на формирование у обучающихся целого ряда необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, среди них:
способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;
способность ориентироваться в политических, историко-правовых процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач;
способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;
способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков;
способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации [1, с. 5–7].
Таким образом, следует констатировать возрастающие требования к качественным характеристикам специалистов: их ценностным предпочтениям, интеллектуальному развитию, а также здоровью и физическому состоянию. В современной литературе отмечается, что любой специалист должен обладать навыками универсальности, способностями к интердисциплинарным решениям [2, с. 19].
Широкий диапазон компетентностной направленности ставит перед педагогами сразу несколько задач:
1) развитие ценностных и личностных качеств студентов: межкультурной толерантности, инициативности, креативности и др.;
2) формирование профессиональных навыков: анализировать историко-правовые проблемы; знать нормативную составляющую; проектировать теоретические знания в практическую плоскость и др.;
3) развитие информационно-коммуникативных умений: владеть иностранным языком; работать с различными источниками информации.
Одним из вариантов решения данной проблемы представляется реализация межпредметных связей. На сегодняшний день они выступают обязательным требованием методики преподавания, а в рамках преподавания историко-правовых дисциплин обеспечиваются тесной связью между зарубежной и отечественной историей государства и права, между зарубежной историей государства и римским правом. При преподавании теории государства и права процесс изучения строится на примерах из историко-правовых дисциплин и из современного российского и зарубежного права. Существует тесная связь историко-правовых дисциплин со специальными юридическими дисциплинами: гражданским, уголовным, конституционным, семейным, трудовым правом. По мнению исследователей, отсутствие интегративных знаний снижает качество подготовки будущих специалистов. Проблема межпредметных связей не является новой. Она обсуждалась такими видными дидактами, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский. Многократной актуализации данной проблемы в пространстве современного вуза способствует увеличение информационных потоков. Следует подчеркнуть, что проблема реализации межпредметных связей должна быть реализована на уровне фактического материала, используемого понятийного аппарата, унификации теоретической базы.
Устранить разрыв в межпредметных связях легче всего на кафедральном уровне, когда в рамках локального учебного коллектива обсуждаются учебные программы преподаваемых дисциплин, учебные пособия, фондовые лекции и другие дидактические материалы. Здесь существенная роль отводится руководству кафедр и предметно-методическим секциям, которые и должны корректировать вектор межпредметных связей.
Отдельное внимание следует уделить интеграции истории государства и права и иностранного языка.
Рассмотрение закономерностей развития государственно-правовых явлений на лингвистической основе, видение их в целостном историческом, лингво-правовом, историко-культурном контексте, исследование связей и взаимодействий личности, общества, власти, сложных переплетений языка и права позволяют сформировать самодостаточный угол зрения и преломления государственно-правовой теории.
Следует отметить, что изучение историко-правовых дисциплин, построенное на лингвострановедческой основе, выступает как связующее междисциплинарное направление. При разработке интегративной лингво-правовой направленности содержания образования необходимо показывать социальную значимость, практическую ориентированность приобретаемых компетенций.
Междисциплинарный синтез истории государства и права зарубежных стран и иностранного языка позволяет по-новому раскрыть историко-правовое явление, изучить его на основе анализа оригинальных документальных материалов и первоисточников, определить линии корреляции языковых и внеязыковых историко-правовых и политических факторов, сопоставить научные взгляды на рассматриваемые события отечественных и зарубежных ученых.
Подобная межпредметная интеграция возможна в рамках темы «Война за независимость и становление буржуазного государства в США», предусмотренной тематическим планом и рабочей программой учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» в большинстве отечественных юридических вузах.
Рассматриваемая тема включает несколько вопросов, в рамках которых уместно привлечение аутентичных первоисточников и языкового иноязычного материала, работа над этимологией правовых терминов [3, c. 12]:
Декларация независимости 1776 г. Статьи конфедерации 1781 г. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.
Переход к федерации. Принцип разделения властей. Система «сдержек и противовесов». Создание федерального государственного аппарата. Судебная система Расширение федерации. Формирование политических партий.
Принятие новых поправок к конституции. Изменения в государственном строев конце XIX — начале ХХ вв.
Рассмотрение вопросов данного учебного модуля предполагает изучение оригинальных текстов политических документов, в частности, Декларации независимости 1776 г., Конституции США 1787 г. и Билля о правах 1791 г.
Лингво-стилистический анализ текста первоисточника, работа над переводом основных положений документа с акцентуацией на языковые и содержательные особенности текста помогут обучающимся углубиться в материал, проникнуться настроениями того времени, сделать самостоятельные логические выводы.
Проводя анализ содержательной стороны текста Декларации Независимости Соединенных Штатов, следует уделить отдельное внимание стилю, композиционному строению текста и особенностям графической маркировки (особенностям шрифта).
Appendix
The Declaration of Independence
Abstract under analysis:
We hold these Truths to be self-evident, that all Men are created equal, that they are endowed by their Creator with certain unalienable Rights, that among these are Life, Liberty and the Pursuit of Happiness…[6, c. 35].
Средства графической выразительности текста исторического документа, в частности, написание с заглавной буквы отдельных слов: Men, Creator, Rights, Life, Liberty, PursuitofHappiness позволяют определить концептуально значимые понятия и актуальные для того времени идеи, а также выявить сопряженные с этими концепциями проблемы и стремления американского народа.
Специальные исторические методы (контент-анализ, моделирование), используемые в совокупности с лингвистическими позволяют по-новому посмотреть на научно-методологические проблемы, совершенствовать исследовательские аспекты истории государства и права [5, с. 472].
Вполне очевидно, что междисциплинарная интеграция в образовательной среде, основанная на корреляции языковых и историко-правовых явлений, стимулирует исследовательскую активность обучающихся, развивает у них стремление к научному и самостоятельному поиску истины. Целостность интегрированного знания помогает обучающимся адекватно оценивать историко-правовое явление, формировать системное и независимое представление о нём [4, c.120]. В этой связи изучение оценки периода становления буржуазного государства в США как отечественными, так и зарубежными учеными представляется необходимым. Лингво-аргументированный анализ текстов первоисточников, перевод англоязычных авторских работ по исследуемой тематике, рассмотрение отдельных цитат-оценок, критический анализ различных научных позиций позволят студентам целостно и максимально достоверно исследовать рассматриваемый период американской истории и сделать самостоятельные умозаключения, сформировать системное представление о предмете исследования и историческом событии.
Главной целью предлагаемого интегрированного взаимодействия является воспитание самостоятельно мыслящего и политически грамотного гражданина своей страны, от разумной и взвешенной позиции которого зависит в конечном итоге настоящее и будущее Российского государства.
Таким образом, активное применение лингво-правовых проектов на базе иностранного языка в процессе обучения истории государства и права зарубежных стран не только способствует оптимизации учебного процесса, более глубокому освоению историко-правового материала, развитию филологических навыков, а также становлению личности специалиста. Игнорирование межпредметных связей является одним из дефектов в процессе преподавания юридических дисциплин в вузе.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист») (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 20). URL: http://www.garant.ru/products/ipolpmme/doc/12084837/ (дата обращения: 20.10.2014).
- Осавелюк, А. М. О секуляризации и нравственных началах права // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы IV межвузовской научной конференции, посвященной 400-летию со дня преставления священномученика Ермогена Патриарха Московского и всея Руси. М., 2012.
- Рабочая программа учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» — ВЮИ ФСИН России, 2014 г. — 32 с.
- Фокина, С. П. Организационно-педагогические условия эффективного функционирования и развития системы современного юридического образования в России // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы III Международной научно-практической конференции; Чебоксары, 4 декабря 2014. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 118–120.
- Шагушина, А. В. Особенности применения количественных методов в историко-правовых исследования (на примере изучения российского общества) // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции; Москва, РУДН, 18–19 апреля 2013. — М.: РУДН, 2013. — С. 472–476.
- The Constitution of the United States with index and The Declaration of Independence published by the Commission on the Bicentennial of the United States Constitution, Washington, D.C., 2010. — 46 p.