In this work it is described about solution of strategic, tactic and operating tasks of physical education equal to quality of technological construction.
Key words: strategic, described, tactic, technological,physical.
Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач физического воспитания в равной мере обусловливается качеством технологии конструирования. Технология конструирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на студентов, т. е. требует предположительного конструирования их действий. [I]
Полагаем, что целостная педагогическая деятельность по физической культуре в вузе должна строиться с ориентацией на разносторонние функции современной высшей школы в целом: образовательные, воcпитательное, развивающие, экономические и социальные. Дня конструирования педагогического процесса важно их глубокое осмысление, исходя из потребностей и задач современного качественно нового этана развития общества. Важнейшим критерием решения дидактической задачи педагогического процесса физического воспитания является достижение цели, которая в вузе направлена на обеспечение освоений студентами общечеловеческой культуры, формирование системы научных взглядов и убеждений, высоконравственных форм поведения и положительного отношения к физической культуре, организацию результативной физкультурной деятельности студентов, способствующей выявлению задатков и развитию способностей.
Конструирование модели педагогического процесса может быть эффективным только при условии глубокого знания сущности личности и механизмов ее формирования. Вот почему так остро стоит вопрос о необходимости тщательного изучения личности н коллектива студентов. На этапе конструирования педагогического процесса преподаватель сталкивается, в первую очередь, с проблемой конструирования его содержания. Технология конструирования содержания проявляется в следующих взаимосвязанных действии преподавателя: осуществить отбор содержания учебного материала в соответствии с целями, задачами, состоянием материально-технической базы вуза и уровнем подготовленности студентов; спланировать свою деятельность и деятельность студентов, способствующую пониманию передаваемой информации; выбрать наиболее доступные формы проведения занятий; выбрать в каждом конкретном случае методы н приемы обучения; выделить возможные затруднения при усвоении выбранного материала. При этом важным представляется предварительное продумывание преподавателем своих действий, направленных на активизацию внимания студентов; создание психологического настроя студентов путем передачи им своего положительного отношения к физической культуре; возбуждение активной самостоятельной мысли; разъяснение студентам назначения: выполняемого двигательного задания; изложение материала логически правильно, коротко и ясно; использование на занятиях необходимых дидактических и наглядных средств и т. н. [2]
В настоящее время считается общепризнанным, что наиболее уязвимым местом в дидактико-методической подготовки преподавателя является умение вызвать интерес к предмету, т. е. обеспечить соответствующую активно-положительную мотивацию его освоения. Между тем, на этане конструирования педагогического процесса, преподаватель должен предвидеть, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, физическую и физиологическую, но и на мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности студента, т. е. предвидеть возможности предотвращения факторов, вызывающих негативное отношение к физкультурному образованию {стереотипность, шаблонность и т. п.); определить формы и приемы работы в условиях недостатка времени на занятиях, не изменяя стиля общения и характера требований, не сбрасывая средств эмоционального воздействия; приемы использования воспитывающего потенциала не только содержания занятия, но и форм и методов обучения.
Для понимания специфики конструирования педагогического процесса обучения в вузе по физической культуре важно обратиться к проблеме логики учебного процесса, включающего выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у студентов стимулов к учению, восприятие обучающимися нового материала из различных источников; приобретение в процессе самостоятельной работы званий, умений; процесс обобщения и формирование научных понятий, усвоение законов физической культуры я т. п.; закрепление и совершенствование знаний, упражнения, практические занятия, направленные на обучение обучающихся умениям и навыкам двигательных действий; применение знаний, умений я навыков; анализ достижений обучающихся и проверка усвоенных ими знаний, умений и навыков.
Итак,как видим, различных аспектов в совершенствовании процесса физического воспитания на сегодняшний день довольно много, а их разработка происходит в процессе непосредственной деятельности специалистов. Этот путь достаточно труден и чреват серьезными ошибками, так как весь процесс физического воспитания идет методом проб и ошибок. Наиболее рациональный путь, на наш взгляд, заключается в формировании определенной педагогической позиции в учебных заведениях.
Литература:
- Виленский, МЛ;, Горшков,...А.Г,..Физическая культура, и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2012.-239 с.
- Сериков В. В. Обучение как педагогическая деятельность. М.: Академия, 2008, 256 с.