Современная педагогика сталкивается с проблемой духовного и нравственного воспитания. Вопросы духовного воспитания молодого поколения, его духовного развития сегодня важны, как никогда. В динамично меняющемся обществе педагог должен воспитать (сформировать) личность, которая будет обладать положительными ценностными ориентациями, такими как патриотизм, активная жизненная позиция, инициативность, уважение к старшим и любовь к детям. Неоценимую помощь в процессе воспитания такой личности может и должно играть краеведение. Именно краеведение тесно связывает воспитание с жизнью и историей региона (деревни, города, области, края). Академик Д. С. Лихачёв считал краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности». «…Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою Родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», — писал В. Г. Белинский.
О необходимости самого широкого использования педагогами местного (краеведческого) материала писал ещё в 18 веке просветитель и педагог Я. А. Коменский. На особое значение краеведения при формировании педагогом личности в различное время обращали внимание Ж. Ж. Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервег. В России вопрос использования местного краеведческого материала в педагогическом процессе впервые поднял М. В. Ломоносов. Гений Ломоносова понимал педагогическую ценность, которая заложена в ознакомлении учащихся со своей малой родиной. Позже эту идею в разное время развили и обосновали Н. И. Новиков, В. Ф. Зуев, Ф. И. Янкович. В результате идеи, сформулированные видными педагогами той эпохи, нашли свое отражение в Уставе народных училищ от 1786 года. Устав вышел под редакцией Ф. И. Янковича — сербского и российского педагога, автора реформы образования в Австрийской и Российской империях.
Фёдора Ивановича Янковича де Мириево по праву можно именовать основоположником российского краеведения. Серб по происхождению он долго и плодотворно трудился на ниве просвещения в Российской империи. В 1782 году он приехал в Россию из Австрийской империи, где успел зарекомендовать себя неутомимым реформатором системы просвещения. Во время приватной беседы, состоявшейся в городе Могилеве в 1780 году между Екатериной II и австрийским императором Иосифом II Янковича охарактеризовал последний, как «...человека, трудившегося уже в устроении народных школ в землях владения его величества императора Римского, как знающего язык российский и наш православный закон исповедующего....»
С первого класса начальной школы, по мнению Ф. И. Янковича, детей должны были обучать: чтению и письму, знанию цифр, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. В понятие «священная история» вкладывалось не только изучение общей истории, но зачастую в первую очередь, истории родного края. В процессе изучения «священной истории» уделялось особое внимание изучению истории «малой родины»: края, города, деревни. Краеведение, по мнению Ф. И. Янковича, служило делу воспитания патриотизма. Однако, на тот период краеведение (родиноведение) не получило широкого развития. Это обусловлено тем, что школы, которые создавал Ф. И. Янкович были отданы в управлением местным властям, не имеющим к ним должного интереса. Учителей воспринимали, как мелких служащих, всячески притесняли. Педагогическую ценность обучения на основе изучения истории родного края, которую Янкович, заимствовал у своего учителя Я.Коменского и, которая была отчётливо сформулирована последним в «Великой дидактике» в первой половине XVII века, осознавали далеко не все.
Во второй половине XIX века в педагогических кругах России широко обсуждался вопрос использования краеведческого материала в процессе обучения. В 1840 году в предисловии к учебнику Ф.Студитского было написано, что изучение такого предмета, как география необходимо начинать с изучения «того места, где живут люди». Следуя этому утверждению, ученики приступали к изучению географии после знакомства с местностью их окружающей, с предметами ближайшего окружения. Ф.Студитский предполагал связать изучение «малой родины» с постепенным расширением горизонтов познания и охватом курса географии всей России. К сожалению, эта концепция не была им до конца реализована. Необходимо отметить, что идеи краеведения (родиноведения) нашли своё отражение в той или иной степени в работе известного географа Д. Д. Семёнова «Педагогические заметки для учителей» (1864г.). Семёнов писал: «…если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдён постепенный переход от близкого и знакомого детям к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живёт ученик».
В 1862 году эксперт-педагог Министерства народного просвещения Российской империи Н. Х. Вессель предлагает ввести в школьный курс обучения такой предмет, как «отчизноведение». Было предложено включить в курс обучения местную географию, естествознание и историю края. Педагог и просветитель К. Д. Ушинский горячо поддержал данное предложение. Он считал, что знакомство учащихся с географией и историей родного края необходимо тесно увязывать с изучением родного языка и развитием речи у детей. Ушинский предложил и своё название этому курсу обучения — «отечествоведение». Педагог видел в том основу, фундамент патриотического воспитания молодого подрастающего поколения. В результате появились первые научные работы. Авторами первых методических рекомендаций в Российской империи по краеведению Стали Н. Х. Вессель и К. Д. Ушинский. Перу Н. Х. Весселя принадлежала методическая рекомендация «Местный элемент в обучении», которая увидела свет в 1862 году. К. Д. Ушинский в 1864 году стал автором книги для учащихся «Родное слово», куда включил свои рекомендации по использованию краеведческого материала учителем.
Позже в различное время появлялись «Учебник всеобщей географии» П. Н. Белоха, «География» Д. Д. Семенова, «Биология» А. Я. Герда, где большое внимание уделялось программе изучения места жительства. Самую широкую поддержку эти начинания нашли у Л. Н. Толстого, который выступал за издание в Российской империи учебников на краеведческой основе, учебников, которые бы содержали подробные сведения о географии и истории родного края. Писатель считал, что педагог должен создать для учащегося такую благоприятную обстановку, которая давала бы последнему возможность наблюдать и исследовать окружающий мир.
Педагоги-просветители России обращают своё внимание на экскурсии и используют их в учебном процессе. Вначале XX века экскурсии становятся неотъемлемой частью учебного процесса и важнейшим элементом краеведения (родиноведения). В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия при Московском учебном округе. Эта комиссия в основном обслуживала учащихся и учителей. Комиссия была создана при непосредственном участии Министерства народного просвещения Российской империи. Первым председателем вновь созданной Комиссии стал попечитель Московского учебного округа А. А. Тихомиров. Инспектор Московского учебного округа В. И. Комарницкий позднее вспоминал, что А. А. Тихомиров: «живо заинтересован и в духовном развитии учащихся. Одним из наиболее действительных средств к достижению этого развития он считает учебно-воспитательные экскурсии...» Администрациям учебных округов было предписано пропагандировать поездки учащихся. Рассылались публикации с описанием маршрутов. Распространялась переводная литература.
В обращении Министра народного просвещения Л. А. Кассо к попечителям учебных округов говорилось: «Особое внимание Ваше, Милостивый Государь, прошу обратить на прогулки и путешествия с образовательной целью, в надежде, что с течением времени, когда опыт даст необходимые практические указания, этим материалом можно будет воспользоваться для выяснения вопроса о том, не следует ли такие прогулки и путешествия ввести в более широких размерах, как средство, способное сделать преподавание в средней школе более живым и наглядным. В виду сего покорнейше прошу Ваше Превосходительство доставлять в Министерство ежегодно сведения об образовательных прогулках и путешествиях и об условиях, в которых они проходили...» Правительство уделяло большое внимание экскурсионной работе. Министерством путей сообщения был разработан и внедрён экскурсионный тариф за номером 6900 от 9 марта 1902 года. Согласно этому тарифу проезд участников экскурсии на расстояние не более 50 вёрст был бесплатным. Всё что составляло свыше указанных 50 вёрст полежало оплате по детскому тарифу со значительной скидкой. Уже в 1912 году скидка для экскурсионных групп была увеличена до 75 %. Со своей стороны значительное количество пароходных компаний России делали скидки для экскурсантов. Экскурсии получили широкое распространение. Ездить на экскурсии стали в столицах и в провинции. К этой работе активно подключилось уездное и губернское земство. В сметах земских управ появилась статья расходов «ученические экскурсии». Особое внимание земство уделяло организации ознакомительных экскурсий школьников из сельской местности. Учащиеся направлялись в ознакомительные поездки по всей России. В 1914 году земствами только Московской губернии были организованы экскурсии для учащихся 393 школ. Необходимо отметить, что земства оказывали поддержку в первую очередь детям из малоимущих семей и проживающим в отдалённых уездах. Благодаря этой поддержке тысячи учащихся посетили Москву, Петроград и другие города России, где познакомились с памятниками русской архитектуры и зодчества, посетили музеи и всевозможные выставки.
Центральная экскурсионная комиссия при Московском учебном округе издаёт журнал «Спутник экскурсанта» (первый редактор С. И. Гинтовт). Большой вклад в дело развития краеведения внёс ежемесячный иллюстрированный журнал, посвященный родиноведению и экскурсионному делу «Русский экскурсант». Это был первый краеведческий журнал провинциальной России. Журнал воспитывал в подрастающем поколении вдумчивое отношение к окружающему миру. Он издавался в городе Ярославле с марта 1914 года. Издатели определили цели журнала так: «содействие развитию в русской молодёжи путём экскурсий любви к родине и знакомства с нею». Журнал всесторонне содействовал учебным заведениям и частным лицам в организации ознакомительных экскурсий по родному краю. Именно журнал «Русский экскурсант» осуществил одну из первых попыток классификации краеведческих (родиноведческих) экскурсий учащихся. На страницах журнала они были выделены в восемь типов:
историко-археологические;
историко-литературные;
естественно-исторические;
производственные (на фабрики и заводы);
художественно-географические;
экскурсии трудовой помощи;
общеобразовательные и бытовые;
экскурсии для отдыха и развлечений.
В 1914 году историк В. Я. Уланов издаёт свою работу под названием «Опыт методики истории в начальной школе». В этом же году на съезде учителей выступает с речью учитель И. Н. Маньков. Примечательный факт, впервые термин «краеведение» прозвучал из уст И. Н. Манькова в его выступлении перед коллегами на съезде и был отражён в работе В. Я. Уланова. Как бы то ни было, но с начала 20-го века термин «краеведение» становится характерным для педагогической мысли.
«Декларация о единой политехнической школе» в 1918 году заложила вектор развития новой советской школы. Педагогическую основу советского краеведения заложили Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, Л. П. Пинкевич и другие. Первое десятилетие Советской власти справедливо можно назвать расцветом краеведческой работы. Учёные, исследователи, педагоги по крупицам собирали факты, предания, сохранившиеся материальные свидетельства и документы о родном крае. Всё это разнообразие требовалось свести в единую законченную логическую систему, поскольку человек должен знать свою Родину и то место, где он родился и вырос. Краеведение — это жажда познания Родины. Краеведение, а особенно краеведение в педагогике, есть дело неравнодушных энтузиастов. Перед педагогом стоит важная задача. Ему с одной стороны необходимо привить любовь к своему краю, а с другой — создать все условия для того, чтобы эта любовь расширилась до размеров всей страны. «Познать свой край, изучить его — значит, полюбить его еще более глубоко», — писал академик А. С. Барков.
Советская власть уделяла краеведению внимание и оказывала всестороннюю поддержку движению. При Академии наук СССР было создано Центральное бюро краеведения. Стали выходить периодические издания по краеведческой тематике: журнал «Краеведение» и «Известия Центрального бюро краеведения» периодические органы Центрального бюро краеведения под редакцией академиков С. Ф. Ольденбурга и Н. Я. Марра. По всей стране в городах и районах областей создаются школьно-краеведческие комиссии. В материалах 2-й Всесоюзной конференции по краеведению, которая проходила в 1924 году, читаем об основном направлении краеведческой работы. В резолюции указанной конференции по этому вопросу значится: «…общественно-прикладное направление школьно-краеведческой работы, когда изучение вопросов переходит в посильные детям работы по подъему производительных сил местного края». Элементы краеведения повсеместно вводились в курс школьной программы. Однако в начале 30-х годов ситуация изменилась. Историческое краеведение незаслуженно уходит в тень, давая дорогу краеведению профессиональному или, как его ещё называли — производственному. На первый план выдвигалось изучение истории заводов, фабрик, колхозов и совхозов. В 1930 году даже был упразднен отдел по охране памятников при Наркомпросе. Однако в годы Великой Отечественной войны краеведческая работа несколько активизировалось. Это было обусловлено тем, что при поддержке коммунистической партии и комсомола развернулась работа по поиску и сбору материалов об участии населения того или иного региона СССР в борьбе против немецко-фашистских захватчиков.
С начала пятидесятых годов и до развала Советского Союза краеведению повсеместно уделялось достойное внимание. В разное время появлялись учебники по родному языку, истории, географии, биологии, где усиливались элементы краеведения. В 70-х и 80-х годах прошлого века широкую популярность в школах получили семинары и факультативы по краеведению. К работе в этих семинарах привлекались педагоги и краеведы, которые занимались изучением истории родного края. Учащиеся создавали глубокие по содержанию исследовательские работы по результатам изучения истории своей малой Родины. Стали проводиться внеклассные краеведческие чтения. На эти мероприятия приглашали первых пионеров и комсомольцев деревни, села или города. Необходимо отметить, что все краеведческие мероприятия того времени носили идеологический оттенок, имели в своей основе установку на воспитание советского человека. Но именно в этот период появился тип учителя-краеведа, человека, который воспитывал у школьников любовь к своему краю, интерес к его прошлому, заботу о настоящем и будущем. В числе этих замечательных педагогов необходимо отметить А. Ф. Родина — педагога, историка, краеведа. Этого педагога можно смело назвать одним из родоначальников педагогической внеклассной деятельности города Москвы в области краеведения первой половины 20-го века. А. Ф. Родин со своими единомышленниками стоял у истоков создания детских клубов, краеведческих объединений, принимал самое живое участие в подготовке и проведении празднования 800-летия Москвы. Он оставил замечательную книгу «Из минувшего (Воспоминания педагога-краеведа)».
Движение юных краеведов охватило всю страну. Сотни тысяч писем рассылали юные краеведы по городам и весям СССР. Они по крупице воссоздавали историю своего края, воскрешали давно прошедшие времена и события, вызволяли из забытья человеческие судьбы, дела и поступки. Краеведение выступило некой объединяющей силой, которая во много сплотила молодёжь того времени.
Краеведение в школе сегодня — это в первую очередь комплексность. Комплексность, которая призвана помогать современному школьнику, развивать свои мыслительные способности, воспитывать любовь к Родине, повышать интеллектуальный и культурный уровень, приобщаться к творческой деятельности и исследовательской работе, повышать духовную культуру. Незаменимыми помощниками в этом стало изучение специальной литературы, изучение местного материала не только на уроках, но и в ходе семинаров и внеклассных мероприятий, изучение памятников истории и культуры родного края, архивных документов, иных свидетельств истории. Сегодня педагог использует краеведение, как форму духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи. Одной из важнейших задач современной школы 21-го века является воспитание патриота и гражданина. Справедливым будет отметить, что самым важным, значимым для родителей и школы является воспитание здорового, духовного и нравственного человека. Краеведение важный помощник в этом процессе. Ведь краеведение всегда есть «краелюбие». В толковом словаре В. И. Даля: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами».
Современная школа отличается от школы прошедших периодов культурологическим подходом к образовательному процессу. Мы живём в эпоху регионализации образования, а регионализация в России — это всегда диалог культур. Диалог культур есть путь к интеграции, взаимопониманию и взаимному духовному обогащению. Стержнем, становой осью этого процесса сегодня всё чаще и чаще выступает краеведение. Изучение родного края, исследование его прошлого и познание настоящего позволяет учащимся осмыслить нормы, которые закреплены в главном Законе нашей страны Конституции: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Академик С. В. Колесник дал такое определение краеведению: «Краеведение — это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории». Под малыми территориями здесь понимается район, село, город. Именно малые территории наиболее доступны, наиболее «подготовлены» для непосредственных личностных наблюдений и изучений школьников. Краеведение и его использование в образовательном процессе современной школы — это путь к формированию и развитию всесторонне развитой личности. Краеведение именно та наука, которую можно постичь умом, сердцем и руками. Известный педагог-новатор Шалва Амонашвили писал о краеведении: «Одним лишь умом ребёнок может только осмыслить и уловить знания, а если руками тоже, то он постигнет и жизненность знаний, но если ещё и сердцем тогда все дверцы познания будут распахнуты перед ним настежь и станут для него орудием доброго преобразования и созидания». Воспитательная, развивающая и объединяющая силы краеведения очевидны и бесспорны. Сегодня краеведение не нуждается в защите, так как оно доказало свою жизнеспособность и необходимость. Но не стоит забывать и о том, что при богатых воспитательных возможностях краеведения оно не может в полной мере решить все вопросы гармоничного развития подрастающего поколения. Только при комплексном сочетании обучающего процесса, всевозможных внеклассных мероприятий и домашнего воспитания можно надеяться на добрый результат.
Литература:
- Семенов Д. Д. Педагогические заметки для учителей. — 1864.
- Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. -1990.
- На путях к новой школе, 1925. — № 2.
- Родин А. Ф. Из минувшего (Воспоминания педагога-краеведа) — 1965.
- Амонашвили Ш. А. Одиннадцать тысяч школьных ступенек//Учительская газета. 1984. 29 ноября.
- Архив Герольдии Правительствующего Сената. Дело № 736 о внесении герба рода Яноквичей де-Мириево в общий гербовник дворянских родов Российской империи
- Д. Д. Семёнов. Педагогические заметки для учителя. 1864
- Александров Ю. Н. Экскурсионная работа в Москве: исторический очерк // Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев М., 1961.
- Свободов А. Экскурсионный тариф // Русский экскурсант. 1915. № 8.
- Критский П. А. Наш край: Опыт родиноведения.- Ярославль.1907