Известно, что инновационные процессы и инновационное сознание являются базовыми составляющими современного прогресса. Фитнес является одним из наиболее популярных видов двигательной активности студенческой молодежи. Появление инновационных видов оздоровительной физической культуры в России связано с интенсивным развитием физкультурно-оздоровительной работы и, прежде всего, с возникновением и ростом фитнес-индустрии, где создаются новые направления фитнеса и различные фитнес-технологии, имеющие свою специфику. Широкое распространение фитнеса явилось отражением как изменившихся потребностей представителя современного социума в двигательной активности, его стремления к здоровью и благополучию, так и требований общества к уровню развития физических и психологических качеств человека [1, с. 2]. На данном этапе развития фитнес всё активнее внедряется не только в физкультурно-оздоровительную практику работы с населением, но и в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в различных вузах страны и в систему физического воспитания студентов других вузов.
Кроме того, распространённость вредных привычек приводит к снижению уровня ответственности студентов за сохранение собственного здоровья и формирование навыков здорового стиля жизни. Такие факторы риска здоровья как курение, злоупотребление алкоголем, символизирует моду, деловитость, предприимчивость, способствуют нарушению режима учебы и отдыха. Поэтому, возникает потребность в поиске новых действенных средств и методов для решения проблем привлечения и заинтересованности молодежи к академическим занятиям. На наш взгляд, именно использование фитнес программ в практике физического воспитания предусматривает обращение к личности студента с учетом его мотивов, интересов и предпочтений
В связи с этим, возникла необходимость усовершенствовать процесс физического воспитания студентов направленный на личностно-ориентированный подход и здоровый стиль жизни, с внедрением фитнес программ. Специфика фитнеса состоит в подборе разных видов спортивных упражнений и других мер по улучшению здоровья, укреплению систем организма и коррекции. Специалисты в области спортивной медицины определяют фитнес как комплексную программу оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, увеличение функциональных резервов организма и профилактику заболеваний, связанных с гиподинамией [3, с. 5]. Организация процесса физического воспитания в ВУЗе, на наш взгляд, должна соответствовать современным требованиям общества, и должна строиться следующим образом.
На основании опроса преподавателей-инструкторов, и студентов нами были выявлены наиболее приоритетные и доступные для занимающихся виды фитнеса. Для этого было проведено анкетирование 120 студенток 1–3 курсов Волгоградского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы. Целью опросов явилось выявление предпочтений учащихся в выборе фитнес-программ для учебных и секционных занятий. Результаты анкетирования показали, что наиболее популярными являются следующие виды фитнес-программ (табл. 1): степ-аэробика, танцевальная аэробика, силовая аэробика, фитбол-аэробика, тай-бо, классическая аэробика, пилатес, стретчинг.
Таблица 1
Рейтинг популярности фитнес-программ
№ п/п |
Вид фитнес-программы |
Кол-во ответов (n=120), % |
1 |
Степ-аэробика |
81,6 |
2 |
Танцевальная аэробика |
30,7 |
3 |
Силовая аэробика |
26,3 |
4 |
Фитбол-аэробика |
24,6 |
5 |
Тай-бо |
18,4 |
6 |
Классическая аэробика |
7,0 |
7 |
Пилатес |
5,3 |
8 |
Стретчинг |
4,4 |
Работа организовывалась следующим образом. Продолжительность занятия составляла 50– 55 минут, и включала в себя подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная часть занятия (5–6 мин.) направлена на подготовку организма к основной части занятия. Для содержания подготовительной части характерно многообразие различных видов базовых и танцевальных шагов, движений рук, упражнений на растягивание. Основная часть занятия (35–40 мин.) содержит аэробную партерную и силовую тренировку. Деятельность педагога-инструктора при проведении аэробной части занятия должна быть направлена на получение эмоционального и тренировочного эффекта, улучшение физического состояния занимающихся и их здоровья в целом. В нашей практике используется поточный метод выполнения упражнений, и применяются различные хореографические методы для создания двигательных комбинаций под музыку. Под определенную программу подбираются конкретные движения и музыка, далее движения формируются в «связку» постепенно трансформируя и модифицируя движения, возможно смешивание различных форм хореографии. Партерная часть, которая выполняется в положении лежа или сидя. Продолжительность партерной части может составлять от 10 минут и выше, в зависимости от поставленной цели. В партерную часть входит набор силовых упражнений, с четко регламентированной техникой выполнения, что позволяет избирательно воздействовать на определенные мышечные группы. Темп и амплитуда выполнения упражнений зависят от избранной методики развития или поддержания силы. Кроме того в этой части занятия для увеличения нагрузки могут использоваться дополнительное оборудование, гантели, степ-платформа, фитболы. Использование такого оборудования, вносит разнообразие, позволяет найти интересные и эффективные решения при выполнении упражнений для тех или иных групп мышц. В некоторых случаях предметы и оборудование может использоваться как эффективное отягощение. Заключительная часть занятия носит восстановительную направленность. Продолжительность заключительной части может варьироваться от утомляемости занимающихся, и составлять от 5 до 15 минут. Используются упражнения на расслабление и растягивание. Упражнения своим воздействием должны быть направлены на мышцы, наиболее утомившиеся в процессе занятия. Упражнения могут выполняться в положении стоя, сидя или лежа под медленную спокойную музыку.
В продолжение предпринятого исследования нами было проведено интервьюирование 42 преподавателей физической культуры, работающих в вузах города Волгограда. Педагогов ознакомили с результатами изучения мнений студенток (табл. 1) и попросили прокомментировать полученные данные. В пользу использования фитнес-программ в системе физического воспитания студенток высказались все 42 (100 %) опрошенных. Комментируя это тем, что комплексирование средств аэробики и фитнеса, во-первых, позволит сделать учебные и секционные занятия более разнообразными, эмоционально насыщенными и, следовательно, более востребованными учащимися и, во-вторых, будет способствовать более эффективному решению задачи гармоничного развития (как телесной, так и духовной составляющих) личности. В числе препятствий, которые могут возникнуть на пути использования в вузе фитнес-программ, педагоги указали:
отсутствие семинаров и мастер-классов по обмену опытом (27,5 % ответов);
недостаточный уровень учебно-методического обеспечения занятий фитнесом: отсутствие специальной литературы и учебной программы по дисциплине «Физическая культура (на предметной основе фитнеса)» (19,8 % ответов);
недостаточную разработанность теории и методики фитнеса, в том числе отсутствие научно обоснованной и практически апробированной технологии проектирования занятий фитнесом с учащимися высшей школы (14,5 % опрошенных);
низкое качество материально-технической базы вуза, отсутствие в вузе физкультурно-спортивных сооружений, специального оборудования, инвентаря, приспособлений для тренинга, необходимых для качественной реализации комплексных фитнес-программ (27,3 % преподавателей);
отсутствие возможности формирования студенческих учебных групп по спортивным интересам (14,6 % ответов);
смешанный состав групп по половой принадлежности (юноши и девушки) (11,1 % респондентов);
излишне высокую наполняемость учебных групп (15,8 % ответов);
низкий уровень исходной подготовленности абитуриентов и студентов по физической культуре, не позволяющий преподавателям в полной мере реализовывать свои профессиональные качества (12,3 % педагогов).
При этом все 100 % опрошенных указали, что для них не является препятствием необходимость освоения новых фитнес-технологий, проектирования и реализации фитнес-программ.
Завершая изложение результатов исследования, приведем следующие выводы:
- Занятия фитнесом приобретают в нашей стране все большую массовость и становятся одним из наиболее популярных видов двигательной активности, в том числе в среде учащейся молодежи. В этой связи все больше вузов России применяет фитнес-технологии в бюджете учебного и внеучебного времени учащихся. Однако несмотря на всю свою перспективность, проблема использования фитнес-программ в системе физического воспитания студентов до сих пор не получила своего обстоятельного научно-практического анализа.
- Наиболее популярными среди студенток являются следующие виды фитнес-программ: степ-аэробика, танцевальная аэробика, силовая аэробика, фитбол-аэробика, тай-бо, классическая аэробика, пилатес, стретчинг.
- Подавляющее большинство студенток высказалось в пользу занятий не одним, а одновременно несколькими видами фитнеса. Идею реализации фитнес-программ поддержали и преподаватели физического воспитания, мотивируя это тем, что аэробика и фитнес позволит сделать физкультурные занятия более разнообразными, эмоционально насыщенными, способствующими эффективному решению задачи гармоничного развития (как телесной, так и духовной составляющих) личности.
- По мнению преподавателей, основными факторами, сдерживающими использование в вузе фитнес-программ являются: отсутствие семинаров и мастер-классов по обмену опытом, недостаточный уровень учебно-методического обеспечения занятий фитнесом, отсутствие научно обоснован- ной технологии проектирования комплексных фитнес-программ, низкое качество материально- технической базы вуза, отсутствие возможности формирования студенческих учебных групп по спортивным интересам, смешанный состав групп по половой принадлежности (юноши и девушки), излишне высокая наполняемость учебных групп.
В то же время педагоги заявляют о своей готовности к освоению новых фитнес-технологий, проектированию и реализации фитнес-программ.
Литература:
- Базилевич М. В. Организация спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного ими вида спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. — № 5. — С. 27.
- Степанова О. Н. Современное состояние и проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Научные труды МПГУ. Серия: естественные науки. — М.: Прометей, 2004. — С. 449–456.
- Черняев В. В. Проектирование и конструирование гуманитарно ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. — М., 2004. — 47 с.
- Шинкаренко О. В. Организация физкультурно-образовательной среды для формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом у студентов (на примере технического вуза): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Набережные Челны, 2009. — 23 с.
- Якимович В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных образовательных учреждениях: Монография. — Волгоград: ВолгГАСА, 2002. — 136 с.