Право быть учителем, воспитателем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.02.2016

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Адизова, С. Ю. Право быть учителем, воспитателем / С. Ю. Адизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 763-765. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25523/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Пучеглазая щука — это крупная рыба, чрезвычайно охочая до пескарей. Нечто удивительное происходит, если щуку и пескарей поместить в большой аквариум с перегородкой в виде листового стекла, отделяющий хищницу от мелких рыбешек. Щука не видит стекло в воде и сильно бьётся о преграду в попытке достать лакомство. Раз за разом она разгоняется и врезается в стеклянную перегородку.

В конце концов, щука сдаётся. Очевидно, она приходит к выводу, что пескари недосягаемы. Она оставляет всякие попытки поймать их. Тогда стекло можно убрать, позволив рыбешкам плавать вокруг смертельного врага в полной безопасности. Щука их не тронет. Она знает то, что знает: пескари недосягаемы. Удивительно, но хищница действительно умрёт от голода, окружённая изобилием пищи.

Дж. Добсон «Возращение домой».

Данный пример имеет отношение не только к рыбам, но и к людям. Ранние разочарования и трудности, связанные с учёбой, — как, например, необходимость читать, или грамотно писать, — могут иметь серьёзные последствия для наших детей. Они просто начинают считать успех недосягаемым. Раннее вмешательство в учебный процесс поможет мальчикам и девочкам преодолеть желание махнуть рукой на «пескарей», прежде чем станет слишком поздно. Миссия педагогической психологии, пожалуй, и состоит в том, чтобы сделать процесс учения для ребёнка — опытом образования успеха, личностного роста и развития.

Одной из важнейших задач преподавания педагогической психологии является изменение негативных стереотипов и расширение представлений студентов о своей роли как учителя.

Образование помогает людям научиться, как правильно, или, по крайней мере, адекватно реагировать на широкий спектр ситуаций.

Поведение человека подчиняется определенным закономерностям и во многих случаях предсказуемо. Когда на кого-то кричать, то очень часто этот кто-то закричит в ответ и может почувствовать себя оскорбленным и затаить обиду. Если кому-то хорошо объяснили какую-то идею, то этот кто-то поймёт её.

Несмотря на то, что поведение человека подчиняется определённым закономерностям, в результате недостатка знания или понимания этих закономерностей люди могут повлиять на поведение других людей совсем не так, как им хотелось бы. Учитель может обидеть учащихся, хотя на самом деле хочет их приободрить, или же он не может помочь ученикам что-то, хотя очень старается передать им информацию, необходимую для понимания этого вопроса.

Учителям приходится помогать молодым людям узнавать и понимать различные идеи и в то же самое время учителям необходимо поддерживать в людях уверенность в себе, способность радоваться своим успехам и получать удовольствие от самого процесса обучения.

Учителям приходится побуждать учащихся к учению, вызывать в них желание учиться, передавать учащимся информацию, необходимый опыт, для того чтобы они могли учиться. И учителям приходится делать все это таким образом, чтобы отношение учащихся к учёбе или их чувства по отношению к учению и своей способности учиться были положительными.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принять ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог — это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» студента — будущего педагога требует постоянного личностного, коммуникативного и профессионального тренинга.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основной успешной деятельности педагога является уважение, знание и понимание своего ученика. Ученик должен быть понят педагогом и принять им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.

В-четвёртых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение. Это обязывает студента — будущего педагога развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учениками знаний, практических навыков и умений, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг студентов.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами — заповедями его психолого-педагогической деятельности:

          уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

          постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» и других);

          передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своём самообразовании.

Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

Долгое время в учебном процессе преобладала концепция образования, которая впоследствии стала называться «авторитарной». Сразу надо оговориться, что этим термином называется система, а не работа всех учителей поголовно. Согласно этой системе, в учебно-воспитательном процессе личности преподавателя и обучающегося не важны. Есть субъект — преподаватель и объект, на который он воздействует, — ученик. Мастерство преподавателя заключается в его профессиональных знаниях, умениях и способностях, а не в личностных качествах и творческом подходе к делу.

Как известно, личность воспитывается личностью, духовность производится духовностью. Значит, необходимо организовать такое педагогическое взаимодействие, которое обеспечивает совместный личностный рост, совместное личностное развитие преподавателя и учеников. Этому могут помочь психологические принципы организации личностного педагогического взаимодействия.

В науке выделяют 4 таких принципа:

          Принцип диалогизации педагогического взаимодействия, т. е. организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой;

          Принцип проблематизации стимулирование исследовательской активности обучающихся;

          Принцип персонализации взаимодействие личностей, а не ролей;

          Принцип индивидуализации выявление индивидуальных особенностей, способностей каждого, учёт индивидуальных возможностей и особенностей.

Методические приёмы, применяемые преподавателями, придерживающимися тактики учителя — помощника:

          Использование средств обучения и создания условий, обеспечивающих их физическую и психологическую доступность учащимся;

          Создание в процессе обучения разнообразных «обратных связей» между преподавателем и учащимися (опрос, беседы, групповые формы общения и т. п.);

          Распределение учащихся группы на две команды, в одну из которых входят учащиеся с позитивными установками в отношении гуманистического обучения, а в другую те, кто более склонен к авторитарному обучению;

          Организация групп свободного общения (для учащихся, преподавателей и смешанных) с целью формирования гуманистических личностных установок.

Обнаружено, что те учителя, которые проявляли высокую эмпатию, одновременно демонстрировали и ряд других важных форм поведения:

          чаще отвечали на чувства учеников;

          чаще использовали идеи учеников в текущем учебном взаимодействий;

          чаще вступали в диалог с учениками;

          чаще хвалили учеников;

          общались более конгруэнтно, т. е. искренне и менее ритуально;

          чаще связывали учебное содержание с конкретным опытом отдельных учеников (объяснения, нацеленные на удовлетворение непосредственных потребностей учеников);

          чаще улыбаясь ученикам.

Более того, учебная работа в классах таких учителей, как правило, обладала сходными общими чертами:

          учебные цели ставились учителем и учениками в хода совместного планирования;

          классная комната носила индивидуальный отпечаток того класса, который сейчас в ней «учимся», и была адекватна потребностям этого класса. Там было много сделанного руками учеников, комната выглядела обжитой;

          в работе было меньше жёстких временных ограничений, больше свободы от временных рамок и более гибкая последовательность заданий;

          учитель делал акцепт на продуктивности и творчестве, а не на оценивании.

Для оценки эффективности деятельности учителя — помощника Роджерс предложил следующие критерии:

          активность учащихся на уроке;

          количество вопросов учителю и их содержание;

          время, затрачиваемое на решение учебных задач;

          опора на мышление или память в учебной деятельности;

          контакт глаз учителя и учеников.

Дети, обучающиеся в школах, где данный тип учения стал основным, обладают следующими качествами:

          любят учиться;

          ясно мыслят;

          способны к глубоким чувствам;

          разумны в поступках; — способны работать с другими людьми;

          способны решать проблемы;

          уважают другие культуры;

          обладают основными навыками;

          способны к самодисциплине;

          обладают духовными ценностными ориентациями.

Это ли не есть основная задача современного образовательного процесса.

 

Литература:

 

  1.    Каримов И. А. Мечта о совершенном поколении. Ташкент: Узбекистан, 1997.- 220с.
  2.    Каримов И. А. Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент: Маърифат-мадаткор, 1997.- 565с.
  3.    Фарламов И. Ф. Педагогика. Москва: Гардарики, 1999. — 516с.
  4.    Азизходжаева Н. М. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Ташкент: Издательство. Полиграфический творческий дом имени Чулпана, 2005.- 200с.
  5.    Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. Москва: Просвещение, 2006. — 320с.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, учитель, будущий педагог, учебный процесс, педагогическая психология, педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, поведение человека, познавательная активность, учебная деятельность.


Задать вопрос