Казахстан — это государство, находящееся на определенном этапе развития в различных его направлениях, будь это политика, экономика, культура или образование. В связи с развитием государства происходит и развитие общества, и новому Казахстану нужно новое поколение людей с инновационным интеллектуально-творческим потенциалом, с новым продуктивным характером, с новым мышлением, конкурентоспособных не только в Республике Казахстан, но и за ее пределами.
С нашей точки зрения становление высококвалифицированного специалиста в условиях индустриально-инновационного развития государств, требует активного привлечения всего потенциала профессиональной подготовки студентов, что сопровождается не только развитием личностных структур, но и специфической интеграцией свойств и качеств студента, формированием его как целостной системы [1].
По мнению авторов научных трудов по данной проблеме в обеспечении интеграции личности обучаемого, ведущую роль играет ее направленность, выступающая в роли «побудительной системы», определяющей избирательность отношений к активности личности.
Впервые понятие направленности в научный оборот ввел С. Л. Рубинштейн, отмечая, что мотивы и цели деятельности как таковой, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.
В соответствии с таким толкованием данного понятия, ученый рассматривает «направленность» как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей и устремлений человека [2].
В справочной психологической литературе под «направленностью» понимается интегральное генерализованное свойство личности, совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Она выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности [3].
Следует отметить, что под «направленностью личности» ученые понимают совокупность или систему мотивационных образований и явлений. При этом, если у К. К. Платонова это «совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрений, убеждений» [4], то у Л. И. Божович и Р. С. Немова это совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций динамических тенденций (тенденций влечения и тенденций долженствования), воплощающихся в мотивах, ориентирующих, направляющих деятельность личности [5, 6].
Таким образом, в различных трактовках личности направленность раскрывается по-разному, но все исследователи связывают ее с мотивационно-потребностной сферой личности. Так, по мнению С. Л. Рубинштейна, направленность на соответствующий предмет порождает испытываемая или осознаваемая человеком потребность или заинтересованность. Автор отмечает, что проблема направленности — это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами [2].
Из динамических тенденций ученый выделяет такой особый момент как установка, отмечая, что она заключает в себе избирательное отношение к чему-то значимому для личности. Особую роль он отводит потребностям, интересам и идеалам, которые составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем единой направленности личности, выступая в качестве мотивации ее деятельности [2].
А. Г. Асмолов рассматривает установку как фактор, обеспечивающий стабильность деятельности в непрерывно изменяющейся среде, что находит выражение в сохранении ее направленности. Особо отмечая тот факт, что без таких факторов деятельность не могла бы существовать как самостоятельная система, способная сохранять устойчивое направленное движение [7].
Д. Н. Узнадзе трактует установку индивида как специфическое состояние готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Ученый полагал, что поведение индивида происходит, во-первых, на импульсивном уровне под воздействием актуальной потребности. При наличии условий удовлетворения последней, возникает актуальная установка и происходит неосознанное поведение. Во-вторых, на уровне осознанного поведения: под воздействием актуальной потребности индивид осуществляет акт объективации (отражение в сознании внешней ситуации), «задерживая» в сознании будущее поведение, обосновывая его целесообразность, осознавая свою потребность как мотив действия. Импульсивное и осознанное поведение связаны между собой. Регулятором, механизмом осознанного (мотивированного) поведения служит система фиксированных установок или ценностная ориентация индивида, образуемая из актуальных установок, закрепляющихся благодаря повторению или их значимости для индивида [8].
Л. И. Божович, А. Маслоу и другие исследователи полагают, что наивысшую устойчивость личности обеспечивает определенная иерархия мотивов [9, 10]. При этом мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным мотивам, так что при определённых условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений [11].
Современные ученые — педагоги В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова подчеркивают, что направленность личности определяет цели, которые ставит перед собой человек; стремления, которые ему свойственны; мотивы, в соответствии с которыми он действует [12].
По мнению Б. Ф. Ломова, направленность — это системообразующее свойство личности, в котором выражаются цели, мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Он подчеркивает, что в свою очередь субъективные отношения базируются на когнитивной и рефлексивной сферах личности.
Таким образом, направленность, как феномен, связана с широким кругом понятий, но базовым понятием являются потребности, определяемые в специальной литературе как состояния нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах [13].
С точки зрения современной психологии, «потребность» определяется, как «исходная форма активности живых существ, как динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение, поведение. Благодаря потребностям, жизнь приобретает целенаправленность». В основе целенаправленности лежит удовлетворение потребности или предотвращение неприятного «столкновения» со средой [3].
В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Предметное содержание потребностей — совокупность объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. К этим объектам человек относится как к ценностям [11].
Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, А. Н. Леонтьев называет мотивом деятельности [11].
Существенной характеристикой потребности является ее предметное содержание, то есть совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность индивида удовлетворяется. Поэтому потребность, которая ощущается в организме, но не направлена на конкретный объект, который может ее удовлетворить, неосознанна, может проявляться в том, что субъект испытывает состояние напряжения, неудовлетворенности. Такое состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. Данный этап заканчивается, когда в ходе поисков происходит встреча потребности со своим предметом. Так рождается мотив потребности. Дальнейшее поведение меняется, поскольку вслед за этим деятельность приобретает направленность [14]. Соответственно, в психологии под «мотивом» понимается побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность этой активности [3].
Источниками развития мотивов являются присущие данному обществу ценности, интересы, идеалы. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают любой деятельности личностный, значимый смысл. Данная функция является определяющей в контроле над общей направленностью личности.
Для понимания феномена направленности личности важно понятие цели — осознаваемого результата, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности [14].
Принято различать цель конкретной деятельности и жизненную цель. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности [15]. Направленность непосредственно связана с жизненными (обобщенными) целями, которые реализуются через конкретные, в том числе, профессиональные цели.
Многие исследователи мотивационно-потребностной сферы личности отмечают значительную роль в определении направленности деятельности личности потребности личности в безопасности [16]. Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей личности и на ее основе вырабатывается система мотивов, определяющих направленность личности на безопасную деятельность, в том числе и профессиональную.
Динамизм современных экономических и демократических преобразований в обществе вызывает потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социальные тенденции, активно включаться в процессы общественного развития, принимать и реализовывать нестандартные решения.
В своем исследовании мы придерживаемся того, что большое значение в структуре личности специалиста имеет взаимосвязь профессиональных и жизненных целей, которая выражается в направленности на достижение жизненных целей через достижение профессиональных. И, если в числе жизненных целей присутствуют цели обеспечения безопасности, то и профессиональная деятельность будет осуществляться на основе учета безопасных способов работы.
Понятия ценностей и ценностных ориентаций непосредственно связаны с понятием направленности, они открывают причины той или иной направленности личности, являющейся, по существу, ценностной направленностью, т. е. направленностью на определенные ценности. Ценностные ориентации определяются как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выражающиеся в поведении [15].
Непосредственно с понятием «ценность» связано понятие «ценностные ориентации», которые, согласно точке зрения А. В. Кирьяковой, отражают индивидуальные или групповые представления о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности людей. Эти представления формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей [17]. При этом каждой личности присуща специфическая иерархия ценностей. Ценности выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами деятельности личности. В структуре зрелой личности ценности определяют перспективные стратегические жизненные цели и мотивы жизнедеятельности.
Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак духовного инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объектов стремления на потребности [18].
Поскольку направленность личности является динамичным образованием, изменяющимся под действием внешних и внутренних факторов, то кроме ее мотивационно-потребностных и ценностных компонентов, большое значение для ее развития имеют когнитивные и рефлексивные компоненты. Когнитивные компоненты связаны с процессами познания, ориентировки в окружающем мире, выработке определенной стратегии поведения. Рефлексивные — позволяют личности на основе самоанализа избрать наиболее приемлемые варианты приспособления, реализации и удовлетворения собственных потребностей [11].
Таким образом, резюмируя положения, изложенные выше, можно заключить вслед за С. Л. Рубинштейном, что в основе направленности лежит, во всем своем многообразии, потребностно-мотивационная сфера личности, включающая в себя потребности, интересы, склонности, идеалы, ценностные ориентации, мировоззрение, убеждения и установки и являющаяся одним из основных компонентов в структуре личности, системообразующим свойством личности (Б. Ф. Ломов), тесно связанным с мировоззрением.
Литература:
- Лешер, О.В, Каскина, Д. К. Тенденции развития личности безопасного типа в системе высшего профессионального образования / О. В. Лешер, Д. К. Каскина.- Вестник ЧГПУ, 2009. — 81 с.
- Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс / Пер. с англ. М. Злотаик. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 2001. — 800 с.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. С. 122–141.
- Божович Л. И. Устойчивость личности. Процесс и условия ее формирования. — М.: Работник просвещения, 1966. — 35 с.
- Немов, Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч./ Немов Р. С. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч.2. — 352 с. С.171–172.
- Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. 480 с.
- Узнадзе, Д. Н. Общее учение об установке //Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пединститутов./ Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение. — 1978. — с.101–108.
- Божович, Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка / Л. И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2002
- Маслоу, А. Мотивация и личность. / Маслоу А. Г. — М.:Питер, 2003–351
- Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А. Н. Леонтьев — М., 1971. 40 с.
- Скибицкий, Э. Г. Обобщенная модель процесса обучения / Э. Г. Скибицкий, А. Г. Шабанов // Инновации в образовании. — 2004. — № 1. — С. 61–70.,
- Общая психодиагностика / под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М., 1987. — 303с
- Берулава, М. Н. Интеграция естественно-научных и профессионально-технических дисциплин / М. Н. Берулава // Сов. педагогика. — 1987. — № 8. — С. 82.
- Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии, 1996, № 4.
- Маслоу, А. Мотивация и личность. / Маслоу А. Г. — М.:Питер, 2003–351 с.
- Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. — Оренбург, 1996. — 188 с.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. / Полат Е. С. — М: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.