Исторический экскурс
Трудно найти конкретного человека, который «придумал» проектную методику. Другое дело сам термин проект. В нашем смысле этот термин использовался уже в середине XVIII века в академиях изобразительных искусств Италии, Франции. В начале XIX века слово «проект» появилось в высших технических школах Европы и США. В конце прошлого века формировалась так называемая модель проекта. Проект оказался в центре урока. Понятие проект утрачивает свою связь только с технической областью. Проектная методика развивалась из ряда предпосылок, таких как, прагматизм в США (Джон Деви, Вильям Кильпатрик), реформаторская педагогика в Германии, концепция рабочей школы в России (Блонский, Макаренко), реформы 60- 70 годов. Реформаторы опирались на проектную методику. Проектное мышление тогда было как символ надежды на большую демократию, большую справедливость. Педагоги пытались развивать различные виды групповой работы.
Признаки урока с ориентацией на активную практическую деятельность учащихся:
Связь тем и содержания урока с окружающей жизнью.
Участие учащихся в планировании и учет их интересов при планировании.
На уроке ребята работают не только головой, но и руками, с душой и сердцем.
Интенсивная работа партнеров является основополагающей. Ребята учатся друг у друга.
Школа открыта окружающей жизни.
Форма урока с ориентацией на практическую, активную деятельность учащихся и является проект.
Основу проектной работы на уроке и вне урока составляют 5 элементов:
- Конкретная цель, которая позволяет использовать иностранный язык, чтобы открыть и познать что-то новое.
- Совместная ответственность учеников и учителей при планировании и проведении проектов. Учитель — помощник, консультант по языку, он предлагает те языковые средства, которые нужны для достижения цели. Учитель монитор, а не контролер.
- Конкретные задания, в которых сочетаются языковая активность и практическая деятельность.
- Самостоятельное использование учениками вспомогательных средств (видеокамера, компьютер, магнитофон) для проведения возможных исследований, опросов, интервью.
- Приобретение конкретного практического опыта, который можно использовать вне урока иностранного языка.
Существуют следующие виды проектов:
- Проектные дни, недели, которые предполагают длительную работу над темой, как на уроке, так и после урока.
- Мини-проекты на уроке.
Как правило, урок иностранного языка для наших учеников — это единственная коммуникативная ситуация, где они узнают, для чего они учат иностранный язык и как его можно использовать.
Урок иностранного языка тесно связан с личностью, сознанием ребенка. Эффективность обучения иностранного языка: находиться в прямой зависимости от того, насколько успешно решаются проблемы индивидуализации, мотивации и взаимосвязи. Во время проектных уроков ученики смогут использовать наравне со своими языковыми знаниями, свои умения и опыт в других областях, например, умение работать с компьютер, общаться с людьми. Так повышается их самооценка, обогащается их социальный опыт.
Есть и чисто психологический аргумент в пользу проектных уроков: познание идет через деятельность. Контекст деятельности имеет первостепенное значение в создание коммуникативной мотивации.
Хочу повторить, что везде, где можно использовать опыт наших учеников, нужно позволять им применять иностранный язык практически.
Таким образом, проекты и языковая работа — это две стороны одной медали. Что касается Интернета, то мы используем информационную сеть для культурологических и страноведческих сведений для уроков иностранного языка и специальных уроков по страноведению. Для нас важна аутентичность и актуальность материала, который можем найти и использовать на уроке. Это такие темы, как «Образование в Англии» для 11 класса, страноведческий материал о странах, где говорят на английском языке и т. д.
Под учебным проектом в Интернете понимается совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
В основном на уроке иностранного языка наши ученики слушают, читают, пишут, отвечают, изредка дискутируют. Это и является четырьмя видами языковой деятельности, но в повседневной деятельности мы пользуемся ими изолированно. Мы слушаем, смотрим, читаем, чтобы узнать что-то об окружающем мире, мы дискутируем, чтобы совместно решить какие-либо проблемы.
Зачастую на уроке иностранного языка язык отделен от практических целей, и ученик говорит только для того, чтобы учитель мог убедиться в том, что урок выучен. Ученикам приходиться ждать окончания школы, чтобы убедиться в практической возможности применения знаний. К сожалению, часто мы можем сказать, что школа находится рядом с жизнью, а не участвует активно в ней.
Обращение к практической деятельности на уроке повышает мотивацию в обучении иностранным языкам, доставляет радость и приводит, в конце концов, к лучшим результатам. Поэтому на наших уроках английского языка в ГБОУ «Школа 904» (г. Москва) мы ориентируемся на активную практическую деятельность учащихся, и активно используем метод проектов, а также интернет и проекты в интернете.
Метод проектов — не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике и в зарубежной. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Этот подход сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектов предполагает всегда решение какой-либо проблемы, предусматривающей с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творчества. Продукт выполненных проектов должен быть осязаем.
Проектный принцип работы выступает:
против пассивной роли учащихся на уроке,
за самостоятельность, самодеятельность и кооперацию.
за активное общение с людьми, вещами, проблемами и идеями.
Метод проектов как форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств, поэтому неудивительно, что в последнее время проектная методика приобретает все больше сторонников, поскольку она дает безграничные возможности для развития всех речевых навыков для всестороннего развития личности учащегося, его творческий активности. Говорят, что ничему нельзя научить, но всему можно научиться. У нас это называется мотивацией. Это, как раз то, что отличает проектную методику от других методик. Она дает возможность и создает условия для осознанного изучения английского языка. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка: разработка замысла, идеи, детального плана. Здесь очень важно обозначить проблему, взять ее из реальной жизни. Она должна быть значима для ученика, ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые ему еще предстоит приобрести для решения это проблемы. Конечно, учитель может подсказать новый источник информации, а может просто направить мысль учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей.
Проект — это творческая работа ученика. Это открытка родителям или друзьям, это «Город моей мечты» или «Каникулы на луне», рассказ о приключениях, которые происходят с тобой во время путешествия, свой прогноз погоды, таблица биоритмов для себя и для друзей, составление гороскопов, статья для газеты, аудио, видеозапись, оформление альбома, стенгазеты. Такая работа делается индивидуально, в парах, в группах и это самая эффективная и любимая детьми работа. Разработка проекта должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Формой презентации может быть репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, шоу, концерт, дискуссия. Презентация проекта, его защита — это очень ответственный этап работы — праздник для ребят. Ведь весь отобранный, оформленный материал надо ярко и эмоционально представить, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых проект их товарищей — сюрприз.
Приведу примеры некоторых осуществившихся проектов. В 7 классе, работая над темой «Экология». учащиеся осуждали такие экологические проблемы, как загрязнение воды, воздуха, вымирающие виды животных и растений, влияние кислотных дождей, последствия Чернобыльской катастрофы, проблема Аральского моря и др. Учащиеся овладевали новой довольно сложной лексикой, грамматикой, занимались аудированием, искали ответы на вопросы проблемного характера: почему проблема экологии так важна сейчас, могут ли средства массовой информации реально помочь в решении проблем защиты окружающей среды. Оформили плакаты по английскому языку «Собери мусор», «Используй меньше бумаги», «Спаси воду», и т. д. Школьники использовали не только тексты учебника, но и аутентические учебные пособия «Streetwise» издательства OxfordUniversityPress, с 56–57), газету «Английский язык» – приложение к газете «1 сентября». Как результат этой работы: каждая группа выступила с сообщениями перед классом, в которых дети демонстрировали не только умения и навыки в части владения иностранным языком, но и ярко выраженную личностную позицию. Особое внимание уделили краеведению, записали видеоролик, который назвали «Экология вокруг нас»: о загрязненных местах в микрорайоне, переполненных контейнерах и т. д. Очень важно, что обсудив этот любительский видеоматериал, большинство детей все-таки считают, что бумажки, бутылки, банки — все это не украшает нашу жизнь и с этим нужно бороться. На заключительным этапом урока учащиеся посмотрели клип Майкла Джексона о надвигающейся экологической катастрофе, и одновременно пели вместе с ним песню «SavetheEarth», слова которой выучили заранее. Считаю, что урок защиты этого проекта оставил свой след в детских душах и обогатил их знания по предмету. В следующий раз, когда будем работать над этим проектом, мне бы хотелось начать его с экскурсии в национальный парк России «Лосиный остров» по теме «Лес и проблемы экологии».
И еще хотелось бы пройти по тропе здоровья и экологической тропе и посетить Комитет по охране природы.
Заканчивая изучение темы «Holidays» (праздники) в 5 классе мы с педагогом второй группы осуществляется творческий проект между нашими группами, который предусматривал соревновательный характер. 1) Определили значимую в исследовательском, творческом плане проблему: история возникновения и проведения английского и американского праздника Хеллоуин — с непривычным для русского уха названием. 2) Сформировали микрогруппы, распределили задания: оформить газеты; поиск дополнительного материала, стихов и песен; подготовка маскарадных костюмов; оформление пригласительных билетов. После этого началась практическая деятельность. Шла предварительная работа с текстами, стихотворениями, картинками, песнями — тем самым осуществлялась тренировка в употреблении лексики, постановке вопросов, чтении диалоговой речи. Тексты, безусловно вызывали большой интерес, потому что содержали много новой интересной информации об обычаях дня святых, приметах, суевериях. Когда отработали основную лексику, дети уже могли импровизировать. Учитывалась любая идея, любое предположение. Маскарадные костюмы мистических существ были просто великолепными, созданные учащимися с помощью своих родителей. На этапе подведения итогов самые яркие, содержательные выступления награждались аплодисментами зрителей. А лучшей оценкой нашей работы можно считать записи, сделанные в дневниках учащихся, например «Itwasa happyday. We had two lessons of English. They were very interesting and useful»
В этом году я начала проводить телекоммуникационный проект в 8 классе. При изучении темы «Мы ищем друзей» я давала ряд творческих заданий.
1) Дай объявление о знакомстве в молодежную газету.
2) Напиши книгу о своем классе, где для каждого есть отдельная страничка.
3) Опиши своего друга или подругу.
4) Помоги решить проблему, возникшую у вашей одноклассницы с ее подругой.
В процессе обсуждения этих вопросов нам пришла в голову идея, что неплохо было бы на самом деле найти новых английских друзей. Мы решили провести кратковременный проект в Интернете, тем более что у нас есть ряд адресов для общения. Как правило урок иностранного языка для наших учеников — это единственная коммуникативная ситуация, где они узнают для чего они учат иностранный язык, и как его можно использовать. В дни проекта мы готовили сообщения. Ребята разделились на группы по своему желанию. Одна группа писала письмо — знакомство на русском языке. Другая — отдельные рассказы — представления учеников на английском языке: как зовут, черты характера, хобби, любимые занятия, любимый писатель, певец, любимая еда и т. д. Важно заметить, что в написании этой программы необходим строгий отбор лексики, четкие формулировки, особенно на русском языке, который для английской стороны является иностранным. Третья группа печатала послание. Передает сообщение ученик, хорошо владеющий компьютером и имеющий доступ в интернет дома. Хочу повторить, что везде, где можно использовать опыт наших учеников, нужно позволять им применять иностранный язык практически, а эта практическая работа в свою очередь вызывает ряд вопросов о правильности произношения, о грамматике и т. д. Таким образом, проект и языковая работа- это две стороны одной медали.
Что касается интернета, безусловно, что нам учителям иностранного языка, просто необходимо освоить информационную сеть для получения культурологических и страноведческих сведений для уроков иностранного языка и специальных уроков по страноведению. Интернет для нас является возможностью реализовать, то что в течении многих лет мы просили учеников «представить»: представьте, что вы находитесь в британском музее, какие экспонаты вы видите. Сейчас ученики могут посетить Британский музей с помощью интернета и найти любую необходимую им информацию. У меня и моих учащихся такая возможность есть. Наш кабинет достаточно хорошо оборудован техническими средствами обучения: в нашем пользовании 7 ноутбуков, смарт-доска, проектор, DVD, лингафонный кабинет.
Литература:
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. — Москва: Просвещение, 2000. № 2, 3.
- Fried-Booth D. L. Project Work. — Oxford: Oxford University Press, 1986.
- Побокова О. А.. Немченко А. А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. — Иркутск:Издательство Иркутского государственного университета, 2003.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения. Иностранный язык. — Москва: Просвещение, 2010.