Ключевые слова: внутренняя среда, внешняя среда, рынок, конкуренция, стратегия.
Ключевые факторы успеха горнодобывающих глобальных компаний — диверсификация регионов добычи сырья и вертикальная интеграция (в том числе транспортно-логистические звенья). В национальном масштабе добыча топливных полезных ископаемых является стратегически значимой отраслью. В стране оперируют несколько федеральных холдингов и около десятка вертикально интегрированных компаний, занимающихся добычей иных видов сырья. Основные тенденции: увеличение натуральных объемов добычи по основным категориям и рост экспорта в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее — АТР).
Горнодобывающая отрасль — одна из наиболее инвестиционно активных отраслей края. Рост доходов компаний — важный фактор успешного и устойчивого развития, инвестиционной привлекательности компаний. Любое экономическое явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об организациях. Изучение элементов внутренней среды предприятия имеет большое значение для любой фирмы. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели.
В 2014 году АО ГХК «БОР» столкнулся с негативной конъюнктурой рынка, когда цена на боросодержащую продукцию в первом полугодии снизилась до критически низкого уровня. Комбинат был вынужден сократить отгрузку и перейти на режим остановочного ремонта. Во втором полугодии 2014 года девальвация национальной валюты незначительно поддержала финансовое положение комбината. В тоже время продукция ГХК «Бор» по-прежнему отличается более высокой себестоимостью по сравнению с другими производителями, что снижает ее конкурентоспособность на внешнем рынке».
Деятельность Компании основывается на:
рациональное использование уникальной минерально-сырьевой базы и устойчивости операционных затрат;
содействие стабильному развитию рынков продукции, производимой «ГХК Бор»;
содействие стабильному развитию региона хозяйствования предприятий «ГХК Бор».
Стратегические цели:
оптимизация затрат за счёт внедрения ряда мер по энергоэффективности;
увеличение производства боропродуктов на 75 % в течение 2,5 лет за счёт строительства нового серного цеха, модернизации производственных мощностей и расширения транспортной инфраструктуры;
производство боропродуктов с большей добавленной стоимостью;
производство различных боросоединений в числе которых борат цинка и карбит бора;
реализация потенциала роста путем усиления взаимодействий с конечными потребителями
С целью получения дополнительного дохода от основной деятельности предлагается «ГХК Бор» приобрести новую производственную линию для выпуска борной кислоты марки «М».
Инвестиционный проект по расширению ассортимента продукции АО «ГХК «БОР» повлияет на величину выручки от производства и реализации продукции. Расчеты представим в таблице 1
Таблица 1
Анализ выручки от реализации продукции АО «ГХК «БОР» до и после рекомендаций
Наименование продукции |
Объем производства, тн |
Удельный вес, % |
||||
2014 |
прогноз |
+/- |
2014 |
прогноз |
+/- |
|
Борная кислота |
290581 |
328298 |
37717 |
92,3 |
93,1 |
0,8 |
Борат кальция |
17630 |
17630 |
- |
5,6 |
5,0 |
-0,6 |
Датолитовый концентрат |
315 |
315 |
- |
0,1 |
0,1 |
- |
Борный ангидрид гранулированный |
5982 |
5982 |
- |
1,9 |
1,7 |
-0,2 |
Борный ангидрид молотый |
315 |
315 |
- |
0,1 |
0,1 |
- |
Прочая продукция и оказываемые услуги |
- |
|
- |
- |
- |
|
ИТОГО: |
314822 |
352539 |
37717 |
100,0 |
100,0 |
- |
Прирост выручки от реализации составляет 12 % (352539/314822*100 %). Причем доля дохода от реализации борной кислоты возрастает на 0,7 %. Таким образом, наблюдается увеличение выручки реализации борной кислоты, как в абсолютном выражении (на 37717 тыс. рублей), так и в структурной динамики. Следовательно, предлагаемое направление позволит повысить выручку от реализации продукции и, как следствие, прибыльность и рентабельность АО «ГХК БОР».
Литература:
1 Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2011. — 496 с.