Проблемы и перспективы развития социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 28.01.2016

Статья просмотрена: 330 раз

Библиографическое описание:

Иоффе, А. В. Проблемы и перспективы развития социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе / А. В. Иоффе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 508-511. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25552/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Социально-трудовые отношения — это система трехсторонних, общественно-экономических связей, возникающих между гражданами и их объединениями, различными хозяйствующими субъектами и государством, в процессе осуществления трудовой деятельности. Социально-трудовые отношения имеют первостепенное значение для решения проблем продуктивной занятости и социальной защиты населения, оплаты труда работников и формирования доходов организаций и государства, развития гуманизации труда и социального партнерства.

Законодательно, в Российской Федерации регулирование социально-трудовых отношений отнесено к компетенции трехсторонних комиссий, формируемых на уровне федерации, субъекта федерации и местного самоуправления. В соответствии с этими требованиями, была создана «Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе» [1, 2, 3].

Исторически, Дальнегорск создавался и развивался как моногород, т. е. как социально-экономическое пространство двух градообразующих производств, в современности — ОАО «Дальполиметалл» и ЗАО «Горнохимический комбинат (ГКХ) «Бор»». В ходе экономического кризиса 1990-х гг. данные производства подверглись существенному сокращению, а сами предприятия неоднократно попадали под процедуру банкротства, постоянно снижая численность своих работников. Необходимо отметить, что каких-либо альтернативных и адекватных производств создано не было. И в итоге 2015 г. постоянную занятость в экономике округа имело 20,8 тыс. чел., что составляет 76,4 % от населения в трудоспособном возрасте городского округа [5].

Поэтому, в современности Дальнегорский городской округ считается территорией с высоким протестным потенциалом местного населения и сложной социально-депрессивной обстановкой. Широкую известность получили митинги населения против повышения жилищно-коммунальных тарифов, прошедшие осенью 2011 г. Общественно-политическая ситуация в 2012–2013 гг. характеризовалась растущим противостоянием между исполнительной и представительной властями муниципального образования.

В кризисном положении находится одно из градообразующих предприятий городского округа — ЗАО «ГХК «Бор»». Так, в результате деятельности управляющей компании, у предприятия сформировалась колоссальная кредиторская задолженность в размере 2,7 млрд. руб. В сентябре 2015 г. в отношении предприятия инициирована процедура банкротства. Это создает угрозу безработицы для 2,5 тыс. работников, что адекватно 12 % трудоспособного населения городского округа.

В итоге очевидно, что сложившаяся ситуация актуализирует развитие социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе.

Между тем, анализ деятельности «Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе» позволил выявить следующие недостатки в ее работе:

1)      Недостаточно широкий круг привлечения работников Дальнегорска и их представителей к деятельности территориальной трехсторонней комиссии. По итогу 2015 г. участие в работе комиссии приняли четыре профсоюзных организации, охвачено профсоюзным движением было всего 4,3 тыс. чел. из 20,8 тыс. работников округа. Не участвующими в коллективной защите своих интересов являются практически все работники малого бизнеса.

2)      Недостаточно широкий круг привлечения работодателей Дальнегорска к деятельности трехсторонней комиссии: по итогу 2015 г. участие в работе комиссии принимало только одна организация — «Общественный совет предпринимателей Дальнегорского городского округа». Практически не привлеченными к регулированию социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе являются работодатели большинства предприятий, в т. ч. и градообразующих организаций — ОАО «Дальполиметалл» и ЗАО «ГХК «Бор».

Проявлению данных недостатков способствовали организационные упущения в работе территориальной трехсторонней комиссии, а именно:

          — Низкая активность администрации городского округа по расширению состава участников территориальной т трехсторонней комиссии. Так, в 2014 г. было направлено всего одно письмо к работникам и работодателям, с предложением присоединиться к деятельности комиссии. Иных и более активных действий не предпринималось.

          — Социальная неорганизованность работников городского округа, и прежде всего трудящихся в сфере малого предпринимательства.

Очевидно, что в этих условиях развитие деятельности трехсторонней комиссии возможно только за счет повышения самоорганизованности как работодателей, так и работников Дальнегорского городского округа.

Создание объединения работодателей из числа организаций Дальнегорского городского округа должно осуществляться в рамках требований и процедур, предусмотренных федеральным законом «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ [4]. Процедуры создания объединения работодателей Дальнегорского городского округа определены содержанием Гражданского кодекса РФ и федерального закона «О некоммерческих организациях в РФ». Учредителями объединения могут выступать не менее трех работодателей или двух объединений работодателей, правоспособность объединения наступает с момента его государственной регистрации.

В тоже время, законом предусмотрено, что объединения работодателей вправе создавать свои отделения (представительства, не обладающие правами юридического лица) на региональном и территориальном (местном) уровнях.

В силу такого положения, а также с учетом этого количественно доминирующих в местной экономике городского округа хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, может быть целесообразно открытие в Дальнегорске представительства Общественной общероссийской организации «Опора России». Отметим, что уставом данной организации предусмотрена такая возможность при условии признания целей, задач и устава организации, и оплаты членского взноса [6].

Преимуществом первого способа формирования объединения работодателей Дальнегорска является большая простота организации, а преимуществом второго способа — больший политический вес и опыт работы, свойственный «Опоре России». Выбор того или иного направления является компетенцией собрания инициативной группы работодателей.

Обязательным условием развития работы «Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе» является расширение участников со стороны работодателей за счет представителей ОАО «Дальполиметалл» и ЗАО «ГХК «Бор»», ранее не принимавших участие в работе комиссии.

Создание объединений работников можно осуществить по профессиональному признаку, в рамках территориальных (местных) отделений профсоюзов, воспользовавшись для этого организационной помощью Федерации профсоюзов Приморского края. Так, с учетом того, что большая часть трудоспособного населения Дальнегорского городского округа работает в сфере розничной торговли, является целесообразным создание территориального отделения «Приморской организации профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства «Торговое единство», входящих в состав «Федерации профсоюзов Приморского края» [7].

Иной пример: объединение работников автотранспортных предприятий Дальнегорска может быть осуществлено в формате городской первичной ячейки «Приморской краевой общественной организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», так же водящего в состав «Федерации профсоюзов Приморского края» [7].

В то же время, обязательным условием реализации данного направления является привлечение к работе трехсторонней комиссии первичных профсоюзных организаций ОАО «Дальполиметалл» и ЗАО «ГКХ «Бор». С одной стороны, данные первичные организации являются элементов таких мощных профсоюзных организаций России как «Горнометалургический профсоюз России» и «Российский профессиональный союз работников химических отраслей». С другой стороны, данные первичные организации объединяют порядка 3,8 тыс. жителей городского округа, что придает им высокую социальную значимость.

В итоге, реализация данных мероприятий должна существенно расширить количественный состав Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе — см. таблицу.

 

Таблица 

Развитие состава «Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе»

Участники трехсторонней комиссии

Показатели состояния:

до мероприятий

после мероприятий

Представительство объединений работников

Всего участников — 2, в т. ч.:

— Дальнегорская городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ;

— Дальнегорский городской комитет профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания

Всего участников — 5, в т. ч.:

— Дальнегорская городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ;

— Дальнегорский городской комитет профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания

— Первичная организация Горнометалургического профсоюза России («Дальполиметалл»)

— Первичная организация Российского профессионального союза работников химических отраслей (ГХК «Бор»)

— территориальные комитеты Федерации профсоюзов Приморского края

Представительство объединений работодателей

Всего участников — 1, в т. ч.:

— Общественный совет предпринимателей Дальнегорского городского округа

Всего участников — 4, в т. ч.:

— Общественный совет предпринимателей Дальнегорского городского округа;

— Представительство «Опоры России»;

— представители ОАО «Дальполиметалл»;

— представители ЗАО «ГХК «Бор»»

Исполнительный орган власти

Администрация Дальнегорского городского округа

Администрация Дальнегорского городского округа

 

В итоге, в результате выполнения данных работ численность объединений работников в Дальнегорском городском округе увеличится с 2 до 5 организаций, численность объединений работодателей с 1 до 4 организаций, состав работников, участвующих в профсоюзном движении с 4,3 тыс. чел. (иди 20,7 % работников, проживающих в исследуемом муниципальном образовании, 2014 г.) до 12,5 тыс. чел. (60,9 %, прогнозные данные). Полагаем, что это позволит если не устранить, то существенно снизить уровень социального протеста в Дальнегорском городском округе.

 

Литература:

 

  1.    О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений. Федеральный закон от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 2014 г. № 18 ст. 2218.
  2.    О социальном партнерстве в Приморском крае. Закон Приморского края от 26.12.2014 г. № 531-КЗ. Официальный текст. — Владивосток: Дальпресс, 2015. — 46 с.
  3.    Об утверждении положения «Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе». Решение Думы Дальнегорского городского округа от 22.02.2012 г. № 286. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://dalnegorsk-mo.ru/
  4.    Об объединениях работодателей. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://base.garant.ru/185261/
  5.    Дальнегорский городской округ. Официальный сайт муниципального образования. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://dalnegorsk-mo.ru/
  6.    Опора России. Общественное общероссийское объединение малых предприятий и предпринимателей Российской Федерации. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.opora.ru/
  7.    Федерация профсоюзов Приморского края. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.fppk.org/about/committee/91/
Основные термины (генерируются автоматически): Дальнегорский городской округ, трехсторонняя комиссия, городской округ, Приморский край, профсоюз работников, Общественный совет предпринимателей, отношение, работа комиссии, работник, Дальнегорская городская организация.


Похожие статьи

Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Проблемы и перспективы развития детского туризма в Приморском крае

Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства Бикинского муниципального района Хабаровского края

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Перспективные направления повышения занятости населения Дальнегорского городского округа

Проблемы и перспективы развития государственной региональной политики в сфере занятости

Состояние и развитие малого предпринимательства в Республике Хакасии

Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона

Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Эффективность стратегии развития и роста Каргапольского района Курганской области

Похожие статьи

Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Проблемы и перспективы развития детского туризма в Приморском крае

Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства Бикинского муниципального района Хабаровского края

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Перспективные направления повышения занятости населения Дальнегорского городского округа

Проблемы и перспективы развития государственной региональной политики в сфере занятости

Состояние и развитие малого предпринимательства в Республике Хакасии

Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона

Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Эффективность стратегии развития и роста Каргапольского района Курганской области

Задать вопрос