Доминирующей социально-экономической проблемой развития муниципальных образований в Российской Федерации является низкий уровень занятости трудоспособного населения. Это является прямым следствием развала местной экономики в 1990-х гг., повсеместного закрытия местных предприятий, выполнявших градообразующую роль. Пришедший им на смену малый бизнес несколько снизил остроту проблемы. Однако масштабное расширение рабочих мест не свойственно малому бизнесу, ограниченному в своих действиях рыночной конъюнктурой и коммерческой целесообразностью.
Не является исключением из данной ситуации и Дальнегорский городской округ. Так, по итогам 2014 г. на территории округа проживало 23,1 тыс. чел., находящихся в трудоспособном возрасте. Из них имели постоянную работу 17,1 тыс. чел., из которых большая часть — в сфере малого предпринимательства. Фактически не занятыми в экономике являлись порядка 5,9 тыс. человек или 25,9 % населения в экономически активном возрасте. Особенно кризисная ситуация сложилась в сельских поселения округа — 57,8 % трудоспособных жителей которых не имели постоянной работы [1, 2].
Сложившаяся ситуация существенно обострила общественно-политическую ситуацию в городском округе, способствовала росту протестных настроений среди местного населения. В этих условиях перед органами местного самоуправления Дальнегорска стала актуальной задача поиска новых форм повышения занятости трудоспособных жителей муниципального образования.
Решение данной задачи предлагается осуществить за счет комплекса мероприятий, реализация которых возможна во взаимодействии исполнительных органов государственной власти, в лице центров занятости населения, органов местного самоуправления, в лице администрации Дальнегорского городского округа, хозяйствующих субъектов и населения исследуемого муниципального образования.
Так, центр занятости населения (ЦЗН) оказывают помощь в трудоустройстве нуждающимся гражданам по широкому спектру услуг. Но к его компетенции не отнесено создание новых рабочих мест, как инструмента прямого решения проблемы. В свою очередь, администрация Дальнегорского городского округа, как исполнительный орган местного самоуправления, ответственный за обеспечение социально-экономического развития территории, прямо заинтересован в расширении повышении занятости населения, в т. ч. и путем инициирования создания новых рабочих мест. В тоже время, без инициативы и заинтересованности хозяйствующих субъектов и населения исследуемого городского округа, данные мероприятия реализовать не удастся.
Решение данной задачи должно осуществляться по ряду направлений.
Первым направлением является «Создание новых рабочих мест в существующих организациях», реализуемое совместными усилиями Администрации Дальнегорского городского округа и субъектами, хозяйствующими на территории городского округа.
Так, по итогу 2014 года в реестре хозяйствующих субъектов Дальнегорского городского округа числилось 5 крупных предприятий, 142 средних и малых предприятия, и 442 индивидуальных предпринимателя [1].
Де-факто, хозяйствующие субъекты округа в сложившейся обстановке не испытывают существенных потребностей к привлечению дополнительных трудовых ресурсов. Это подтверждается тем, что по итогам 2014 г. данными хозяйствующими субъектами было подано заявок на рабочую силу в количестве всего 59 чел. [2].
Необходимо отметить, что инструменты прямого (административного) решения данной проблемы законодательством не предусмотрены. Теоретически, повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов Дальнегорского городского округа в привлечении дополнительных трудовых ресурсов можно достичь стимулирующими методами, например — предоставлением разного рода льгот и преференций. Однако таким ресурсом Администрация Дальнегорского городского округа не располагает.
В итоге оценки перспектив реализации данного направления, заключим, что по направлению «Создание новых рабочих мест в существующих организациях» не стоит ожидать существенного роста спроса на рабочую силу. То есть можно говорить, что в будущих периодах спрос на рабочую силу составит порядка 50–60 чел. в год. Отметим, что по данным «Центра занятости населения города Дальнегорска» ежегодно трудоустраивались до 55–60 чел. [3].
Второе направление предусматривает работы по активизации создания новых рабочих мест посредством создания новых хозяйств (предприятий).
Очевидно, что для решения данной задачи требуются инициатива местного населения или хотя бы его небольшой, но активной части. Полагаем, что численность инициативного населения будет невелика. Так, в 2014 г. в «Центре занятости населения города Дальнегорска» прошли профессиональное обучение для развития малого бизнеса 54 чел.
Допускаем, что эти лица сформируют потенциал создания новых хозяйств. С учетом среднестатистического размера малого предприятия или численности наемных работников у индивидуального предпринимателя, а также фактической готовности данных лиц к самостоятельной деятельности, можно предположить, что емкость данного направления будет в размерах до 100 чел.
Третье направление — «Создание новых рабочих мест посредством самозанятости» предусматривает развития домашних (семейных) хозяйств, т. е. вида деятельности, направленного на самодостаточное обеспечение семьи, за счет имеемого в их распоряжении имущества и личной (семейной) трудовой деятельности. При этом, лица, осуществляющие данную деятельность, как правило, регистрируются как индивидуальные предприниматели или крестьянские (фермерские) хозяйства [4, 5].
- Основная проблема при реализации данного направления — это низкая степень инициативы местного населения. Роль Администрации Дальнегорского округа в этих условиях должна быть сведена к решению следующих задач:
1) Формированию у местного населения взгляда на то, что в сложившихся экономических условиях, самозанятость — одна из простейших и доступных форм материального обеспечения семьи.
2) Оказание необходимых информационно-консультационных услуг, связанных с основами предпринимательской деятельности, регистрацией соискателя как индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства.
3) Оказание материальной и финансовой помощи, направленной на организацию и становление домашнего (семейного) хозяйства.
Однозначно оценить потенциал данного направления достаточно сложно. Так, в 2014 г. численность лиц, незанятых в экономике и находящихся в возрасте 30–60 лет (т. е. лица, как правило, обремененные семьями, имеющие трудовые навыки и личное имущество) составляла порядка 4 тыс. чел. При допущении, что из этого числа хотя бы 35–40 процентов данных лиц озаботиться вопросами самозанятости и развития домашнего хозяйства, можно ожидать снижения безработицы на 1,5 тыс. чел.
Четвертым направлением снижения социальной напряженности на рынке труда Дальнегорского городского округа является организация перетока трудовых ресурсов на соседние территории.
Так, Дальнегорский городской округ граничит с Тернейским муниципальным районом, на территории которого действует группа лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний «Тернейлес». Данное направление трудовой деятельности так же получило применение среди активной части населения исследуемого городского округа, использующего в качестве транспортной основы междугородные автобусные рейсы между данными муниципальными образованиями. Иной, но аналогичный пример, это трудовая миграция жителей Дальнегорска в иные муниципальные образования, пример — во Владивосток и Находку.
Для расширения масштабов таких работ необходимо наладить обмен информацией между «ЦЗН г. Дальнегорска» и центрами занятости в указанных (и иных) муниципальных образования Приморского края.
Однако по опыту, фактический потенциал повышения занятости по данному направлению работ будет невысоким: по мнению специалистов «ЦЗН города Дальнегорска», лица, желающие работать, уже реализовали такую возможность, а потенциал новых (дополнительных) работников не превысит 50–100 чел.
В итоге можно говорить, что потенциал сокращения безработицы в Дальнегорском городском округе составит порядка 1750 чел., в том числе: 50 чел. — за счет создания новых рабочих мест в существующих организациях; 100 чел. — за счет регистрации новых индивидуальных предпринимателей и/или малых предприятий, 1500 чел. — за счет создание новых рабочих мест посредством самозанятости (развития домашних хозяйств), и 100 чел. — за счет организации перетока трудовых ресурсов в соседние муниципальные образования. То есть при численности незанятого населения в 5,9 чел., речь идет о сокращении данной величины на 29,3 %.
Очевидно, что по показателю прогнозируемой результативности, перспективным направлением повышения занятости местного населения остается — «Создание новых рабочих мест посредством самозанятости населения (развития домашних хозяйств)», содержащее в потенциале трудоустройство порядка 1500 чел.
В итоге следует заключить, что перспективной формой сокращения безработицы, как непременного условия повышения благосостояния населения, является развитие самозанятости жителей Дальнегорского городского округа.
Литература:
- Дальнегорский городской округ в 2014 г. Доклад главы городского округа. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://dalnegorsk-mo.ru/
- Анализ ситуации на рынке труда Дальнегорского городского округа в 2014 году. Выписка из доклада руководителя «Центра занятости населения г. Дальнегорска» // Департамент труда и социального развития Приморского края. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://zanprim.regiontrud.ru/
- Анализ ситуации на рынке труда Дальнегорского городского округа в 2013 году. Выписка из доклада руководителя «Центра занятости населения г. Дальнегорска» // Департамент труда и социального развития Приморского края. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://zanprim.regiontrud.ru/
- Краско Т. С. Самозанятость населения: организационно-правовые аспекты. — М.: РАНХиГС, 2014. — 136 с.
- Лебедева В. П. Занятость населения: аспекты местной экономики. — М.: Феникс, 2013. — 167с.