Модель занятия по РКИ на основе песни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 23.01.2016

Статья просмотрена: 6978 раз

Библиографическое описание:

Толстова, Н. Н. Модель занятия по РКИ на основе песни / Н. Н. Толстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 923-928. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25564/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В данной статье представлен материал урока, который включает грамматический комментарий, список слов, текст песни и систему упражнений, направленных не только на актуализацию и закрепление грамматических навыков и умений, но и на развитие навыков аудирования, говорения, письма и понимания текста. Материал адресован иностранным учащимся, владеющим русским языком в объеме базового — первого сертификационного уровня (А2 — Б1).

Ключевые слова: песни, грамматика, комплекс упражнений, развитие навыков аудирования, говорения, письма и понимания текста.

 

Не секрет, что на современном этапе развития методики преподавания русского языка как иностранного значительное внимание уделяется разработке подходов, которые позволяют оптимизировать процесс овладения языком. Все чаще звучит мысль о том, что сочетание коммуникативного, когнитивного и эмоционального подходов является залогом успешного обучения [1; 3; 5]. Такое сочетание реализуется, в частности, при использовании песенного материала на занятиях с иностранными учащимися. Заметим, что за последние годы появилось немало интересных пособий по работе с аутентичными текстами песен, например, [4].

Чем же так привлекает песенный материал? Кратко перечислим методические преимущества обращения к песням на уроках РКИ. Несомненно, песни способствуют прочному усвоению и расширению лексического запаса: с одной стороны, они содержат незнакомые иностранным учащимся слова, выражения; с другой — уже известная им лексика может употребляться в новом контексте, что вызывает укрепление ассоциативных связей в памяти. Кроме того, зачастую тексты песен включают реалии страны изучаемого языка. Бесспорно, песня являются прекрасным средством усвоения и активизации грамматических явлений языка и, конечно же, способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения. Нельзя обойти стороной и эстетическое воздействие песен и музыки вообще. Другими словами, «песня на изучаемом языке может быть средством формирования социокультурного и лингвистического компонента языковой личности студента, развития его эмоциональной сферы, памяти, речевых навыков» [2, c.155].

В качестве критериев отбора песни для занятия по РКИ были выбраны следующие:

                   ритмичность песни и её небольшой объём;

                   чёткость произношения (исполнения);

                   желательное отражение страноведческой специфики.

Ниже мы предлагаем модель урока на основе песни «Так же как все («Песенка про меня»)» А. Зацепина, исполненной А. Б. Пугачевой в 1978 году и перепетой группой «А-Студио». Разработанные упражнения направлены, в первую очередь, на актуализацию и закрепление грамматических навыков и умений. В связи с этим целесообразно проводить этот урок по окончании изучения выбранной грамматической темы. Кроме того, данный учебный материал предполагает развитие навыков аудирования, говорения и, конечно, понимания текста песни.

Модель урока содержит грамматический комментарий, словарь, текст песни, а также упражнения для пред-, при- и послетекстовой работы.

  1.                ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

№ 1. а) Вспомните образование форм компаратива прилагательных и наречий.

 

Таблица 1

красив-ый

красив-о

трудн-ый

трудн-о

+ ЕЕ

красивее

 

труднее

 

б) Образуйте компаратив от следующих прилагательных и наречий:

талантливый 

умный 

светлый 

удачливый 

быстро 

медленно 

правильный 

в) Вспомните исключения.

хороший/хорошо 

плохой/плохо 

№ 2. Заполните таблицу.

 

Таблица 2

кч+Е

ст/дк  щ+Е

хш+Е

г/д/зкж+Е

легкий  легче

мягкий 

жаркий

простой  проще

чистый 

толстый 

сладкий 

тихо  тише

сухой 

дорогой  дороже

строгий 

низкий 

редкий 

 

№ 3.

(компаратив) всех = (компаратив), чем все/другие люди

Рис. 1.

 

Я ль на светев мире всех милее,

Всех румяней и белее?

(Пушкин А. С.)

  1.              Антон (высокий) всех классе.
  2.              Борис бегает (быстро) всех.
  3.              Она (красивая) всех в мире.
  4.              Она готовит (хорошо) всех.
  5.              Кто играет в футбол (хорошо) всех?
  6.              Кого вы любите (много) всех?

№ 4.

ТАКОЙ/ ТАКАЯ/ ТАКОЕ/ ТАКИЕ ЖЕ…., КАК (И) — прилагательные

ТАК ЖЕ…., КАК — наречия

Его новый фильм такой жехороший, как и старый.

Он говорит по-русски так жехорошо, как по-английски.

  1.              Мой брат говорит по-немецки ____________ хорошо, ______ я.
  2.              Они купили ______________ машину, _____ и мы.
  3.              Он играет в футбол _____________ хорошо, ________ и его брат.
  4.              У тебя ______________ чемодан, _________ у меня.
  5.              Это платье ____________ красивое, __________ то.
  6.              Этот ресторан ______________ дорогой, ________ тот.

№ 5. Песня, которую вы будете слушать, называется «Так же, как все». Как вы думаете, о чём будет эта песня?

  1.             ЛЕКСИКА

№ 1. Прочитайте слова из песни и их значения. В случае затруднений обратитесь к словарю.

       распускать слухи — говорить что-либо неверное, ложное; говорить неправду о ком-либо, о чём-либо.

       Если человек сделал что-то зря, это значит, что это дело не дало нужный результат или что этого не надо было делать.

Я зря купил эту книгу, она мне не нужна.

       печаль — чувство грусти

       забота — неприятное чувство, тревога, беспокойство.

жить без забот = жить легко, жить без проблем

       под вечер = вечером

       грустить (ст/щ)  быть грустным

       реветь = громко плакать

       беда — несчастный случай, горе.

       обходить стороной (кого?/что?) — избегать, не иметь ничего общего с кем/чем — либо.

Этот район опасный, поэтому мы обходим его стороной.

Он мне не нравится, я всегда обхожу его стороной.

                   (по)просить (у кого?/что?)  Если вы просить у кого-либо что-либо, значит, вы хотите, чтобы этот человек вам помог, дал совет, оказал услугу

Он попросил у меня ручку.

                   (кому?) везёт Если вам везёт, значит у вас всё получается, всё хорошо, благоприятно, нет проблем. Удача всегда с вами, вы — удачливый человек.

Он всегда опаздывает на работу, но никто этого не видит. Ему везёт!

                   судьба — ход жизненных событий, фатум, фортуна

№ 2. Слушайте песню [6]. Постарайтесь конструкции, которые мы рассмотрели в части «Грамматический комментарий».

№ 3. Слушайте песню с опорой на текст. Впишите пропущенные слова.

http://abseilera.ru/uploads/images/a/l/l/alla_pugachjova.jpg

Рис. 2. Алла Пугачёва

Рис. 3. Группа «А-Студио»

 

  1.              Кто, не знаю, распускает ________ зря,
  2.              Что живу я без __________ и _________,
  3.              Что на свете всех _________________ я,
  4.              И всегда и во всём _______________________.
  5.              Так же, как _______, как _______, как ________,
  6.              Я по земле ________, __________.
  7.              И у судьбы как _______, как _________,
  8.              ____________ себе прошу.
  9.              На, на, на, на, на, на, на, на,
  10.         __________ себе прошу.
  11.         Вы не верьте, что живу я, как __________,
  12.         И обходит стороной меня _______,
  13.         Точно так же я под вечер __________,
  14.         И грущу, и реву иногда.
  15.         Так же, как _______, как _______, как ________,
  16.         Я по земле ________, __________.
  17.         И у судьбы как _______, как _________,
  18.         ____________ себе прошу.
  19.         На, на, на, на, на, на, на, на,
  20.         __________ себе прошу.

 

№ 4. Прочитайте вслух восстановленный текст.

№ 5. О чём эта песня?

  1.         ХОЧУ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ

№ 1. а) В песне мы встретили слово «зря». Помните, что оно значит?

б) Составьте предложения, соединив левую и правую части.

Ты зря тратишь время на разговоры со мной…

Зря ты не хочешь попробовать суп…

Зря ты ей всё рассказал…

Зря посмотрел этот фильм…

Зря ты пригласил Катю на вечеринку

 

…он очень вкусный

… она зануда.

… он такой скучный!

… я тебе ничего не скажу!

… она всем разболтает=расскажет

 

в) Прочитайте реплики.

                   Как тебе новый фильм?

                   Только зря время потратил.

Как вы думаете, этот фильм был интересный или скучный?

г) Разыграйте диалоги.

                   Тебе понравился спектакль?

                   …

                   Как тебе вчерашний концерт?

                   …

                   Ты, кажется, вчера был в театре. Что смотрел?

                   Балет.

                   Ну и как?

                   …

№ 2. а) Сравните два глагола: спрашивать-спросить VS просить — попросить.

 

Таблица 3

Я попросил меня помочь ему.

Он спросил, где метро.

Он спрашивал меня о тебе.

ПРОСИТЬ — ПОПРОСИТЬ

кого? что (с)делать? о чём?

СПРАШИВАТЬ — СПРОСИТЬ

кого? о чём?

 

б) Вставьте правильную форму глаголов СПРАШИВАТЬ-СПРОСИТЬ, ПРОСИТЬ-ПОПРОСИТЬ

  1.              Коллеги ______________ меня об отпуске.
  2.              Он ______________ меня дать её номер телефона.
  3.              Он _____________, знаю ли я её адрес.
  4.              Можно _______________? Я не понимаю это задание.
  5.              Можно ____________ вас подвинуться?
  6.              Учитель часто _____________ меня на уроке.
  7.              — Я не могу выбрать платье!

— Давай ______________ консультанта помочь.

       О чём вас спрашивают ваши друзья?

       О чём вас просят ваши друзья?

просить прощения (у кого?) = извиняться

Я прошу у вас прощения за всё.

просить руки (девушки) — получить согласие родителей девушки на брак.

Он попросил её руки.

№ 3. а) Прочитайте реплики.

                   Хочешь пойти сегодня в кино?

                   Ты ещё спрашиваешь?! // Спрашиваешь!

Как вы думаете, что значит «Ты ещё спрашиваешь?!», «Спрашиваешь!»

1) Нет, (не хочу).

2) Конечно, да! // Само собой // Разумеется.

б) Разыграйте диалоги.

                   Тебе понравился концерт?

                   …

                   Тебе понравился фильм?

                   …

                   Будешь ужинать?

                   …

                   Будешь ещё салат?

                   …

                   Хочешь ещё кусочек торта?

                   …

                   Хочешь пойти со мной на матч?

                   …

                   Хочешь поехать в Италию?

                   …

№ 4. Что значит «мне везёт»?

(кому?) ПОВЕЗЛО — ВЕЗЁТ — ПОВЕЗЁТ

  1.              Вчера я опоздал на работу и встретил директора! Опоздал первый раз в жизни, и так не ____________!
  2.              Мой коллега каждый день опаздывает на работу, но этого никто не видит. Ему _________!
  3.              Вчера сестра нашла на улице 5000 рублей. Ей ____________!
  4.              Завтра у меня экзамен. Надеюсь, что мне ____________!
  5.              Представляешь, Борис выиграл «Мерседес». Ему очень _____________!
  6.              Мы опоздали на самолёт. Нам не _______________!
  7.              Вам часто _____________?

       Расскажите/ напишите историю о том, как вам (не) повезло.

№ 5. Спойте песню.

 

Литература:

 

  1.              Арутюнов А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990. 168 с.
  2.              Воробьева Е. В. Использование песенного материала в формировании лингвистической и социокультурной компетентностей у будущих учителей иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 15. С. 154–157.
  3.              Клобукова Л. П., Гудков Д. Б. Обучение русскому языку как иностранному в условиях современного социального контекста общения //Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2001. № 6. С. 244–256.
  4.              Куравлёва И. Р., Горбенко В. Д., Доценко М. Ю. Русский рок и русская нрамматика. СПб.: Златоуст, 2013. 104 с.
  5.              Ровба Е. А. Использование популярных песен на занятиях по русскому языку как иностранному. [Электронный ресурс] // http://www.elib.grsu.by/doc/11134 (дата обращения: 18.01.2016).
  6.              https://music.yandex.ru/album/63131/track/589879?from=serp
Основные термины (генерируются автоматически): ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ, песня, развитие навыков аудирования, модель урока, песенный материал, понимание текста, работа, слово, сторона, текст песни, фильм.


Похожие статьи

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального общения на иностранном языке через речевую деятельность

Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений,...

Комплексная работа — инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе

Статья содержит материалы для проведения комплексной диагностической работы для учащихся 3 классов, направленной на проверку одного из основных метапредметных результатов обучения — сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая ...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Совершенствование речевых и слуховых навыков на подгрупповых занятиях в школах I, II вида

В статье описывается опыт учителя-дефектолога по организации подгрупповых занятий в школах I, II вида. Рассказывается о том, какие методические приёмы, и какие виды работ можно использовать на таких занятиях с целью совершенствования слуховых и речев...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механи...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования

В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...

Похожие статьи

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального общения на иностранном языке через речевую деятельность

Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений,...

Комплексная работа — инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе

Статья содержит материалы для проведения комплексной диагностической работы для учащихся 3 классов, направленной на проверку одного из основных метапредметных результатов обучения — сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая ...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Совершенствование речевых и слуховых навыков на подгрупповых занятиях в школах I, II вида

В статье описывается опыт учителя-дефектолога по организации подгрупповых занятий в школах I, II вида. Рассказывается о том, какие методические приёмы, и какие виды работ можно использовать на таких занятиях с целью совершенствования слуховых и речев...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механи...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования

В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...

Задать вопрос