В статье рассматриваются вопросы, связанные с созидательным потенциалом национальной эстетической культуры в гражданском обществе.
Questions connected with creative potential of national aesthetic culture in civil society are discussed in the article.
Одной из приоритетных составляющих задач прогрессивного духовного развития современного общества в Узбекистане является развитие и совершенствование нравственно-эстетического потенциала как условие и результат формирования гражданского общества. Актуальной задачей философского исследования является анализ созидательного (креативного) потенциала эстетической культуры, который определяется не только её результатами, но и формами, способами, процессуальным характером и процессуальностью воздействия на умы и души людей. Следует отметить, что обозначенная проблема в течении многих лет не получало достаточной научной разработки. Это вполне объяснимо: официальная идеологическая установка для исследований по проблемам эстетической культуры сводилась к тому, чтобы акцент делался на большом сближении национальных культур, которые в перспективе будет обязательно достигнуто, даже если это будет и не полное их слияние, то, по крайней мере, интернациональное единство.
Существовало ещё одно обстоятельство, не способствовавшее научным изысканиям в данной области; из понятия созидательного потенциала национальной эстетической культуры были изъяты те моменты, которые так или иначе были связаны с национальными традициями. Это касалось многих особенностей фольклора, этнографии, религии и многого другого. Ибо, как отмечает Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, тоталитарный строй был крайне заинтересован вычеркнуть из памяти народа историческую правду.
Сегодня утверждается и актуализируется право на объективное изучение общественных, в том числе и социокультурных явлений и процессов, пришло время для непредвзятых и глубоких исследований в области национальной эстетической культуры, устранения имеющихся здесь «белых пятен». Переход к новому социальному состоянию не отвергает историко-культурных парадигм положительного опыта народа. В работах культурологов все настойчивее утверждается мысль о необходимости комплексного, системного подхода к изучению эстетики природы, специфики и самобытности национальной эстетической культуры, пересматриваются представления о соотношении динамических и статических начал, взаимодействующих о ней, о роли и значении традиций и новаторства, об эстетическом наследии и т. д.
Для более полного раскрытия творческого и созидательного потенциала эстетической культуры необходимо всесторонне исследовать специфические особенности национальных эстетических традиций, социокультурную роль искусства на разных этапах развития узбекского общества и многообразие видов деятельности, формирующих в своей совокупности национальную культуру. Нельзя игнорировать особенности и своеобразие национального восприятия, взаимодействия с близкими по эстетическим установкам национальными культурами, а также того обстоятельства, как воспринимаются в данном национальном социуме явления менее или более отдалённых генетически (в смысле своего происхождения) национальных культур.
В новых социальных реалиях трансформационные процессы способствуют взаимодействию и взаимовлиянию культур, и они должны дать новые импульсы для развития межкультурного и межнационального сотрудничества, что является реализацией созидательного потенциала эстетической культуры.
Современное общество «прошито» различными кросскультурными коммуникациями, что также является в определённом смысле созидательным потенциалом эстетической культуры. Интеграционные процессы в сфере культуры — это процессы углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными субъектами и регионами. Это процессы, в которых достигается большее соответствие и согласованность между различными культурными традициями и принципами. Это процессы утверждения единой системы культурных ценностей, в которых происходит дружественный обмен между национальными культурами, как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровнях, а также на уровне диалога Запад-Восток. «Инокультурные» ценности — это ценности культуры другого народа, этноса, государства, цивилизации, которые воспринимаются как «инновация» или как «чужеродный» элемент. В восприятии, переработке и усвоении инокультурных ценностей реализуется огромный творческий потенциал эстетической культуры. Следует отметить, что подобное взаимодействие и взаимовлияние можно рассматривать как трансформацию культуры в гражданском (открытом) обществе, что само может быть культурным явлением, обладающим скрытым (нереализованным еще) созидательным потенциалом эстетической культуры.
Интеграция культур народов способствует универсализации духовных ценностей, быстрому и широкому приобщению народов ко всему лучшему, что есть в «культурном арсенале» человечества с одной стороны; с другой стороны, интеграция способствует более глубокому осмыслению собственной культуры как процесса национальной самоидентификации, что тоже является дополнительным креативным потенциалом культуры.
Таким образом, созидательный потенциал эстетической культуры имеет как бы два вектора развития: внутренний и внешний.
Исходя из этого мы выделили в понятии «созидательный потенциал эстетической культуры» несколько основополагающих моментов:
уровень её развития на современном этапе;
степень распространения и глубина усвоения её элементов широкими слоями населения;
развитие традиционно-этнографических и индивидуально-творческих видов искусства, эстетические приоритеты и т. д.
Важен учет гносеологической специфики национальной эстетической культуры, проявляющейся в разных областях художественного творчества и искусства в целом. Таким образом, созидательный потенциал эстетической культуры может быть рассмотрен в двух аспектах — теоретическом и практическом. Каждый из этих аспектов обладает своеобразным образовательным потенциалом — явным или скрытом, реализация которого будет способствовать развитию современной национальной эстетической культуры.
Как известно, уровень развития национальной эстетической культуры характеризуется не только современным её состоянием произведениями или образцами искусства того или иного народа, но и ролью эстетических элементов в быту, общении, традициях, обычаях и т. п. Развитие искусства и уровень профессионализма в отдельности в художественном творчестве не дают основание судить о достоинствах национальной эстетической культуры в целом. И то и другое — лишь её слагаемые.
Нельзя недооценивать и то обстоятельство, насколько распространено в данном обществе знание о творчестве писателей, художников, композиторов, каков в нем уровень исполнительской деятельности, а также степень развития национальных художественных промыслов. Чем больше совпадают эстетические воззрения деятелей литературы и искусства, народных умельцев и широких масс населения, тем совершеннее национальная эстетическая культура. Писатели и художники, композиторы и архитекторы, артисты театра и кино формируют у людей определённые эстетические представления, но и массы, в свою очередь, оказывают немалое влияние на эстетическое воззрения создателей произведений искусства и литературы, о чем свидетельствует итоги конкретно-социологических исследований.
Сближение эстетических представлений способствует реализации созидательного потенциала культуры. Но как условие такого сближения лежит задача развития общей культуры народа. Роль просвещения здесь особо значима, ибо только оно способно открыть доступ к пониманию искусства, к сокровищнице эстетической культуры. Из этого следует, что общая культура народа — одна из важнейших составляющих креативного потенциала эстетической культуры.
Национальная эстетическая культура не может развиваться в современном мире как замкнутая система, изолированная от внешних эстетических воздействий явлений и процессов. Более того, креативный потенциал национальной эстетической культуры умножается при условии творческого восприятия достижений инонационального искусства.
Известно, например, что в узбекской художественной литературе жанр романа и некоторые другие жанры и виды творчества появились только в XX веке. Не без влияния мировой, европейской и других культур развивались узбекская драматургия, жанр портретной живописи и т. д., то же можно сказать о возникновении узбекского кинематографа, оперного и симфонического искусства, современной эстрадной музыки и т. д.
С другой стороны, уже с XVIII века в европейскую эстетическую культуру вторгаются мотивы и образы, заимствованные из искусства народов Востока. Подобные тенденции наблюдаются в немецкой, английской, итальянской художественных культурах. Ярким примером этому является своеобразное отражение в творчестве немецкого поэта Гете восточных мотивов. Как писал о нем Гегель в «поздние годы его свободного внутреннего развития удалось «Западно-восточным диваном» в гораздо более глубоком духе внести Восток в нашу современную поэзию и освоить её для современных представлений. Осваивая её, он хорошо сознавал, что он западный человек и немец, и поэтому, сохраняя в целом восточный тон в изображении восточных ситуаций и обстоятельств, он, вместе с тем, полностью удовлетворяет наше современное сознание и требования собственной индивидуальности».
Бережно храня эстетические традиции, соединяя их с прогрессивными продуктивными современными тенденциями, мы можем способствовать утверждению в обществе глубоких гуманистических представлений и оценок, что свидетельствовало бы о развитии гражданского самосознания как условия формирования гражданского общества.
Литература:
- Каримов И. А. “Юксак маънавият — енгилмас куч”.-Тошкент: ”Маънавият”, 2008.
- Абдуллаев М. Эстетическая культура. — Ташкент: Фан, 1991.
- Абдуллаев М. Национальная специфика эстетической культуры. Общественные науки в Узбекистане. 1991, № 11.
- Борев Ю. Б. Эстетика. — Москва: Высшая школа, 2002.
- Гегель. Эстетика. В 4-х тт. — Москва: Искусство, Т.1.