In this article, I want to analyze the external environment of organization LLC «Taxi –Vladivostok» and the formation of the ways of its development.
Что такое внешняя среда организации? Что относят к факторам внешней среды? По каким параметрам можно произвести оценку внешней среды? Какова и какое влияние внешняя среда имеет на эффективность работы ООО «Такси — Владивосток»? По средствам, каких анализов и характеристик, возможно, рассмотреть такое взаимодействие? На эти вопросы и другие вопросы я попытаюсь ответить в данной статье.
В общем, внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.
Факторы внешней среды имеют разное влияние на деятельность организации, в соответствии с этим признаком имеют классификацию прямых и косвенных факторов воздействия, соответственно и среду прямого и косвенного действия.
Потребители — лица, проявляющие интерес к продукции или услугам организации. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что «Единственная подлинная цель любого бизнеса — это создание потребителя». Потребности покупателя и необходимость удовлетворить его запросы влияет непосредственно на процессы, происходящие внутри компании.
Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:
конечные потребители, или население;
промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
государство как хозяйствующий субъект. [2]
Особо значимым, на мой взгляд, элементом внешней среды являются конкуренты. Конкурентоспособность товара или услуги определяется такими факторами как качество товара, новейшие технологии, применяемые к производству, низкой себестоимостью, эффективной рекламой, профессионализмом кадров и руководителя, главным образом. Каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно (с определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет. В любой организации свойственно иметь два вида конкурентов:
прямые конкуренты — производители аналогичных товаров
косвенные конкуренты — производители заменителей
Прямыми конкурентами ООО «Такси-Владивосток» является, например компания «Альфа-Кар», также предоставляющая услуги проката автомобилей. Тем временем, косвенными конкурентами будут Такси «Максим», которые могут предоставлять почасовую оплату поездок.
Для ведения хозяйственной деятельности каждой компании нужны внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. ООО «Такси — Владивосток» имеет свою станцию технического обслуживания, соответственно такие расходные части как материал, обслуживание цены во Владивостоке. Как правило, на рынке закупок при внешних поставках больше всего интересуют организацию условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.).
Государство оказывает воздействие на организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности. Количество и сложность законов, различных проектов по развитию и помощи в предпринимательстве, непосредственно посвященных бизнесу, резко возросли. Во многом происходят изменения форм отчетности предприятий и организаций, изменяется налоговое и таможенное регулирование — государство старается сделать его максимально прозрачным. К методам воздействия государства на «честное» предпринимательство в России можно отнести новую налоговую ставку, действующую с 2014 года — налог на сумму годового дохода, ожесточение правил для принятия участия в госзаказ, направленных на создание действительно честных аукционов, электронная отчетность, штрафы для предпринимателей и блокировки счетов. Состояние законодательства характеризуется сложностью и подвижностью, а зачастую даже неопределенностью. Неопределенность сегодняшнего влияния государственных органов на бизнес проистекает из того, что требования одних организаций вступают в противоречие с другими, и в то же время за многими организациями стоят правительственные органы, которые принудительно обеспечивают выполнение таких требований.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.
Глобальные факторы макросреды оказывают влияние не только на саму компанию, но и на ее ближнее окружение. В то же время организация находится во взаимодействии с факторами непосредственного окружения, на которые она может оказывать обратное влияние. При этом важно подчеркнуть, что степень влияния каждого фактора на компанию зависит от ее специфических особенностей, черт (например, форма собственности, сфера деятельности, категория товара и др.). При проведении анализа внешней среды, чтобы снизить вероятность выявления и оценки несущественных факторов, данные моменты следует учесть.
Проанализировав организацию ООО «Такси-Владивосток», пришла к ряду выводов, а именно:
- Рынок проката автомобилей в России имеет хаотичный характер. Есть ряд причин, которые тормозят его развитие и становление. К ним относятся отсутствие у населения культуры потребления услуги аренды авто, многие даже не знают о существовании данной услуги, неразвитость инфраструктуры аренды и пр. Основными клиентами прокатных компаний являются корпоративные заказчики, которые заказывают аренду автомобиля с водителем, без него на длительное время. С каждым годом клиенты увеличивают требования к качеству услуг и за это готовы платить больше.
- Несмотря на все сдерживающие факторы, рынок постепенно развивается, увеличиваясь на 25–30 % в год в среднем по России. Крупные игроки этого рынка осваивают регионы, открывая там свои представительства.
- Важнейшей причиной, ограничивающей рост услуг проката, является неразвитость инфраструктуры — пунктов проката.
- Сегодня большинство пунктов проката расположены в недостаточно удобных местах — добираться до них слишком сложно. Кроме того, количество прокатных пунктов слишком мало, чтобы сделать прокат удобной для рядового пользователя. Сложность, а иногда и невозможность сдать автомобиль в нужном месте приводят к тому, что проще отказаться от проката автомобиля и воспользоваться услугами такси.
- Одной из главных проблем Владивостокского, да и российского рынка в целом является отсутствие достаточного числа квалифицированных кадров среднего звена. Парадоксальность ситуации еще и в том, что эксперты не видят перспектив в применении подобного метода обучения, так как опасаются, что значительное количество таких сотрудников не будет востребовано. И как следствие этого, воспитание квалифицированных кадров является скорее индивидуальной подготовкой отдельных сотрудников для работы в определенной компании.
- Еще одним фактором, непосредственно влияющим на рынок, является низкая известность самой услуги авто проката, возникающая ввиду отсутствия разработанной рекламной стратегии у компаний-участников рынка по привлечению новых клиентов. На сегодня на рынке проката нет ни одной компании, которая позволила бы утверждать о целенаправленном подходе к рекламе. Во многом такая позиция связана с опасностью стать объектом пристального внимания со стороны криминальных структур.
- Высокие риски. В данном бизнесе, связанные с угонами и ущербами, нанесенными транспортным средствам, заставляют принимать дополнительные меры.
- Высокая степень локализации российского рынка. По мнению участников рынка, во Владивостоке сосредоточено 90–95 % всего рынка услуг проката автомобилей.
- Наличие альтернативных вариантов передвижения: на сегодняшний день, по мнению экспертов, значительная часть иностранных граждан, прибывающих во Владивосток, с большей охотой пользуются именно услугами такси или аренды автотранспорта с водителем. Это связано с неготовностью иностранцев к вождению автомобилей в условиях российского движения. Однако это характерно только для иностранцев, либо впервые прибывающих, либо находящихся здесь непродолжительное время.
В завершении вышерассмотренной темы хочется отметить следующие моменты, которые определяют высокую степень значимости этой проблемы. На сегодняшний день внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.
Сегодня практически все основные организации авто проката во Владивостоке и Приморском крае имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения организации для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является проявлении повышенного внимания осуществлению анализа внешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия.
Литература:
- Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для вузов.-М.:ИД»ФОРУМ»:ИНФРА-М, [Электронный ресурс]:Режим доступа:http://sciarticle.ru/stat.php?i=issledovanie_vnutrennih_i_vneshnih_faktorov_vliyayuschih_na_finansovuyu_ustoychivost_predpriyatiy_i_korporaciy2012.-415 с.
- Мардас А. Н., «Организационный менеджмент». СПб.: «Питер», 2012 г. — 189 с.
- Официальный сайт администрации города Владивостока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vlc.ru/
- Государственная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке» на 2014–2018 годы»
- Официальный сайт «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru/
- Коммерсант.ru В Приморье самое большое количество автомобилей в ДВФО [Электронный ресурс]: Режим доступа — http://www.kommersant.ru/doc/1869261
- Гудимов П. А. // Статья «Анализ и оценка внешней среды» — Экономическая библиотека — [Электронный ресурс]:– Режим доступа http://www.eclib.ru/menedzhment-i-ego-celi/1448-analiz-i-ocenka-vneshnej-sredy.