Разметка автомобильных дорог является эффективным средством улучшения организации и повышения безопасности движения транспорта и пешеходов. Она помогает водителю выбирать правильное положение автомобиля на проезжей части дороги, особенно в случаях сложных пересечений и примыканий, скорость движения, а также служит для обозначения на дороге опасных участков. При этом очень важно обеспечить строгое соответствие разметки и устанавливаемых на дороге знаков, светофоров и других средств организации движения. Для разметки автомобильных дорог применяется современное высокотехнологическое оборудование. Линии и разделительные полосы на дорожных покрытиях наносят специальными маркировочными машинами, которые также используют для окраски обстановки пути, дорожных знаков и сооружений. Маркировочные машины подразделяют по способу распыления, типу покрасочного материала и типу применяемого шасси.Для механизированного нанесения краски используют разнообразные машины и механизмы, от ручных мобильных разметчиков до специального оборудования, устанавливаемого на шасси грузовых автомобилей.
Объект исследований. Маркировочные машины.
Машина «Шмель-11А» на шасси ГАЗ-3302 предназначена для нанесения горизонтальной дорожной разметки безвоздушным способом красками с использованием светоотражающих стеклянных микрошариков. [1]. Рабочее давление краски при нанесении ее на поверхность дороги достигает 120–150 атмосфер, что позволяет работать с красками высокой вязкости и с поверхности дороги сметается мелкая пыль, что позволяет краске глубоко проникать в поры поверхности асфальта.
Рис. 1. Машина «Шмель-11А» на шасси ГАЗ-3302
«Муравей-27» — это машина уже несколько иного класса для нанесения дорожной разметки [2]. Прежде всего, она не базируется на каком-либо грузовом шасси, а представляет самостоятельное транспортное средство (СМДР), способное передвигаться со скоростью до 15 км/ч в транспортном положении и от 2 до 7 км/ч при нанесении разметки. «Муравей-27" предназначен для проведения разметочных работ на сухих и чистых дорожных покрытиях в условиях умеренного климата при температуре от 5 до 40 градусов, он комплектуется гидравлической помпой с рабочим давлением 80–105 атм на выходе, ресивером емкостью 30 литров, а также 60-литровым резервуаром для масла, 180-литровым резервуаром для краски и 55-литровым резервуаром для светоотражающих шариков.
Рис. 2. Машина «Муравей-27»
Малые ручные машины предназначены для выполнения работ по нанесению символики дорожными красками [2]. Применяется для разметки дорог, спортивных площадок, разметки парковок, окраски бордюров и ограждений, работ по шаблонам и трафаретам, окраски различных объектов и сооружений
Рис. 3. Малая ручная машина для нанесения линий дорожной разметки
Рис. 4. Машина дорожная разметочная «Kontur-700-TermoU»
Для разметки дорог способом нанесения жидкого горячего термопластика или быстросохнущей эмали с применением светоотражающих стеклянных микрошариков
Рис. 5. Маркировочные машины на базе грузовых автомобилей
Комбинированные машины дорожной разметки с напорным и без напорным баком до 600 л для термопластика и напорным баком для маркировки холодным способом (540 л). Предназначение: для нанесения распыляемых термопластиков с помощью насоса-дозатора; для нанесения распыляемых термопластиков с помощью двух универсальных экструдеров, предназначенных для нагнетания термопластичных материалов; для нанесения маркировки холодным способом с помощью установленного маркирующего блока. Для проведения работ средней и большой продолжительности в городских условиях, больших магистралях, а также в аэропортах
Таблица 1
Техническая характеристика маркировочных машин
Наименование и типы маркировочных машин |
Тип наносимой разметки |
Производительность |
Мобильность |
Экономическая целесообразность |
Емкость бака с краской |
Многофункциональность |
«Шмель — 11А» |
линейная разметка (до 2 линий за раз) |
5,5–10км/ч |
мобильная |
дорогая в обслуживании и для приобретения |
до 400л |
Низкая (только на широких улицах) |
«Муравей 27» |
линейная разметка |
2–7км/ч |
мобильная |
дорогой обслуживании |
до 200 |
Средняя (на магистралях и узких улицах) |
Малые ручные Машины |
линейная |
от 1–10л/м |
не мобильная (требуется транспорт для перевозки) |
доступная цена для приобретения и дешево в обслуживании |
до 60 |
Ниже средней (в основном при благоустройстве) |
Kontur-700-TermoU |
линейная |
6–9км/ч |
не мобильная (требуется транспорт для перевозки) |
очень дорогая в обслуживании и для приобретения |
до 350 |
Средняя (на магистралях и узких улицах) |
Машины на базе грузовых автомобилей |
линейная |
15км/ч |
мобильная |
очень дорогая в обслуживании и для приобретения |
до 600 |
Низкая (для магистралей и больших объемов линейной разметки) |
Выводы: Исходя из анализа, можно сделать вывод, что нет оптимальной автоматизированной методики нанесения дорожной разметки, другими словами, у каждой из методов преимущества исключительно при определенных дорожных условиях. Так же нет методики автоматизированного нанесения фигурной разметки, данная разметка наносится дедовским способом (нанесение с помощью трафаретов), что действительно требует изучения и работы в данной области.
1