Одной из основных задач в современном образовании становится исползовании информационных технология для эффективной организации научно-исследовательской работы студентов в вузе. Информационные технологии открывают широкие возможности для активизации научно-исследовательской работы студентов. В статье рассматриваются место и эффективность использования информационных технологии при организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
Ключевые слова: информационные технологии, научно-исследовательской работы студентов, основные направления применения электронные информационные технологии в НИРС, место, формы и эффективности использования информационных технологий в НИРС.
Основная цель использования информационных технологий в образовании определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.
Информатизация образования за счет использования новых информационных технологий в современном обществе заставляет пересматривать функциональные приоритеты в системе образования: развитие личности; формирование специалиста; воспитание учащихся. Поэтому особый интерес вызывают вопросы организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). НИРС — рассматривается как одно из важнейших средств повышения уровня подготовки будущих специалистов через освоение студентами в процессе обучения по основным и дополнительным учебным планам основ творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе.
НИРС относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. НИРС включает собственно самостоятельную работу студентов и научно-исследовательскую работу, осуществляемую под руководством преподавателя. Поэтому в настоящее время для повышения эффективности исследовательской подготовки студентов вуза используются современные средства информационных технологии, которые обладают полным набором свойств, характерных для эффективной организации НИРС. Использование информационных технологии при организации НИРС представляется вполне оправданным и реализуемым на базе современных компьютерных технологий. Использование информационные технологии при организации НИРС предоставляют возможность:
рационально организовать научно-исследовательской деятельности студентов в ходе учебного процесса;
сделать НИРС более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия студента и вооружая интеллект новым знанием;
Внедрение в НИРС вуза новых информационных технологий значительно обогащает подходы к овладению студентами современными способами получения информации, обогащает их практический опыт. Вуз должна предоставлять студентам средства доступа к информационным ресурсам с точки зрения научно-исследовательской деятельности, предоставлять современные средства информационные технологии для обработки, хранения и учета информации при организации НИРС.
Для эффективной организации НИРС используются различные средства информационные технологии:
электронные учебные комплексы по изучаемым предметам и методические рекомендации к ним;
разнообразную электронную учебно-методическую, справочную литературу;
программы Microsoft Office (Word, Excel, Power Point, Access, и.т.д.);
электронные информационные ресурсы, содержащие учебный и справочный материал, использовать которые могут и студенты: электронные тесты, интерактивные модели, разные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы;
Применение современных информационных технологии в НИРС позволяют не только насытить студентам большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний. Но и развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
В настоящее время Интернет вошел во многие деятельности образования, и НИРС не стала исключением. Электронные информационные ресурсы в Интернете открывает широкие возможности при организации НИРС в образовательном процессе, которые можно назвать:
электронная почта — для обмена информацией между студентами, преподавателями и учебными заведениями;
списки рассылки — для рассылки общей информации научно-исследовательской работе и организации их обсуждений;
данные о научно-исследовательских грантах, стипендиях, конкурсах;
использование технологий WWW, которые в настоящее время может служить базовыми технологиями для организации НИРС;
доступ к мировым информационным ресурсам через Интернет, которые все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации НИРС, но наиболее эффективными являются мультимедийные издания.
сайты вуза, научно-учебных организаций, которые облегчают налаживание контактов между вузами, обмен опытом и информацией, проведение научных студенческих конференций и семинаров;
информации из информационного центра, который будет регулярно освещать новую информацию в периодической печати.
информация от форумов, посвященных обсуждению научных работ студентов.
Расширение объема НИРС с использованием информационные технологии сопровождается расширением информативного поля, в котором работает студент. Это особенно важно для организации НИРС, которая традиционно сводится к проведению научных студенческих семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий, написанию курсовых и дипломных сочинений и проектов.
Использование информационные технологии при организации НИРС повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога студента с компьютером, а также сформировать навыки научно-исследовательской работы с электронным информационным ресурсам. Использование различных технологий, приёмов и методов с использованием ресурсов сети Интернет, позволяет добиться повышения мотивации и улучшения отношения к научно-исследовательской работе.
Литература:
- Абдулова, Л. Ш. Особенности формирования исследовательской компетентности студентов / Л. Ш. Абдулова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- 2009.-№ 1.- С.157–162
- Дятлов С. А., Толстопятенко А. В. Интернет-технологии и дистанционное образование // Информационное общество, 2000, вып. 5, с. 29–37.