The article presents the problem of diagnostics of formation of social competence in primary school children. The proposed form of operation on its formation.
Key words: Junior schoolchild, social competence, children's collective, cooperation.
Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в основе построения которого лежит компетентностный подход. Исходя из этого, в науке и в практике, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом — компетенцией школьника. Начальная школа должна создать оптимальные предпосылки для формирования социального потенциала школьника, путём развития социальных компетенций, сформировать социально компетентную личность, умеющую применять свои знания на практике. На данный момент в педагогической науке еще нет конкретного определения понятия «социальной компетентности». Авторы делают акценты на разных ее составляющих. В своем исследовании мы будем опираться на понятие Г. Э. Белицкой, которая предлагает под социальной компетентностью личности понимать знания, умения и навыки конкретного индивида, приобретенные и усвоенные им в результате взаимодействия с социумом, и его способность ориентироваться в социальной среде [1].
Критериями социальной компетентности у младших школьников являются:
- Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- Потребность в осуществлении социально одобряемых форм взаимодействия, стремления к взаимодействию с другими.
- Способность представить себя (рассказать о себе и своих интересах).
- Умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выход при разногласиях.
- Знание правил и норм поведения, правил работы в паре и в группе, в обществе.
Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали следующие методики: определение уровня сформированности социальной компетентности младших школьников (Перелыгина Е. А. и Фишман И. С.), «Социометрия» (Дж. Морено), выявление уровня сотрудничества в детском коллективе (Д. Б. Эльконин) и изучение уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А. Н. Лутошкин).
Диагностика уровня сформированности социальной компетентности проводилась на базе МБОУ «Никольская средняя школа» Арамасского района Нижегородской области в 4 классе. В исседовании участвовали 10 школьников. Из них 6 девочек и 4 мальчика.
Показатели уровня сформированности социальной компетентности младших школьников по методике Перелыгиной Е. А. и Фишман И. С. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень социальной компетентности обучающихся 4 класса на начало исследования
Уровень сформированности социальной компетентности |
Количество |
% |
Не сформированы |
0 |
0 |
Низкий уровень |
3 |
30 |
Средний уровень |
5 |
50 |
Высокий уровень |
2 |
20 |
Всего: |
10 |
100 |
Из таблицы 1 следует, что: высокий уровень сформированности социальной компетентностей показали 2 (20 %) учащихся, эти ребята проявляют наличие всех компонентов социальной компетентности, такие как регулятивный, познавательный, коммуникативный и личностный компонент; осознают смысл адаптации стиля общения к определенной коммуникативной ситуации. У 5 (50 %) учащихся средний уровень сформированности социальной компетенции. Ребята осуществляют взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностей и способны к бесконфликтному поведению. У 3 (30 %) учеников был выявлен низкий уровень сформированности социальной компетентности, они владеют определенной суммой умений и навыков, позволяющих лишь эпизодическидемонстрировать умение самоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой.
Рис. 1. Соотношение показателей социальной компетентности обучающихся 4 класса на начало исследования
Данные методики «Социометрии», характеризующие межличностные эмоциональные связи в классе представлены в таблице 2.
Таблица 2
Матрица социометрических выборов детского коллектива 4 класса на начало исследования
|
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Елизавета Б. |
|
1 |
2 |
|
|
3 |
|
|
|
|
2. |
Алексей В. |
|
|
1 |
2 |
|
3 |
|
|
|
|
3. |
Мария В. |
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
1 |
|
4. |
Анастасия Г. |
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
3 |
5. |
Регина Г. |
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
2 |
|
6. |
Диана Ж. |
|
3 |
|
|
|
|
2 |
|
1 |
|
7. |
Екатерина К. |
|
|
|
|
1 |
2 |
|
|
3 |
|
8. |
Николай Л. |
|
|
|
|
1 |
3 |
2 |
|
|
|
9. |
Илья Н. |
|
|
|
|
2 |
1 |
3 |
|
|
|
10. |
Денис Р. |
|
|
|
|
|
2 |
1 |
3 |
|
|
|
Кол-во выборов |
0 |
4 |
3 |
2 |
3 |
6 |
5 |
2 |
4 |
1 |
|
Кол-во взаимных выборов |
0 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
0 |
Для 4 «А» класса — К = 30: 10 = 3.
Из таблицы 2 следует, что к категории «Звезды» — относится Диана Ж. (10 %); к группе «Предпочитаемые» — Екатерина К. (10 %); большая часть учащихся попала в категорию «Принятые» — Алексей В., Мария В., Анастасия Г., Регина Г., Екатерина К., Илья Н. (60 %); к группе «Отвергнутые» — относятся 2 ученика: Елизавета Б., Денис Р. (20 %).
Таблица 3
Классификация учеников 4 класса по итогам социометрии на начало исследования
Группы |
Количество |
% |
Звезды |
1 |
10 |
Предпочитаемые |
1 |
10 |
Принятые |
6 |
60 |
Отвергнутые |
2 |
20 |
Всего: |
10 |
100 |
В 4 «А» класса KB = (20: 30) х 100 % = 66,7 %. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов, но тем не менее результаты данной методики свидетельствуют о необходимости проведения учителем целенаправленной работы на сплочение детского коллектива и создание психологически комфортной среды для всех учащихся класса.
Результатыобследования уровня сотрудничества в детском коллективе 4 класса представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровень сотрудничества в детском коллективе 4 класса на начало исследования
Уровень сотрудничества |
Колличество |
% |
Высокий |
1 |
10 |
Средний |
8 |
80 |
Низкий |
1 |
10 |
Всего |
10 |
100 |
Из таблицы 4 следует, что с высоким уровнем сотрудничества — 1 (10 %) ребенок, с низким — 1 (10 %) и 8 (80 %) детей имеют средний уровень сотрудничества. Большая часть детей, принявших участие в исследовании имеют ориентацию на свой класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.
Рис. 3. Соотношение показателей сотрудничества в детском коллективе 4 класса на начало исследования
Данные методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатель сплочённости детского коллектива 4 «А» класса на начало исследования
Уровень развития детского коллектива |
Количество |
% |
«Песчаная россыпь» |
0 |
0 |
«Мягкая глина» |
1 |
10 |
«Мерцающий маяк» |
5 |
50 |
«Алый парус» |
2 |
20 |
«Горящий факел» |
2 |
20 |
Результаты диагностики показывают, что один ребенок считает свой коллектив «Мягкой глиной», ему не комфортно, общение в коллективе не приносит радости и удовлетворения. 50 % учащихся считают свой класс «Мерцающим маяком», по мнению этих ребят недостаточно проявляется инициатива, активность, взаимопомощь. 2 школьника своим ответом считают вариант «Алый парус», у этих ребят чувство гордости за свой класс, они переживают, когда кого-то постигнет неудача и хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено. И всего лишь 1 ученик считает свой класс «Горящим факелом», по его мнению, это самый настоящий дружный коллектив, в котором одноклассники сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь, не остаются равнодушными, если другим плохо.
Проведенный анализ полученных результатов показал необходимость проведения систематической целенаправленной работы по формированию социальной компетентности у младших школьников и на наш взгляд, это лучше делать на первых этапах обучения и во внеурочной деятельности, так как она имеет достаточно большие возможности для этого. В связи с этим мыпредлагаем следующий комплекс мероприятий: проведение недели «Общечеловеческие ценности», социальнойакции «День добрыхСюрпризов», в течение учебного года проведение выставочных работ младших школьников: «Мы и наш класс», «Добрый человек в доброте проживет век», и цикл классных часов: «Будьте добры», «Мы и наш класс», «Как хорошо с тобой дружить».
Литература:
- Белицкая Г. Э. Социальная компетентность личности [Текст] / Г. Э. Белицкая. — М.: ИП РАН, 2009. — 245 с.