В статье представлено обоснование процесса саморазвития молодых офицеров силовых структур. Раскрыта суть проблемы саморазвития лидерских качеств молодых офицеров силовых структур в ракурсе социально-педагогического подхода. Уточнены основные понятия: профессиональное становление, профессиональное саморазвитие молодых офицеров и саморазвитие молодых офицеров. Раскрыта роль саморазвития как педагогического условия, способствующего развитию лидерских качеств молодых офицеров силовых структур.
Ключевые слова: лидерские качества, педагогические условия, профессиональное становление, профессиональное саморазвитие, саморазвитие.
Исследование практики развития лидерских качеств молодых офицеров позволило выявить сильные и слабые стороны организации профессионального становления в подразделениях на сегодняшний день. Полученные результаты также дают возможность конкретизировать критерии и показатели педагогических условий развития лидерских качеств молодых офицеров силовых структур [4, с. 144–147]. В нашем исследовании предпосылкой для разработки системы критериев и показателей является то, что лидерские качества молодых офицеров будут развиваться посредством организации педагогического процесса, эффективность которого будет достигаться за счёт принятия конкретных мер по реализации педагогических условий развития лидерских качеств молодых офицеров силовых структур [3, с. 28–33].
Одним и таких педагогических условий профессионального становления, адаптации и, как следствие, развития лидерских качеств является совершенствование способности личности к саморазвитию. Так как развитие лидерских качеств молодых офицеров протекает в профессиональной среде, уместно дать характеристику термину «профессиональное саморазвитие».
В результате анализа психолого-педагогической литературы было сформулировано понятие профессионального саморазвития молодых офицеров.
Профессиональное саморазвитие молодых офицеров — это процесс непрерывного повышения профессиональной компетентности посредством целенаправленного развития профессионально значимых качеств молодых офицеров в соответствии с требованиями профессиональной деятельности в военной среде, её условиями и личной установкой, направленной на реализацию программы личностного развития.
Главной целью профессионального саморазвития является достижение вершины профессионализма деятельности офицера силовых структур. Закономерности и условия данного процесса исследует акмеология, предметом которой является поиск и анализ закономерностей, возникающих в процессе продвижения личности к «акме» — вершине профессионального развития субъекта деятельности.
Главным механизмом саморазвития индивида являются его высшие потребности. По мнению Абрахама Маслоу, помехи на пути удовлетворения высших потребностей, становятся наиболее частой причиной случаев неспособности индивида адаптироваться к окружающей обстановке [4, с. 55–57]. Поэтому основным условием успешного саморазвития будет устойчивое стремление личности в системе реализации потребностей достичь, в конечном счете, самоактуализации на определенном этапе профессионального становления.
Говоря о саморазвитии офицера, остановимся подробнее на иерархии потребностей по А. Маслоу. Рассмотрим более сложные потребности, которые носят в меньшей степени физиологический, в большей психологический характер. Мы опустим физиологические потребности и потребности в безопасности, как стабильно удовлетворяемые, и остановимся подробнее на базовых потребностях в признании и принадлежности и потребности в личностном росте, которые образуют группу из трех видов: познание, эстетические и самоактуализация.
Меняя среду развития, молодой офицер вновь начинает испытывать потребность в признании и принадлежности. Именно они будут определять его тягу к установлению коммуникативных связей. Офицер будет всячески стремиться занять свое место в коллективе, и хотя формально он имеет должность (место в подразделении), его положение в группе, с точки зрения неформальных отношений, остается под вопросом. Исходя из этого, способности индивида к установлению коммуникативных связей, обусловленных потребностью в принадлежности, будут являться одним из условий адаптации к новой обстановке.
Далее, реализовав потребности в признании и принадлежности, возникает потребность в уважении (и самоуважении). А. Маслоу, характеризуя потребность в уважении, говорил о самооценке, самоуважении, чувстве собственного достоинства и уважении окружающих. Потребность в уважении подразумевает собой чувство высокой самооценки, чувство собственного достоинства и уважения окружающих и самоуважения.
Базовым для офицера будет являться самоуважение, которое должно отталкиваться не от эгоистичных позиций личности, а от удовлетворенности индивида в том, что он добился признания и уважения окружающих. А. Маслоу считал, что удовлетворение потребности в самоуважении сопряжено с чувством уверенности в себе, своей ценности, силы, способности и адекватности, ощущения своей полезности и необходимости в мире [6, с. 65].
Далее, при условии реализации базовых потребностей, на передний план выходят потребности в личностном росте или метапотребности (по А. Маслоу). Конечно, процесс познания и изменения в эстетическом восприятии окружающего мира проходит непрерывно в течение всей жизни человека, однако речь идет о потребности в познании и эстетике индивида, включенного непосредственно в профессиональную деятельность. Отмечая неразрывность деятельности от мотивационных процессов, Асеев В. Г. писал: «Смысл жизни человека состоит не только в удовлетворении потребностей, достижении некоторых результатов, а в самой деятельности, в самом функционировании его как человека» [1, с. 83]. Поэтому деятельность выступает в качестве необходимой жизненно-важной потребности, определяя физическую активность человека в течение всей жизни. Также наряду с деятельностью, обусловленной физиологически-необходимыми процессами, существует «психологическая», именно она будет являться главным детерминирующим фактором в установлении и реализации высших потребностей, где основным условием для повышения динамики саморазвития и, как следствие, профессионального становления будет, в конечном счете, стремление личности к самоактуализации, т. е. реализации своих целей, способностей, максимального развития своей личности.
В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Саморазвитие — это целенаправленный познавательный процесс, который управляется самой личностью, в основе которого лежит гармоничное сочетание интереса обучающегося с самостоятельным изучением материала; систематическое приобретение устойчивых знаний в какой-либо области науки, культуры и техники. Саморазвитие — одно из средств самовоспитания» [2, с. 45].
Вопрос формирования готовности к самообразованию в педагогической литературе и практике исследовался с давних пор [7], при этом исследователи рассматривают самообразование с кардинально противоположных позиций. Например, Айзенберг А. Я. определяет самообразование как целенаправленную систематическую познавательную деятельность, управляемую самой личностью.
П. И. Пидкасистый, Г. Н. Сериков представляют саморазвитие как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку. В работах
Г. М. Коджаспировой, саморазвитие является специально организованной, самостоятельной, систематической познавательной деятельностью [5, с. 22–27]. В понимании А. К. Громцевой саморазвитие представляет собой целенаправленную, управляемую самим учащимся, познавательную деятельность, необходимую для совершенствования его образования.
По мнению Б. Ф. Райского, самообразование — высшая форма проявления познавательной активности.
Являясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности, саморазвитие имеет тесную связь с проявлением больших волевых усилий, способностью к мобилизации, актуализации знаний, высоким уровнем организованности и сознательности, пониманием личной ответственности за свое самосовершенствование.
Знания, приобретенные посредством саморазвития, в памяти сохраняются очень прочно и на практике реализуются очень эффективно. Цель самообразования заключается в формировании из собственного «Я» реальной, устойчивой личности, которая способна, ориентируясь на новые социально-экономические и политические условия, существенно влиять на процесс совершенствования общественной жизни и профессиональной деятельности, а также самого себя.
Саморазвитие представляет собой творческий процесс, так как его итогом является формирование исключительной личности.
Истинное саморазвитие возможно только при условии отлично сформированной системы адекватных с разумной точки зрения способов умственной деятельности, которая подразумевает под собой механизмы приема, усвоения, переработки и передачи знаний. Для организации данного процесса необходим высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, всех компонентов саморегуляции, креативности.
Итак, саморазвитие — это совокупное сочетание регулирующей и организационной деятельности, являющееся качеством развития интеллекта, а также способом приобретения новых знаний и ориентации в социуме. Также саморазвитие представляет собой многоуровневый процесс, который подразумевает формирование мотивации, стремление к самообразованию и использованию различных форм контроля над результатами. Важным элементом саморазвития является перенос имеющихся обработанных знаний в новые жизненные ситуации познавательной и практической деятельности.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. С. 83
- Ефремов О. Ю. Военная педагогика. — СПб.: Питер, 2008. С. 45.
- Ковалев А. А. Приоритетные направления для исследования феномена лидерства молодых офицеров силовых ведомств /Ковалев А. А. // (II) Материалы II Международной научной конференции. «Психология в России и за рубежом» Санкт-Петербург, 2013. С. 28–33.
- Ковалёв А. А., Логвинович Г. В., Алпатиков В. В.Aнализ феномена наставничества молодых офицеров силовых структур / Ковалёв А. А., Логвинович Г. В., Алпатиков В. В. // Международная научно-практическая конференция. «Научные преобразования в эпоху глобализации», Уфа, 2015. С. 144–147.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический–М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание / Пер. с англ. — СПБ.: Питер, 2008. С. 55–57
- Drucker, P. Thomas Watson»s Principles of Modem Management /
- P. Drucker// Esquire 100. 1983.