В данной статье автором рассматривается актуальная проблема социально-экономических последствий инфляции, а также антиинфляционной политики России. Рассматриваются негативный, нейтральный, позитивный варианты последствий инфляции.
Ключевые слова: инфляция, антиинфляционная политика, социально-экономическое развитие, государственный контроль.
Современному миру свойственно присутствие огромного количества проблем, которые связаны с развитием экономики. Инфляция или по-другому обесценение денег — представляет собой одну из таких проблем. Инфляционные процессы влияют на финансовую, денежную и экономические системы страны, вместе с тем оказывая отрицательное влияние на все сферы жизни населения страны. В настоящее время инфляции свойствен повсеместный и хронический характер. А также, чем выше уровень инфляции, тем сложнее государству бороться с ней. В течение последних двух лет мы наблюдаем, как ухудшается экономическая обстановка в России, которое вызвано резким и стремительным падением уровня цен на нефть, доходы от продажи которого вместе с другими энергоресурсами занимают значительную часть в структуре доходов бюджета Российской Федерации. Вместе с тем, свою отрицательную роль сыграли последовавшие за событиями на востоке Украины и в Крыму экономические санкции, введенные против Российской федерации. Итогом всего этого является падение курса рубля по отношению к иностранной валюте, и, как следствие, повышение инфляции и замедление роста реальных доходов населения Российской Федерации.
Рис. 1. Динамика изменения инфляции на территории Российской Федерации за последние десять лет
Как мы видим на Рис. 1, после всемирного экономического кризиса 2008 года темпы роста инфляции в Российской Федерации замедлились и нашли равновесное значение в районе 6–8 %. Однако, в 2014 году, как было сказано выше, по причине падения котировок на нефтяных рынках, санкций, последовавших за событиями на Украине, экономика Российской Федерации ушла в глубокий кризис. Девальвация рубля и вдвое увеличившаяся инфляция стали как раз следствием всех этих событий.
В экономической практике можно выделить несколько вариантов влияния инфляции на хозяйствующих субъектов:
1) позитивный — означающий возможный прирост дохода;
2) нейтральный — нулевой доход экономических субъектов;
3) негативный — убыточный характер инфляции.
Вариант с позитивным итогом возможен при ситуации, когда инфляция становится источником доходов государства. Это возможно в том случае, когда правительство не решается увеличивать прямые налоги на финансирование своих расходов. Тогда Центральный Банк Российской Федерации начинает эмиссию новых денег. Это позволяет покрыть бюджетный дефицит. Однако, это приводит к тому что денежная масса, находящаяся в обороте, теряет свою стоимость и реальные доходы населения снижаются. Увеличение денежной массы также играет на руку и коммерческим банкам, так как их клиенты начинают с большим рвением тратить возросшую массу наличных денег. Определенную выгоду от инфляции получают через создание искусственного дефицита промышленные и торговые монополии. Как итог — рост цен на товары, в следствии снижения продажи ходовых товаров и накопление его на складах.
Крайне редко, но все-таки случаются нейтральный вариант влияния инфляции. Это происходит, когда осуществляется «автоматическая индексация» денежных доходов. Это означает, что потери от роста цен целиком и полностью компенсируются увеличением доходов.
В свою очередь к негативному варианту последствий можно отнести:
1) падение денежных доходов населения, предприятий государства. Определяется оно как разность между реальным и номинальным доходами. В ситуации, когда темпы роста инфляции выше, чем повышение номинальных доходы населения, реальный доход падает;
2) инфляция перераспределяет доходы и богатство. Например, должник становится богаче при помощи кредитора, так как покупательная способность возвращенных денег будет меньше чем во время кредитования, однако материальные вещи, приобретенные должником, не потеряли своей ценности. В таком же выигрыше будет и правительство, так как оно имеет огромный государственный долг. В итоге мы подходим к выводу, что инфляция, является источником перераспределения дохода и богатства с помощью тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи;
3) повышение стоимости на популярные товарно-материальные ценности. В данном случае население и предприятия вынуждены быстро материализовать собственные обесценивающиеся денежные запасы, что приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. А также повышающаяся инфляция спроса в результате таких закупок товаров;
4) обесценивание национальной валюты относительно иностранной валюты ставшее следствием обесценивания денег внутри страны;
5) влияние инфляции на производство в зависимости от ее темпов. Если умеренная инфляция безвредна, то галопирующая, оказывает отрицательное влияние на все отрасли экономики;
6) во время инфляции вклады и сбережения обесцениваются. Избежать этого можно равенством процента по вкладам и инфляции;
7) влечет за собой скрытое изъятие денег у населения и предприятий через налоги.
Самый тяжелый удар на себя принимают люди, которые получают фиксированные доходы. Например, пенсионеры, учащиеся, инвалиды и т. д.
Проводя антиинфляционную политику государство преследует следующие цели:
1) стабилизация цен;
2) уменьшение инфляционного потенциала;
3) предсказуемость динамики инфляции;
4) снижение темпов инфляции.
В свою очередь, стратегической целью этой политики является приведение темпов роста денежной в соответствии с темпами роста товарной массы или реального ВВП в краткосрочном периоде. И соотнести объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочной перспективе. Для решения таких серьезных и сложных задач, необходимо реализовать целый комплекс различных мер, направленных на сдерживание и регулирование спроса, издержек и ожиданий. В сложившейся в настоящее время ситуации с инфляцией в Российской Федерации могут быть следующие меры, направленные на совершенствование ее антиинфляционной политики: ограничить рост тарифов на услуги ЖКХ величиной инфляции за минувший год; ограничить рост цен электроэнергию и газ для промышленности; создание запасов на товары и продукты сезонного спроса; воздействие через денежно-кредитную систему ЦБРФ на банки, повышая ключевую ставку, чтобы кредиты стали недоступными и т. д.
Государство проводит свою антиинфляционную политику, чтобы снизить темпы роста инфляции. Для этого требуется постоянно сокращать инфляционный потенциал экономики, корректировать ценовые пропорции, а также стабильных структурных сдвигов в направлении отраслей инвестиционного и потребительского комплексов.
Литература:
- Волохова У. А., Марьина Е. А., Афанасьева Т. Н. Инфляция и антиинфляционная политика России — Современные проблемы экономического и социального развития. — 2011. –№ 7. — С. 190–195.
- Кэллахан Д. Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы. — Челябинск: Социум, 2011. — 240 с.
- Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. — Москва: КНОРУС, 2013. — 560 с.
- Лившиц А. Я., Никулина И. Н. Введение в рыночную экономику. — Москва: Высшая школа, 2013. — 447 с.
- Логачев В. А., Осокина Н. В. Экономическая теория. Часть 2. Макроэкономика. — Кемерово: КузГТУ, 2012. — 162 с.
- Петров С. Ю., Соколова Г. Н., Бабешкова Е. В. Особенности и перспективы борьбы с инфляцией в России — Актуальные проблемы экономики и права. — 2014.– № 2 (30). — С. 77–83.
- Скварский А. А. Инфляция как угроза финансовой безопасности бюджетной сферы России — Вестник АКСОР. — 2012. — № 3. — С. 42–47.