Российский капитал в Армении в 2000–2012 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 27.01.2016

Статья просмотрена: 526 раз

Библиографическое описание:

Шанявский, А. И. Российский капитал в Армении в 2000–2012 гг. / А. И. Шанявский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 737-743. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25635/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В статье рассматривается история проникновения российского капитала в экономику Республики Армения. Показаны основные результаты присутствия крупных российских государственных и частных компаний в хозяйственной жизни Армении с 2000 по 2012 гг. Изучен сюжет из истории армяно-российских внешнеэкономических отношений связанный со сделкой «долги в обмен на инвестиции».

Ключевые слова: Россия, Армения, СНГ, экономика, капитал, монополии, долги, инвестиции.

 

Современная история крупных российских инвестиций в страны постсоветского пространства начинается с приходом в президентское кресло России В. В. Путина, совпавшее с началом периода роста мировых цен на энергоресурсы, начавшееся в 1999 г. Интересно отметить, что контуры будущей экспансии отечественного капитала на пространстве бывшего СССР были обозначены Владимиром Владимировичем Путиным, еще до того, как он стал исполняющим обязанности президента России в связи с преждевременным уходом с поста руководителя страны Б. Н. Ельцина.

Являвшийся тогда премьер-министром Российской Федерации Владимир Путин, открывая совещание членов Совета безопасности 19 декабря 1999 г., заявил, что каркасом всех будущих экономических отношений со странами Содружества независимых государств, «должно быть и будет то, что мы унаследовали от СССР, в частности, естественные монополии в области энергетики, транспорта и связи», и нельзя «делать вид, что всего этого нет», а России следует «выстраивать отношения со странами СНГ на длительную перспективу» [1]. Уже на следующий год, в ежегодном Послании президента России Федеральному собранию избранный на первый срок В. В. Путин говоря о недавно утвержденной концепции внешней политики, обозначил, что основу этой политики будут составлять прагматизм и экономическая эффективность [2]. На основании этих цитат (взглядов) сначала премьера, а затем и президента России, на долгие годы вперед были определены цели российского капитала на пространстве СНГ (естественные монополии в области энергетики, связи, транспорта) и средства их достижения (прагматизм и экономическая эффективность).

Катализатором указанной внешнеполитической (в области экономики) стратегии стала подросшая с $10 в январе 1999 г. до $32 в январе 2000 г. цена на нефть [3]. Появившиеся в этой связи и у государства, и у крупных российских компаний дополнительные средства требовали целей и мест для инвестиций, одной из которых стала Республика Армения.

Долги в обмен на инвестиции

Армения, накопившая к 2000 г. внешний долг в размере около $900 млн (сумма равная 2,5 бюджетам республики в то время), находилась в тяжелой экономической ситуации. Несмотря на то, что доля армянских обязательств перед Россией составляла чуть более 10 % от указанной суммы (около $98 млн по кредитам, плюс еще $37 млн за уже поставленный в страну газ), с началом прагматичного курса Москвы, страна начала испытывать трудности с выплатой возросших процентов по российскому долгу [4].

В связи с этим и армянским, и российским политическим руководством были инициированы поиски взаимовыгодного выхода из сложившейся ситуации, решением которой стала формула, по которой Россия была готова взамен долгов получить в собственность несколько предприятий Армении. Здесь будет любопытно указать, что данная формула не являлась концептуальной новинкой ни одной из указанных выше сторон, а была копией идеи высказанной по итогам саммита ЕС в Ницце в декабре 2000 г. получившая название: «акции в обмен на долги» [5]. Данный сценарий был сформулирован для самой России, в обмен на серьезную реструктуризацию накопленных ею обязательств перед западными кредиторами, однако российское руководство отказалось от реализации такого плана, вместе с тем взяв эту модель для решения своих как кредитора долговых проблем со странами СНГ [6].

Предварительные договоренности между Россией и Арменией о сделке по схеме «долги в обмен на инвестиции» были достигнуты осенью 2001 г., в ходе работы армяно-российской комиссии по экономическому сотрудничеству. Для успешной реализации данной формулы 15 сентября 2001 г. было подписано Соглашение между правительствами РФ и РА «О поощрении и взаимной защите капиталовложений» [7]. Однако дальше этого работа не пошла, в результате чего решение данного вопроса стало ключевой темой состоявшихся 18 декабря 2001 г. в Москве переговоров президентов России и Армении, В. В. Путина и Р. С. Кочаряна [8]. По окончании данной встречи вице-премьер РФ И. И. Клебанов, принимавший участие в переговорах как сопредседатель армяно-российской межправительственной комиссии, сообщил журналистам, что обе стороны признали необходимость ускорить этот процесс. Для чего российская сторона передала армянской делегации проект межправительственного соглашения, которое должно было помочь претворить в жизнь формулу «долги в обмен на инвестиции» [9]. Уже через неделю, 28 декабря 2001 г., Илья Клебанов вылетел в Армению для того чтобы лично выяснить, какие из армянских предприятий могли бы быть переданы России в счет долга. По итогам поездки стало известно, что Россия могла бы получить 4–5 предприятий. Предполагалось, что это будут Разданская ТЭС, завод командоаппаратов «Марс» и несколько научно исследовательских институтов, связанных с военно-промышленным комплексом республики [4]. Вместе с тем, несмотря на достигнутый в конце 2001 г. прорыв, окончательный процесс урегулирования данной проблемы растянулся на несколько лет.

Первоначально предполагалась подписать итоговое соглашение о передачи ряда армянских предприятий 20 июня 2002 г. в Ереване, в ходе официального визита вице-премьера и сопредседателя армяно-российской комиссии Ильи Клебанова. Однако намеченный на эту дату приезд был перенесен на неопределенный срок. Комментируя эту новость журналистам, министр обороны РА и по совместительству сопредседатель вышеупомянутой комиссии с армянской стороны Серж Саргсян, сообщил, что его российский коллега уточняет с кабинетом министров России круг договоренностей, которые будут обсуждены в Ереване [10]. В результате чего, соглашение было подписано только 17 июля 2002 г. По условиям этой сделки Россия прощала армянский долг к 1 января 2003 г., получая взамен 100 % доли акций оговоренных предприятий, однако по неизвестным причинам, перечень подлежащих передаче промышленных объектов в соглашении указан не был.

Новая попытка урегулирования вопроса о долге состоялась в ходе официального визита премьер-министра РФ М. М. Касьянова в Армению. На состоявшейся 5 ноября 2002 г. встрече главы российского парламента с премьер-министром РА А. Н. Маргаряном было достигнуто новое соглашение относительно передаваемых в счет долга предприятий. Из подписанного в этот же день протокола стало известно, что Армения обязывалась до мая 2003 г. передать России следующие объекты: Разданскую ГРЭС, ЗАО «Марс» и три научно-исследовательских института (автоматизации систем управления, математических машин, материаловедения) [11]. Также в ходе встречи премьеры обоих стран отметили факт роста товарооборота между странами. Михаил Касьянов сделал предположение, что объем российских инвестиций в армянскую экономику может вырасти уже в самое ближайшее время. В свою очередь глава армянского кабинета министров подчеркнул, что законодательство Армении благоприятно для иностранных инвестиций. «Мы приветствуем российские инвестиции и оказываем поддержку их притоку», — заявил Андраник Маргарян [12].

Передав в 2003 г. российской стороне указанные предприятия Армения ожидала, что Россия, как и предполагалось соглашением «Долги в обмен на инвестиции», начнет процесс их восстановления, модернизации и запуска. Однако российскому руководству не удалось найти инвесторов для армянских объектов в течение всего 2003 г. В результате, реализация соглашения вновь застопорилась. Затянувшаяся ситуация привела к тому, что уже к началу 2004 г. в СМИ появились слухи о намерении России пересмотреть список переданных Ереваном предприятий. Разобраться в сложившейся ситуации, было поручено вице-премьеру РФ Б. С. Алешину, который должен был сменить И. И. Клебанова на посту сопредседателя армяно-российской межправительственной комиссии. Для этого была организована поездка Бориса Алешина в Армению для встречи с президентом страны Робертом Кочаряном и армянским сопредседателем межправительственной комиссии, министром обороны РА Сержем Саргсяном. На состоявшейся 29 января 2004 г. встрече, Борис Алешин заявил, что российская сторона не намерена пересматривать список переданных ей Арменией объектов. «Речь идет о творческом дополнении подписанного в 2002 г. соглашения, что позволит обеим сторонам спокойно и комфортно работать в его рамках», — уточнил вице-премьер [13]. Также стороны договорились, что Россия в течение 2004 г. предоставит Армении планы развития предприятий для ознакомления. Кроме того, по итогам переговоров Бориса Алешина в Ереване был подписан протокол о поэтапной передаче имущественного комплекса Разданской ГРЭС в собственность России.

В итоге из всех описанных договоренностей, в 2004 г. была реализована только последняя. 1 сентября 2004 г. в соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ за номером 291-р., было основано Открытое акционерное общество «Разданская энергетическая компания», единственным акционером которого становилась Российская Федерация [14]. Судьба остальных предприятий снова оставалась нерешенной.

Напрасное ожидание Арменией российских планов развития оставшихся 4 предприятий на протяжении конца 2004, начала 2005 гг. привело к тому, что в сентябре 2005 г. правительство республики инициировало появление специальной подкомиссии (в рамках армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству), задачей которой, становилась необходимость скорейшего решения этой проблемы. Остроту данного вопроса двухсторонних отношений показывала частота контактов на уровне высших лиц обоих государств, главной повесткой общения которых был тот факт, что Россия совершенно не использует армянские предприятия, полученные в счет долга. Однако, ни одна из встреч руководства двух стран состоявшихся в октябре-декабре 2005 г. так и не дала каких-либо конкретных результатов [15]. Вместе с тем, такой напор армянской стороны, все-таки заставил российское руководство начать действовать.

Одним из первых действий России, как ни странно, стала ратификация подписанного еще 15 сентября 2001 г. — «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о поощрении и взаимной защите капиталовложений» [16]. Вторым шагом стало желание России приватизировать оставшиеся предприятия полученные в счет долга, на что Ереван, уставший от обещаний Москвы, дал свое согласие в марте 2006 г. Уже летом того же года, в СМИ появилась информация о желании российской АФК «Система» приватизировать предприятие «Марс», или же получить его в долгосрочное управление. Однако на окончательное решение этой проблемы армяно-российских государственных отношений ушло еще несколько лет. Вместе с тем, 2006 г. отметился целым рядом успехов связанных с российским капиталом в Армении, причем как государственного, так и частного происхождения.

31 марта 2006 г. российская государственная корпорация «Газпром» и руководство Армении подписали соглашение сроком на 25 лет, согласно которому компания «АрмРосгазпром» получала право приобретения у правительства республики строящегося 40-километрового участка газопровода Иран-Армения и недостроенный пятый энергоблок Разданской ТЭС [17]. Также, в соответствии с соглашением, правительство Армении обязывалось предоставить «АрмРосгазпрому» право на строительство второго участка газопровода Иран-Армения протяженностью около 197 км. Документом предусматривалось, что окончательный переход права собственности на указанные объекты должен был осуществиться к 1 января 2007 г. Для «Газпрома», ставшего в 2003 г. владельцем 45 % акций «АрмРосгазпрома» это была большая стратегическая победа. Выиграла от такой сделки и Армения, так как российская компания намеревалась инвестировать в развитие газотранспортной системы республики $150 млн [18].

Другим российским успехом 2006 г. стала покупка дочерней компанией государственного РАО «ЕЭС России» единой распределительной электрической сети Армении. «ИНТЕР РАО ЕЭС» уже управлявшая Севан-Разданским каскадом ГЭС и Армянской АЭС, еще в 2004 г. пыталась приобрести максимальный контроль на энергетическом рынке республики, однако этому противилось правительство РА, постоянно критикуемое оппозицией, за передачу России стратегических объектов инфраструктуры страны. Однако, в результате переговоров 2005–2006 гг. между английским холдингом «Midland Resourses» и дочкой российской компании «ИНТЕР РАО ЕЭС» Interenergo B. V., стало известно о покупке последней 100 % акций «Электрических сетей Армении» [19]. В совокупности с успехами «Газпрома», данные приобретения все больше превращали Россию в самого главного внешнеэкономического партнера Армении.

Результативным 2006 г. стал и для крупного частного бизнеса из России. Так, российский мобильный оператор «Вымпелком» обойдя нескольких крупных конкурентов, в том числе и российский «МТС», смог приобрести компанию являвшуюся монополистом услуг интернета, фиксированной связи, и вторым крупнейшим оператором мобильной связи на территории Армении. За 90 % акций «Арментела» российская компания заплатила предыдущему владельцу, греческому телекоммуникационному оператору «Hellenic Telecommunications Organization» €341,9 млн. Кроме того, «Вымпелком» взял на себя обязательства по оплате долгов компании в размере €40 млн [20].

Еще одной российской частной компанией достигшей значительных успехов в Армении в 2006 г. стал «РУСАЛ». Войдя в состав владельцев армянского предприятия «Канакерский алюминиевый завод» в 2000 г., уже в 2003 г. «РУСАЛу» удалось стать единоличным владельцем переименованной к этому времени компании «Арменал», с обязательством инвестировать в развитие предприятия $34 млн в течение 10 лет [21]. В итоге, взятое обязательство было выполнено раньше срока, а на вложенные российской компанией деньги в 2004–2006 гг. завод «Арменал» прошел комплексную модернизацию с установкой самого современного оборудования, после чего качество выпускаемой продукции стало отвечать требованиям ведущих мировых стандартов. Для этого, «РУСАЛу» даже пришлось привлечь дополнительные средства за счет кредитов, а сумма всех инвестиций в переоборудование предприятия составила $70 млн [22].

Годы тотальной экономической экспансии России

Несмотря на отмеченные в 2006 г. успехи российского капитала в Армении, именно 2007 г. запомнился в истории внешнеэкономических отношений двух стран как год «тотальной экономической экспансии России», о чем писали и армянские, и российские СМИ.

Например, «МТС» проигравший в 2006 г. «Вымпелкому» на торгах по покупке «Арментела», в 2007 г. в результате длительных переговоров, смог приобрести крупнейшего оператора услуг мобильной связи в республике. По условиям сделки «МТС» приобретал 80 % акций компании «International Cell Holding», владевшую крупнейшим сотовым оператором Армении — К-Telecom (торговая марка VivaCell) за €310 млн, с возможностью доведения доли до 100 % не ранее 2010 г., по итогам независимой оценки оставшегося пакета акций [23].

В сентябре 2007 г. появилась новость о намерении «Газпрома» вложить в армянскую газотранспортную систему дополнительные $190 млн [24]. Взамен армянское руководство предполагало передать акции Разданской ТЭС — «Газпрому», для создания совместного с «Раздан-5» единого генерирующего комплекса.

К присутствующим на армянском финансовом рынке российским банкам «Прометей» и «ВТБ», в 2007 г. прибавились еще две денежно-кредитные организации из Российской Федерации. В августе 2007 г. российская инвестиционная компания «Тройка диалог» приобрела за $13 млн 96,15 % акций армянского «Армимпэксбанка», правопреемника армянского отделения Внешэкономбанка СССР [25]. Согласно планам «Тройки диалог», «Армимпэксбанк» должен был стать одним из трех крупнейших банков в Армении, для чего до конца 2007 г. на увеличение капитализации банка было направлено почти $50 млн. В декабре 2007 г. стало известно о еще одной крупной покупке. Российский «Газпромбанк» получив одобрение Центрального банка Армении, приобрел 80 % «Арэксимбанка» [26]. Как стало известно из официального сообщения «Газпромбанка» опубликованного на сайте компании, решение относительно приобретения армянского банка было обусловлено растущим товарооборотом между Арменией и Россией. Другой причиной стал рост инвестиций «Газпрома» в совместное с армянской стороной предприятие «АрмРосгазпром», объем которых превышал $2 млрд, что требовало большего контроля над финансовыми потоками на территории республики. В результате такой необходимости, уже в 2008 г. «Газпромбанк» стал единоличным собственником «Арэксимбанка», выкупив оставшуюся долю у австрийского «Райффайзенбанка» [27].

Наконец в последние дни декабря 2007 г. стало известно о выигранном «Российскими железными дорогами» (РЖД) тендере на концессионное управление «Армянской железной дорогой» (АЖД) сроком на 30 лет [28]. «РЖД», став единственным участником торгов предложила армянскому правительству долгосрочный план развития «АЖД», предусматривающий инвестиции в объеме $570 млн, из которых $230 млн в течение первых пяти лет. Тогда как по первоначальной программе, правительство республики планировало привлечь в АЖД лишь $170 млн.

В 2008 г. появилась хорошая новость для армянских предприятий, переданных в счет долга и до сих пор невостребованных российской стороной. На состоявшихся 6 февраля 2008 г. переговорах в Ереване, премьер-министр РФ В. А. Зубков заявил, что оставшиеся 4 предприятия пройдут процесс реорганизации, после чего произойдет их слияние в единый научно-производственный комплекс с сохранением тематических направленностей [29]. Также стало известно, что АФК «Система» уже присматривавшаяся к данным объектам в 2006 г. собиралась стать активным участником данного процесса.

Осенью 2008 г. на армянский рынок страховых услуг вышла российская государственная страховая компания «Росгосстрах» [30]. По амбициозным планам руководства компании, «Росгосстрах-Армения» в течение следующих 2–3 лет должна была стать лидером рынка.

В свою очередь 2009 г. не отметился, какими-либо яркими сюжетами, связанными с российским капиталом в Армении. В первую очередь это было связано с разразившимся по всему миру финансово-экономическим кризисом. Во вторую очередь, в это время шло «переваривание и усваивание» тех существенных российских инвестиций, что были сделаны в экономику Республики Армения в предшествующие годы.

Период 2010–2011 гг. отметился для Армении восстановлением темпов инвестиционной активности с российской стороны, на фоне восстановления финансовых систем двух стран после мирового финансового кризиса.

В ноябре 2010 г. важным событием в экономической жизни республики стал визит руководства «ИНТЕР РАО ЕЭС». Председатель правления российской энергетической компании Б. Ю. Ковальчук сообщил в Ереване, что корпорация планирует инвестировать в Армению около $40 млн до 2013 г. «У нас предусмотрено около $40 млн, из которых $20 млн пойдут на реконструкцию Севано-Разданского каскада ГЭС», — заявил председатель правления «ИНТЕР РАО ЕЭС» [31]. Оставшиеся средства планировалось направить на восстановление и реконструкцию двух агрегатов Ереванской ГЭС, входящей в состав данного каскада гидростанций.

В мае 2011 г. стало известно, что Комиссия по регулированию общественных услуг Армении разрешила российской «ИНТЕР РАО ЕЭС» приобрести 100 % акций «Разданской энергетической компании» [32]. В свою очередь газотурбинный комплекс «Раздан-5» оставался за подконтрольным «Газпрому» — «АрмРосгазпромом».

В октябре 2011 г. в нелегкой судьбе предприятий переданных России в счет погашения армянского долга была поставлена долгожданная точка. Российская компания «Ситроникс», принадлежавшая структуре АФК «Система», представила руководству республики план долгосрочного освоения данных объектов [33]. Согласно разработанной «Ситрониксом» концепции компания собиралась создать на базе завода «МАРС» венчурный фонд для продвижения программ в области высоких технологий и инвестировать в него $20 млн. Однако для этого требовалось благоприятное законодательное поле, отсутствующе в Армении. С этой целью правительство республики разработало законопроект «О свободных экономических зонах», который был одобрен парламентом. Также стало известно о намерении правительства РА, поддержать создаваемый фонд и вложить в него дополнительные $20 млн.

Отличным результатом в 2011 г. отметился и принадлежащий российскому «РУСАЛу» завод «Арменал». Из декабрьской отчетности предприятия стало известно, что завод по итогам года впервые достиг проектного уровня производства, равный 25 тыс. т алюминиевой фольги в год [34]. В этом же документе сообщалось, что в 2011 г. «Арменал» был успешно сертифицирован на соответствие международному стандарту менеджмента качества ISO 9001:2008, так как за несколько предшествующих лет своей работы, завод смог добиться улучшения основных технико-экономических показателей и значительно сократил издержки производства.

18 января 2012 г., спустя шесть лет с момента передачи недостроенного энергетического комплекса «Раздан-5» российской компании «Газпром», управлявшей и осуществлявшей строительно-монтажные работы через совместную с армянской стороной компанию «АрмРосгазпром», данный энергоблок был подключен к энергосистеме Армении [35]. По опубликованы в связи с этим данным стало известно, что сумма всех инвестиционных программ направленных на восстановление комплекса «Раздан-5», составила около $456 млн., что являлось 1/7 частью всех накопленных за период 1991–2012 гг. российских инвестиций в Республике Армения.

Заключение

8 августа 2012 г. в Москве состоялась официальная встреча президента России В. В. Путина и президента Армении С. А. Саргсяна. Среди прочих тем, руководители стран коснулись сюжета связанного с участием российского капитала в экономике армянской республики. В этой связи российский лидер произнес слова благодарности своему армянскому коллеге за создание в республике благоприятного климата для российских инвестиций, на что получил ответ С. А. Саргсяна о том, что «Российский капитал в Армении чувствует себя уютно» [36]. Такой краткой, но емкой цитатой главы армянского государства, можно охарактеризовать весь современный период участия российского капитала в экономической жизни Армении, который мы определили 2000–2012 гг.

На конец сентября 2012 г. по данным статистики опубликованной на сайте Министерства экономики РА общий объем российских инвестиций в реальном секторе армянской экономики составлял чуть более $3,2 млрд от всех накопленных на тот момент иностранных инвестиций (ИИ) республики (общий размер ИИ равнялся $7,6 млрд) [37]. Интересно отметить, что ни одно другое государство из представленных в этом статистическом отчете, по сумме своих капиталовложений даже близко не могло соперничать с объемами вложений из России. Например, вторая в этом списке страна — Франция, на тот момент обладала лишь долей в 10 % от суммы всех ИИ накопленных Арменией, а для того чтобы сравняться с российской долей в 45 %, к уже упомянутой Франции было необходимо прибавить еще семь стран — Грецию, США, Ливан, Германию, Аргентину, Канаду и Нидерланды.

Также примечательным стал и тот факт, что российские государственные компании к 2012 г. стали монополистами в тех областях экономики Армении (энергетика, связь и транспорт), о которых, как о целях российского капитала на пространстве СНГ говорил президент РФ В. В. Путин, в своем Послании Федеральному собранию в 2000 г.

 

Литература:

 

  1.              По словам Путина, Россия не намерена объявлять ни одну из стран СНГ зоной своих стратегических интересов // Полит. ру. 1999. 15 дек. URL: http://polit.ru/news/1999/12/15/541352/ (14.12.2015).
  2.              Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Президент России. 2000. 8 июль. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2000/07/28782.shtml (14.12.2015).
  3.              Динамика цен на Нефть Brent (ICE.Brent), USD/баррель // Яндекс-котировки. URL: https://news.yandex.ru/quotes/1006.html (14.12.2015).
  4.              Хачатрян А. Договор между Ереваном и Москвой о погашении долга расширяет влияние России на Кавказе // EurasiaNet. 2002. 31 июл. URL: http://russian.eurasianet.org/departments/business/articles/eav073102ru.shtml (14.12.2015).
  5.              Бордачев Т. Россия и «расширенная Европа»: новые риски и новые возможности // Viperson. 2000. 12 дек. URL: http://viperson.ru/articles/timofey-bordachev-rossiya-i-rasshirennaya-evropa-novye-riski-i-novye-vozmozhnosti (14.12.2015).
  6.              Россия готова использовать в отношениях со странами-должниками формулу «долги в обмен на предприятия» // «РИА Новости». 2002. 18 нояб. URL: http://ria.ru/economy/20021118/265413.html (14.12.2015).
  7.              Армения. Российские инвестиционные проекты // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/am/am_ru_relations/am_rus_projects/ (14.12.2015).
  8.              Состоялась встреча президентов России и Армении Владимира Путина и Роберта Кочаряна // Президент России. 2001. 18 дек. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/42024 (14.12.2015).
  9.              Саркисян А. Долги в обмен на инвестиции новая формула армяно-российской дружбы // Коммерсантъ. 2001. 19 дек.
  10.         Визит Ильи Клебанова в Ереван отложен на неопределенное время // Кавказский Узел. 2002. 19 июнь. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/24071/ (14.12.2015).
  11.         Короп Е. Касьянов привезет домой армянские акции // Известия. 2002. 5 нояб.
  12.         Касьянов встретился с премьером Армении // Коммерсантъ. 2002. 5 нояб. URL: http://www.kommersant.ru/doc/952893 (19.01.2016).
  13.         Россия не намерена пересматривать подписанное с Арменией соглашение «Имущество взамен долга» — Борис Алешин // РИА-Новости. 2004. 29 янв. URL: http://ria.ru/economy/20040129/516963.html(19.01.2016).
  14.         О компании // РазТЭС. URL: http://www.raztes.am/rus/about/ (19.01.2016).
  15.         Смотри материалы ИА REGNUM — сюжет «Армянские предприятия в счет госдолга России» // ИА REGNUM. 2005. 12 окт., 15 нояб., 27 нояб., 3 дек., 9 дек. URL: http://regnum.ru/news/dossier/663/2.html (20.01.2016).
  16.         Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 167-ФЗ // Российская газета. 2005. 23 дек.
  17.         Бадырханов Э. Газпром повышает цены для Армении // Взгляд. 2006. 6 апр.
  18.         «Армросгазпром» до 2009 года инвестирует 150 млн долларов в реконструкцию газотранспортной системы Армении // Газпром Армения. 2008. 12 мая. URL: http://armenia.gazprom.ru/press/about-company/2008/05/44/ (21.01.2016).
  19.         «Дочка» РАО «ЕЭС России» купит «Электрические сети Армении» у британцев // Энергетика и промышленность России. 2006. 20 июль. URL: http://www.eprussia.ru/news/base/2006/14266.htm (21.01.2016).
  20.         Кодачигов В. «Вымпелком» выиграл по национальному признаку // Коммерсантъ. 2006. 7 нояб.
  21.         Правительство Армении, «РУСАЛ» и «Канакерский алюминиевый завод» подписали соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности // Финмаркет. 2003. 13 февр. URL: http://www.finmarket.ru/database/news.asp?fid=85752&fs=T&id=222434 (22.01.2016).
  22.         РУСАЛ привлек экспортный кредит на сумму 46,6 млн. евро для финансирования модернизации фольгопрокатного завода АРМЕНАЛ в Армении // PanARMENIAN.Net. 2005. 11 апр. URL: http://www.panarmenian.net/m/rus/news/12760 (22.01.2016).
  23.         МТС перешла на армянский // Взгляд. 2007. 14 сент.
  24.         Россия инвестирует около 190 млн долларов в экономику РА // Panorama.am. 2007. 14 сент. URL: http://www.panorama.am/ru/news/2007/09/14/armavia/1383635 (23.01.2016).
  25.         «Тройка Диалог» купила бывший филиал ВЭБ в Армении за 13 млн долл. // Финмаркет. 2007. 21 сент. URL: http://www.finmarket.ru/database/news.asp?fid=7359&fs=T&id=672818&ref=AnketaOrg (23.01.2016).
  26.         «Газпромбанк» стал главным акционером «Арэксимбанка» // ИА REGNUM. 2007. 1 дек. URL: http://regnum.ru/news/924695.html (23.01.2016).
  27.         «Газпромбанк» стал единоличным владельцем «Арэксимбанка» // Banks.am. 2008. 12 сент. URL: http://www.banks.am/ru/news/newsfeed/2328/ (23.01.2016).
  28.         Российская компания «РЖД» получит в управление на 30 лет Армянскую железную дорогу // Кавказский Узел. 2007. 30 дек. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/129921/ (23.01.2016).
  29.         Армянские предприятия, переданные России по схеме «имущество в счет долга», будут слиты в единый научно-производственный комплекс // ИА REGNUM. 2008. 6 февр. URL: http://regnum.ru/news/economy/952992.html (23.01.2016).
  30.         На страховом поле появился новый мощный игрок // Деловой Экспресс. 2008. 28 окт.
  31.         «ИНТЕР РАО ЕЭС» инвестирует в Армении $40 миллионов до 2013 года // АРКА. 2010. 29 нояб. URL: http://www.arka.am/ru/news/analytics/22697/ (23.01.2016).
  32.         Регулятор Армении разрешил «Интер РАО» приобрести акции «Раздан ТЭС» // АРКА. 2011. 12 мая. URL: http://www.arka.am/ru/news/economy/25754/ (24.01.2016).
  33.         До конца 2011 года компания «Ситроникс» представит Армении концепцию создания свободной экономической зоны на заводе «Марс» // АРКА. 2011. 11 окт. URL: http://www.arminfo.info/russian/economy/article/11–10–2011/09–45–00 (24.01.2016).
  34.         Завод «Арменал» впервые достиг проектного уровня производства — 25 тыс. тонн фольги // АРКА. 2011. 11 окт. URL: http://www.arka.am/ru/news/technology/zavod_armenal_vpervye_dostig_proektnogo_urovnya_proizvodstva_25_tys_tonn_folgi_/ (24.01.2016).
  35.         К энергосистеме Армении подключен Раздан-5 // Вестник Кавказа. 2002. 18 янв. URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/50116.html (24.01.2016).
  36.         Глава РА: Российский капитал в Армении чувствует себя уютно // PanARMENIAN Network. 2012. 12 авг. URL: http://panarmenian.net/rus/news/118775 (25.01.2016).
  37.         Foreign Investment Gross Stocks and Net Flows in the Real Sector by Countries // Statistics Ministry of Economy of the Republic of Armenia. URL: http://www.mineconomy.am/uploades/20130702162635971.pdf (25.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Армения, Россия, российский капитал, Ереван, инвестиция, правительство республики, российская компания, российская сторона, Российская Федерация, счет долга.


Похожие статьи

Иностранный туризм в Краснодарском крае в 1960-е годы

Данная статья раскрывает особенности иностранного туризма на Кубани в 1960-е гг. Рассматриваются принимаемые меры по развитию иностранного туризма. Выделяются ключевые объекты показа, на которых сосредоточены туристические программы. Раскрываются осо...

Российско-болгарские взаимоотношения в энергетической сфере в конце XX — начале XXI в.

В статье рассматриваются ключевые моменты энергетических взаимоотношений Российской Федерации и Республики Болгария в 90-е гг. XX — начале XXI в. Обозначены основные проблемы двустороннего сотрудничества государств.

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах. По мнению...

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне (на примере Тюменской области)

В статье рассмотрен вопрос о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации. Содержится краткий экскурс в историю сельскохозяйственной потребительской кооперацией конца XIX- начала XX века. Рассматривается динамика роста числа сельскохо...

Сравнение правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации и Чешской республике

В данной статье рассмотрены основные аспекты правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации и Чешской Республике. Проанализирована правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность иностранных инвесторов, и пр...

Роль энергетического фактора во взаимоотношениях Российской Федерации с государствами Восточной Европы (1990-е гг. — начало XXI в.)

В данной статье автором рассматриваются основные моменты взаимоотношений Российской Федерации с государствами Восточной Европы в области энергетики в конце XX — начале XXI вв. Отмечены особенности и проблемы двустороннего сотрудничества.

Современная инвестиционная политика в Республике Узбекистан

Актуальностью данной статьи являются ключевые факторы инвестиции, играющее немаловажную роль для привлечения зарубежных инвесторов в Узбекистан, а также имеется в статье последние статистические данные государственного комитета статистики об инвестир...

История российско-китайских отношений в сфере образования и их современное состояние в аспекте академической мобильности

В статье определены исторические этапы развития российско-китайских отношений в сфере образования, начиная с этапа империй до современного процесса модернизации системы образования в обеих странах. В результате исследования процесса модернизации сист...

Перспективные пути развития малого бизнеса в Узбекистане

В статье рассматривается сущность малого бизнеса, его роль и место в увеличении валового внутреннего продукта страны. Дано обоснование стратегии интенсивного развития малого бизнеса в рыночных условиях, повышения уровня и экономической эффективности ...

Об инвестициях в финтех-компании: анализ российской и зарубежной практики

В статье обобщается практика инвестирования финтех-стартапов в высокотехнологичных отраслях как в России, так и по всему миру. Рассмотрены проблемы, препятствующие развитию отрасли финтеха и действия регулятора, направленные на ее решение с целью раз...

Похожие статьи

Иностранный туризм в Краснодарском крае в 1960-е годы

Данная статья раскрывает особенности иностранного туризма на Кубани в 1960-е гг. Рассматриваются принимаемые меры по развитию иностранного туризма. Выделяются ключевые объекты показа, на которых сосредоточены туристические программы. Раскрываются осо...

Российско-болгарские взаимоотношения в энергетической сфере в конце XX — начале XXI в.

В статье рассматриваются ключевые моменты энергетических взаимоотношений Российской Федерации и Республики Болгария в 90-е гг. XX — начале XXI в. Обозначены основные проблемы двустороннего сотрудничества государств.

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах. По мнению...

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне (на примере Тюменской области)

В статье рассмотрен вопрос о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации. Содержится краткий экскурс в историю сельскохозяйственной потребительской кооперацией конца XIX- начала XX века. Рассматривается динамика роста числа сельскохо...

Сравнение правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации и Чешской республике

В данной статье рассмотрены основные аспекты правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации и Чешской Республике. Проанализирована правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность иностранных инвесторов, и пр...

Роль энергетического фактора во взаимоотношениях Российской Федерации с государствами Восточной Европы (1990-е гг. — начало XXI в.)

В данной статье автором рассматриваются основные моменты взаимоотношений Российской Федерации с государствами Восточной Европы в области энергетики в конце XX — начале XXI вв. Отмечены особенности и проблемы двустороннего сотрудничества.

Современная инвестиционная политика в Республике Узбекистан

Актуальностью данной статьи являются ключевые факторы инвестиции, играющее немаловажную роль для привлечения зарубежных инвесторов в Узбекистан, а также имеется в статье последние статистические данные государственного комитета статистики об инвестир...

История российско-китайских отношений в сфере образования и их современное состояние в аспекте академической мобильности

В статье определены исторические этапы развития российско-китайских отношений в сфере образования, начиная с этапа империй до современного процесса модернизации системы образования в обеих странах. В результате исследования процесса модернизации сист...

Перспективные пути развития малого бизнеса в Узбекистане

В статье рассматривается сущность малого бизнеса, его роль и место в увеличении валового внутреннего продукта страны. Дано обоснование стратегии интенсивного развития малого бизнеса в рыночных условиях, повышения уровня и экономической эффективности ...

Об инвестициях в финтех-компании: анализ российской и зарубежной практики

В статье обобщается практика инвестирования финтех-стартапов в высокотехнологичных отраслях как в России, так и по всему миру. Рассмотрены проблемы, препятствующие развитию отрасли финтеха и действия регулятора, направленные на ее решение с целью раз...

Задать вопрос