Применениеинформационных технологий для организации учебного процесса в колледже привело к появлению новых образовательных методов и форм обучения. В статье рассматриваются применение основные средства информационных технологии и их эффективности при обучении студентам в колледже.
Ключевые слова: информационная технология, средства информационных технологии, организации учебного процесса с применением информационных технологии, эффективность использования средств информационных технологий в колледже.
Эффективность процесса информатизации непосредственно зависит от эффективности процессов создания и использования электронного информационного ресурса.
Организация образовательной деятельности колледжа с использованием электронных информационных ресурсов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств учащихся, т. е. использование новых информационных технологий обучения, позволяет решать дидактические проблемы, управляя процессом обучения [1].
Сегодня актуальной задачи колледжа является в поиске новых форм и средства при переходе от традиционного к инновационному образованию в учебном процессе, необходимостью повышения эффективности обучения, дать возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Организации учебного процесса в колледже с применением новых информационных технологии содержит два тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные возможности современные информационные технологии несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, широкое применение компьютеров в учебном процессе зависит от подготовки кадров на уровне современных требований. Поэтому изучение и использование информационной и компьютерной технологии в учебном процессе — важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой деятельности.
В настоящее время информационные технологии широко применяется для организации учебно-воспитательного, научно-исследовательского и управленческого процесса колледжа, которые основными характеристиками являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Внедрение в образовании информационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций [2]. Информационные технологии в образовании постепенно превращаются из инструмента обучения в мощное средство развития всего образовательно-воспитательного комплекса колледжа.
Для организации учебного процесса с применением информационных технологии могут применяться пяти основных метода обучения [3]: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский, частично — поисковый, или эвристический метод.
Применение этих методов с использованием информационные технологии позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной обучении. При использовании информационных технологий формальный компонент процесса обучения игнорировать невозможно, следовательно, невозможно и избежать использования этих методов с их однозначным пониманием и усвоением учебной информации, точным воспроизведением способов действий.
Организация учебного процесса в колледже с применением информационных технологий должны обеспечивать:
доставку учащимся основного объема изучаемого материала;
интерактивное взаимодействие учащихся и преподавателей в процессе обучения;
предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
контроль знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Для этих целей в учебном процессе колледжа применяются следующие средства информационные технологии:
предоставление учебников и другого печатного материала;
пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
современные прикладные программы (Word, Excel, PowerPoint, Access);
Интернет, в том числе электронная почта;
двусторонние видео-телеконференции;
электронные информационные ресурсы.
Сегодня в колледже успешно используются различные современные программные продукты. Для обработки и подготовки текстовых документов и при подготовке различных видов отчётов, докладов, выступлений на научно-практических конференциях широко применяется текстовые редакторы.
Электронные таблицы MS Excel позволяют готовить учебные планы, различного вида цифровые отчёты колледжа, графики, диаграммы.
С полной загрузкой работают компьютерные классы. В компьютерном классе колледжа имеет возможность применять электронных ресурсов на различных этапах урока:
при изложении нового материала — визуализация знаний с помощью программы PowerPoint;
проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ;
закрепление изложенного материала с помощью разнообразных обучающих программ и лабораторных работ;
система контроля и проверки знаний студентов с помощью с контролирующих программ;
при проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web — страниц, проведение телеконференций.
Создание локальных компьютерных сетей в колледже позволяет выйти в сеть Internet из различных точек, в том числе и из компьютерных классов, намного расширяя возможности, как в учебном процессе, так и в организации научных исследований, внеурочной работе. Это облегчает поиск нужной информации, позволяет просматривать документы, находить электронные учебники и много другое, а также обеспечивает общение через электронную почту.
Использование мультимедийных проекторов, ноутбуков, веб-камер, позволяет организовывать в колледже различные мероприятия и научные конференции.
Применение информационных технологии для организации учебного процесса значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекают учащихся в учебный процесс, увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения, а также позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся.
Одним из преимуществ использования электронного информационного ресурса является повышенный интерес учащихся к преподаваемой дисциплине, т. к. он обладает высокой наглядностью, в нем можно использовать анимации, видеосюжеты, звуковое сопровождение, дополнительный материал и другое.
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е. С. М., 1999.
- Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998.
- Илюшин С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,1992