В данной статье речь идёт о некоторых условиях организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка.
Ключевые слова: самостоятельная работа, домашняя работа, аудиторное занятие, лексика, грамматика, устная речь, чтение, компьютерная технология, интернет, учебник, учебное пособие, речевая деятельность
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения. В этой связи все больше значение приобретает самостоятельная работа студентов. Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в вузе, формирование умений учебного труда является основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в вузе студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.Понятие «самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе.
Самостоятельная работа должна осуществляться студентами как познавательная деятельность, стать средствами воспитания таких личностных качеств, как самостоятельность, активность, формировать творческое отношение к воспринимаемой информации. Правильная организация студентами самостоятельной работы — важный вопрос не только методики обучения иностранному языку в неязыковом вузе, но и методики его изучения. При этом преподавателю важно понимать, какие трудности испытывают студенты при организации своей самостоятельной работы; какие виды домашних заданий являются для них наиболее трудными и требуют много времени; почему те или иные виды заданий являются трудными; что мешает студентам своевременно и правильно выполнять трудные самостоятельные задания; что может облегчить выполнение этих заданий и повысить эффективность самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. В ходе беседы со студентами, серьёзно относящимся к изучению иностранного языка, выясняется, что общей причиной неправильного выполнения самостоятельной домашней работы является неумение правильно и систематически работать, причём незнание лексики и грамматики отходит на второй план, становясь следствием первой причины. Студенты также понимают, что неактивность на аудиторных занятиях ведёт к увлечению объёма домашней работы, а активная речевая практика на занятиях, выполнение всех заданий под контролем преподавателя, наоборот, ведет к совершенствованию самостоятельной работы. Управления самостоятельной работы студентов на сегодняшний день момент ещё встречается с целым рядом трудностей. Обучаемые ещё недостаточно владеют методами самостоятельной работы, т. е. методами чтения, записей, усвоения прочитанного. Задачей преподавателя является дать правильное направление их самостоятельной работе, т. е. направление, основанное на знании физиологических и психологических особенностей организма. Поэтому необходимо рассмотреть те специфические черты внимания и памяти, которые необходимо учитывать при организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка. Для успешного и своевременного выполнения самостоятельных заданий по иностранному языку нужно выполнить ряд условий.
Первое условие — это выполнение большей части работы каждым студентом в аудитории, активность студентов на занятии. Поэтому преподавателю cследует так организовать аудиторное занятие, чтобы студент активно работал все 90 минут, выполнял все упражнения в устной речи и чтении, тем самым готовясь к выполнению самостоятельной работы дома. Вторым условием для успешного выполнения самостоятельной работы сами студенты называют необходимость иметь устойчивый словарный запас, знать минимум слов, а также получать списки незнакомых слов к каждому конкретному заданию от преподавателя. Поэтому перед преподавателем стоит серьёзная и конкретная задача по введению и закреплению лексики для чтения и устной речи.
Третьим условием для достижения цели является наличие хорошего учебника и учебных материалов. Именно учебник должен определять систему самостоятельной работы студентов, содержать конкретные задания с полными алгоритмическими предписаниями — инструкциями.
Четвертым условием для достижения сформулированной выше цели указывают сами студенты. Это наличие личностных характеристик, а именно, целеустремленность, воля, усидчивость, организованность, а также интерес и желание к изучению иностранного языка. Именно личностные характеристики и интерес к изучению иностранного языка должны занимать ведущее место в процессе планирования и организации самостоятельной работы по иностранному языку.
К средствам организации самостоятельной деятельности обучаемых можно отнести следующие:
обеспеченность учебниками, пособиями, методическими указаниями для самостоятельной работы;
наличие учебных аудио-, видео- и компьютерных обучающих программ;
применение системы коммуникативных заданий для развития всех коммуникативных умений.
В условиях повышения роли самостоятельной работы студентов из перечисленных моментов наиболее важным представляется первый, поскольку, даже учитывая существование учебников, направленных на самостоятельное изучение иностранного языка, сформирована потребность в пособиях для самостоятельной работы к конкретным учебникам и методических указаниях по самостоятельной работе.
Готовность студентов к самостоятельной деятельности по изучению предлагаемого материала определяется: наличием базовых учебных навыков работы по всем видам речевой деятельности, а именно: говорению, аудированию, чтению, письму (в большей степени, безусловно, чтению и письму, так как основными способами проверки выполнения самостоятельной работы является устное и письменное выполнение упражнений на самостоятельно пройденный материал);
наличием навыков перевода и методами работы со словарем и справочной литературой;
умением работать с компьютерным программным обеспечением и интернетом.
На сегодняшний день компьютерные средства и сеть Интернет, которые имеют громадный потенциал образовательных услуг, делают урок привлекательным и по настоящему современным. Набор обычных учебников, методических пособий, сборников упражнений активно вытесняется современной информационной системой. Каждое занятие вызывает эмоциональный подъём, даже отстающие учащихся охотно работают с компьютером, а пробелы в знаниях побуждают часть из них обращаться за помощью к преподавателю или самостоятельно добиться этих знаний.
Организация самостоятельной деятельности студентов с использованием Интернета предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию социальных и психологических личности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе учебной деятельности, вообще, и в организации самостоятельной работы студента, в частности, происходит изменение ведущих функций преподавателя и студента. От преподавателя требуется так организовать учебный процесс, чтобы вызвав у обучаемого потребность и интересс к изучению иностранного языка, вооружить его необходимыми навыками учебной деятельности. Наличие же у студентов желания изучать иностранный язык и сформированные умения интеллектуальной деятельности при помощи четкого выполнения самостоятельных работ создадут, в свою очередь, необходимые предпосылки для развития у них познавательной активности.
Литература:
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов./М-во образования Республики Беларусь. Могилев. 1998.
- Самостоятельная работа в обучении иностранных учащихся. Н. К. Григорьева.
- Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе./ Е. В. Заика. — М.: Харьков,1991.