Для многонациональной и многоконфессиональной России проблема построения межнациональных отношений, формирования представлений и стереотипов у подрастающего поколения о людях другой национальности является крайне актуальной. Причинами такой актуальности выступают кардинальные социально-политические преобразования, произошедшие в 90-е годы двадцатого столетия и резко изменившие этнические стереотипы с их повышенной эмоциональностью и устойчивостью, менталитет различных народов и сообществ, а так же социальное пространство на всей территории Российской Федерации, но особенно остро вышеприведенные преобразования коснулись народов Северного Кавказа, как одного из самых многонациональных на территории страны.
Межэтнические и межконфессиональные конфликты констатируются в последние десятилетия среди учащейся молодежи. Укрепление такой черты характера подростка, как агрессивность, является серьёзной опасностью, возникающей на пути личностного развития ребёнка в современном обществе. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, к их убеждениям чаще всего являются недостатком воспитания. Сложившаяся на территории Северного Кавказа ситуация в социальной, политической и культурной сферах требует неотложных решений, решение которых лежит в плоскости взаимодействия различных социальных институтов, в том числе и образовательных организаций.
В настоящее время основной задачей педагогов является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.
Принятые в последние годы нормативные документы закрепляют в качестве задач разработку мер, методов, механизмов, социокультурных технологий для формирования у граждан толерантного сознания. В число задач входят: воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности; формирование норм социального поведения; пропаганда миролюбия; повышение терпимости к этническим, религиозным и политическим разногласиям; умение вести межэтнический и межконфессиональный диалог; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, формирование готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям.
Формирование понимания и принятия другого начинается в раннем детстве и подвергается переосмыслению на протяжении всей жизни. В целом, проблема межнациональных отношений уходит корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития ребенка.
По мнению исследователей, состояние культуры межнациональных отношений и успешность в преодолении конфессиональных конфликтов зависит от умения воспринимать и соблюдать нормы общечеловеческой морали [3, с. 56]. Решение связанных с формированием культуры межнациональных отношенийпроблем основывается на выполнении задач воспитания уважения к людям разных национальностей, культивировании бережного отношения к их языкам и социальным ценностям, ориентации на общечеловеческие нравственные ценности, на стимулировании непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, на воспитании в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей [5, с. 78].
Исследователи обращают внимание на значимость принципа толерантности при взаимодействии представителей различных культур. Для достижения открытых отношений с людьми разных национальностей должно произойти интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять её особенности.
О сущности толерантного межкультурного взаимодействия и подготовки к нему в процессе образования писали А. Г. Асмолов, B. C. Библер, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьев, И. И. Халеева, В. И. Слободчиков, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви, и др. В современных исследованиях доминирующее положение занимает диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия и основывающийся на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия [1, 2, 6].
Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, отличного от себя. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения, и зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. В. С. Собкина отмечает высокую степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Как показывают исследования, почти каждый четвертый подросток принимает участие в подобных конфликтах. Склонны к проявлению интолерантного поведения около 10 % школьников. Уже в начальных классах среди школьников встречаются проявления элементов непринятия представителей других культур и национальностей. Явления наивного шовинизма среди детей, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и влиянию социально-психологического феномена преобладания чувства «толпы» [5, с.126].
Одним из средств гармонизации межнациональных отношений, по мнению исследователей, является воспитание культуры межнационального общения.
Согласно определению З. Т. Гасанова, культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству [3, с 51].
«В общении со взрослыми ребенок усваивает общественно важные критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности, — указывает Е. А. Кочетова. — В сфере отношений со сверстниками ребенок все это осваивает на практике, приобретая опыт самостоятельного решения этических проблем. Именно поэтому общение между детьми одного и того же возраста является важным психологическим условие развития нравственного сознания ребенка. Отсутствие или дефицит такого общения может осложнить формирование его нравственной сферы замедлить накопление багажа морально-этических понятий и представлений [4, с. 62].
Основы воспитания культуры межнационального общения закладываются в общеобразовательной школе. Важнейшей задачей современной педагогики при этом становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у детей уважения к истории и культуре своего народа, религиозным убеждения других народов. Однако, как показывает анализ практики работы в общеобразовательных школах, данной проблеме начинают уделять внимание только в старших классах, когда уже сформированы основные стереотипы взаимодействия и формы общения. Большинством педагогов не учитывается тот факт, что воспитание культуры межнационального общения особенно интенсивно идет в младшем школьном возрасте, являющемся наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания, в связи с чем на педагога должна быть возложена особая ответственность за правильную организацию процесса воспитания культуры межнационального общения у детей разных национальностей. Сегодня возникает необходимость воспитания культуры толерантности, главную роль в данном процессе занимают эмоции. Младшие школьники, прежде всего, чувствами воспринимают социальные ценности, которые формируются в процессе межличностного взаимодействия. Для младших подростков значимы функционально-ролевые отношения. Такие отношения фиксируют специфические особенности различных сфер жизнедеятельности и способствуют усвоению ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны авторитетного взрослого.
Таким образом, одной из проблем построения межнациональных отношений среди учащихся в образовательных организациях выступает проблема осознания педагогами младших классов значимости воспитания культуры межнационального общения, которое особенно интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, являющемся наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания.
Литература:
- Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность / А. Г. Асмолов // Семья и школа. — 2008. — № 11. — С. 32–35
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005
- Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 1996. — № 6. — С. 50–57.
- Кочетова Е. А. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников: дис… канд. пед. наук / Е. А. Кочетова. — М., 2006
- Собкин В. С. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Том X. Выпуск XVII / В. С. Собкин, З. Б. Абросимова, Д. В. Адамчук, Е. В. Баранова. — М.: Центр социологии образования РАО, 2005. — 359 с.
- Слободчиков В. И: Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков // Материалы для педагогических размышлений. — Биробиджан, 2003.