Настоящее содержание данной статьи посвящено проблеме изучения межличностных отношений, рассмотрены основные труды отечественных исследователей; изучены основные положения в работах отечественных психологов и педагогов.
Ключевые слова: межличностные отношения, компоненты межличностного взаимодействия, общественное сознание, вербальные и невербальные формы общения, конфликт.
Проблемы межличностных взаимоотношений затрагивается во всех междисциплинарных науках, психологии, социологии, философии, истории, правоведении. Социальная психология особую популярность получила в середины XX в.
Исследователи предлагали рассматривать влияние ментальности, человеческих взаимоотношений и психологии масс, как исторический процесс, поэтому и вопрос межличностных взаимоотношений и факторов, влияющих на них, стал ключевым во всей науки. Практически все социологии и психологи рассматривали в своих работах проблемы межличностных отношений. Очертим ключевые позиции авторов, используемых в данной работе.
Г. М. Андреева считает, что межличностные отношения — неотъемлемый компонент всего общественного сознания. По этому поводу Г. М. Андреева говорит так: «Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый вид отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений и вне их» [1, c.5].
Л. С. Выготский придерживается схожего мнения, что и Г. М. Андреевой. Л. С. Выготский считает, что общение выполняет не только коммуникативную функцию, но несет в себе генетический код. Как специалист по возрастной психологии он приводит в пример детей, которые свои манеры и правила общения заимствовали у своих родителей. А. В. Петровский придерживается схожей точки зрения. Он считает, что все взгляды, которые присущи личности, формируются в коллективе или социуме совместно. А. В. Петровский называет данный аспект — «феномен коллективского самосознания» [1, c. 23].
Классифицировала межличностные отношения Л. П. Буева. Автор считает, что любые межличностным отношениям присуща как формальная, так и неформальная сторона.
Формирование «я-концепции» у детей в различных социально-психологических условиях рассмотрели в своем коллективном труде И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, И. Н. Толстых. Они сравнивали детей, воспитывающихся в детских домах и в семьях, и пришли к выводу, что агрессивное поведение, которое присущи детям в детских домах, не дает им в дальнейшем нормально взаимодействовать в семье и с другими субъектами межличностных отношений. Их межличностное взаимодействие по большей части четко регламентировано.
М. С. Каган считает, что межличностные взаимоотношения формируют цели, которые преследуют субъекты этих отношений. По этому поводу М. С. Каган высказывался так: «Межличностное взаимодействие — это процесс взаимодействия двух или нескольких человек, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п.».
В. М. Соковнина В. М. отмечает, что межличностное общение имеет два вида вербальные и невербальные. Само по себе межличностное взаимодействие она определяет так: «Психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению».
В. Н. Куницына выделяет компоненты, которые присущи межличностным отношениям:
- В них принимают участие как минимум 2 человека, а иногда и группа людей
- Люди имеют возможность прикасаться друг другу, возможно тактильное общение;
- Каждый участник межличностного взаимодействия принимает во внимание особенности характера другого человека.
Одной с последних исследований, активно используемых в нашей работе, является труд Е. П. Ильина. Его работа посвящена проблемам межличностных отношений. В данной работе рассмотрены абсолютно все аспекты межличностных отношений: в коллективе рабочем, школьном, дошкольном, семейном и т. д. Работа отличается тем, что помимо вышеперечисленных групп автор рассматривает взаимоотношения в профессиональных группах, таких как образование и медицина. Где один из субъектов является авторитетом для другого.
Тамотсу Шибутани данный личностный компонент называет «межличностными реакциями» [1, c.320].
Евгений Ильин считает, что проблемы межличностного общения между родителями и детьми возникают из-за барьеров, которые свойственные родителям. Евгений Ильин выделяет 5 таких проблемных барьеров между взаимоотношениями детей и родителей:
1) Барьер занятости, когда родители заняты делами друг другом и работой, ребенок не важно какого возраста начинает ассоциировать себя с другими межличностными группами, семья перестает для ребенка быть воспитательным институтом.
2) Барьер возраста — это самый распространённый барьер, когда ни родители, ни дети не могут понять друг друга из-за возраста, так называемая проблема «отцов и детей».
3) Барьер старого стереотипа, когда родители относятся к своему ребенку как к малышу и пытаются полностью контролировать его жизнь.
4) Барьер воспитательных традиций, когда родители пытаются перенять воспитание своих родителей, как говорится в народе воспитывать дедовским методом.
5) Барьер дидактизма — это проблема, когда родители постоянно поучают своих детей вне зависимости от надобности [1, c.324]. Схожую градацию предлагает В. А. Кан-Калик он называет данные проблемы не барьерами, а неправильными моделями воспитания [3, c.51].
Выше мы рассмотрели основные межличностные проблемы родителей и детей, возникающие в семье. Теперь рассмотрим основные проблемы межличностных взаимоотношений, возникающих между мужем и женой в браке.
Данные проблемы межличностных взаимоотношений возникают иногда даже до вступления в брак на период выбора партнёра.
Проблема выбора партнера и представление о партнере естественным образом является гендерной. Зачастую женщины ищут себе мужчину выше по социальному статусу, а мужчины наоборот. Как показывает статистика, большинство мужчин выбирают себе спутницу жизни менее образованную, нежели он, и менее финансово обеспеченную.
Еще одной из проблем является психофизическая несовместимость супругов. Все это зависит от коммуникативных потребностей людей. Что они хотят реализовать в браке. Л. А. Коростылева считает, что примерно для всех людей они одинаковые:
1) оказывает поддержку в тяжелых ситуациях;
2) помогает скрасить досуг и избавится от чувства одинокости;
3) дает возможность реализовать репродуктивную функцию и познать радость материнства и отцовства.
Следует отметить, что у женщин спектр в удовлетворении коммуникативных потребностей намного шире и обладает некоторыми отличиями.
Одна из основных проблем межличностных взаимоотношений между супругами возникающая в семье это ведущая роль, «хозяин в доме». Зачастую такие проблемы возникают, когда формально семья имеет патриархальный тип, а фактически элитарный.
Если говорить проще, то нерешенные проблемы межличностных взаимоотношений между супругами непременно приведут к разводу. Е. П. Ильин предлагает определенный перечень совместимости супругов.
Таким образом, мы рассмотрели лишь некоторые проблемы межличностных взаимоотношений в семье. Можно сделать вывод, что проблемы между детьми и родителями возникают из-за неправильной модели семейного воспитания представлений родителей о воспитании детей. Проблемы между мужьями и женами возникают из-за разных когнитивных целей в браке, а также удовлетворенностью браком и положением брака.
Большинство проблем межличностного общения в рабочем коллективе перерастают в конфликты.
Н. В. Гришина в своем исследовании отмечает, что конфликты в процессе межличностного взаимоотношения в трудовом коллективе имеют «вертикальную» направленность, т. е. «руководитель — подчиненный» [1, c.124].
Для решения таких конфликтных ситуаций автор предлагает привлекать третье лицо в качестве судьи и примирителя.
Большинство трудовых конфликтов, по мнению Н. В. Гришиной, являются затяжными и происходят по вине руководителя. Зачастую именно руководитель вносит в последние слово, относительно организации той или иной деятельности. Если же руководитель является еще грубым и беспринципным, то конфликт в трудовом коллективе избежать практически не возможно.
Таким образом, мы выяснили, что межличностным взаимоотношениям присущи некоторые аспекты. Классическая схема включает в себя следующие составляющие: а) понимание друг друга в процессе взаимоотношений б) межличностная симпатия в) ролевое взаимодействие участников тех или иных взаимоотношений.
Проблема межличностных отношений подробно рассмотрена в трудах отечественных педагогов и психологов. В своих трудах авторы освещают такие вопросы, как понятие межличностных отношений, выявляют компоненты межличностных взаимоотношений, а также факторы, способствующие взаимодействую между людьми. Систематизируя труды, мы выявили три основные группы исследований: к первой группе относим труды, посвященные теоретическим аспектам межличностных взаимоотношений, компонентам и формам. Ко второй группе мы отнесли труды педагогов, которые рассматривали проблемы межличностных взаимоотношений среди детей и подростков. Третья группа исследований посвящена проблемам конфликтов в процессе межличностного взаимодействия среди людей в процессе их семейной и трудовой жизнедеятельности.
Литература:
- Гришина Н. В. Психология конфликта. — Спб.: Питер, 2001. — 448 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. Спб.: Питер, — 2009. — 321 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — 1977. М.: Педагогика, 1977. — 144 с.
- Литвинцева Н. А. Женская психология. — М.: Мысль, 1994. — 320с.
- Соковнин В. М. Общение интердиктивное и фасциногенное. Екатеринбург, АФА, 2011. — 493 с.