Экономико-географическое положение Северокавказского федерального округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 28.01.2016

Статья просмотрена: 5549 раз

Библиографическое описание:

Гасанзаде, З. Р. Экономико-географическое положение Северокавказского федерального округа / З. Р. Гасанзаде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 394-397. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25663/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

  1.              Основные территориальные отношения.

Положение по отношению к основным экономическим объектам.

а)                Транспортно-географическое положение.

Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главной железнодорожной магистралью является линия Миллерово — Ростов — Армавир — Гудермес — Махачкала — Баку. От нее отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная концентрация перевозок и перенасыщение поездами. Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и особенно с восточными районами России.

Во внутрирайонных перевозках преобладает (85 %) автомобильный транспорт. Выход территории Северного Кавказа к морям обеспечивает внешнеэкономические связи Российской Федерации со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока и Южной Европы, имеют не только внутреннее, но и внешнеторговое значение. Морские перевозки осуществляются через порты Махачкалы и Дербента.

Речное судоходство развито на Дону, Кубани, Северском Донце.

Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт: по территории района проходят трубопроводы КТК, трубопровод Баку-Новороссийск и участок Голубого потока.

б)                Промышленно-географическое положение.

Крупнейшими обрабатывающими промышленными центрами относительно СКФО являются Ростов-на-Дону (химическая, пищевая, легкая промышленности; сельскохозяйственное машиностроение, металлообработка), Краснодар (нефтеперерабатывающая, пищевая, легкая промышленности; машиностроение и металлообработка), Астрахань (судостроительная и судоремонтная, лесная и деревообрабатывающая, рыбная) и Волгоград (химическая, нефтеперерабатывающая, пищевая, строительная промышленности; машиностроение и металлообработка). В самом СКФО крупнейшими промышленными центрами являются Махачкала, Грозный, Нальчик, Пятигорск и Ставрополь.

Основой экономики Северного Кавказа является электроэнергетика. Во многих районах Северного Кавказа построены тепловые и гидравлические электростанции. Наиболее крупные тепловые электростанции созданы в Грозном (Чеченская республика) и Невинномыске (Ставропольский край), а среди гидроэлектростанций выделяются Гизельдонская (Северная Осетия — Алания) и Баксанская (Кабардино-Балкария) на притоках Терека, Чирюртская на р. Сулак (р. Дагестан). Построен каскад гидроэлектростанций на р. Сулак, в числе которых крупная Чиркейская ГЭС (Дагестан), а также каскад ГЭС на Кубань-Калаусском канале в Ставропольском крае. Построена также Ирганайская ГЭС в Дагестане. Энергосистема района соединена с Донбассом и Поволжьем. Богатые гидроэнергетические ресурсы района оцениваются в 127 млрд. кВт.ч.

в)                Аграрно-географическое положение.

В сельском хозяйстве района общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 13,22 млн. га, из них 4 млн. составляют посевные площади; 55 % продукции приходится на отрасль растениеводства, 45 % — на животноводство. Благоприятные почвенно-климатические условия обеспечивают выращивание 80 сельскохозяйственных культур и развитие высокопродуктивного животноводства. СКФО входит в число приоритетных регионов в РФ по возможностям развития агропромышленного комплекса, в том числе субтропического хозяйства. Агропромышленный комплекс Северо-Кавказского федерального округа вносит весомый вклад в продовольственную безопасность всей страны — 50 % собираемого в России урожая винограда, более 10 % зерна, плодов, ягод и овощей, а так же более 7 % сахарной свеклы. В хозяйствах Северо-Кавказского федерального округа содержится 10,6 % поголовья крупного рогатого скота и 38,2 % поголовья овец и коз хозяйств Российской Федерации. На долю СКФО приходится 7,4 % молока и 43,8 % шерсти, производимых в стране. В округе также развивается свиноводство, птицеводство и пчеловодство. По площади посевов озимой пшеницы, кукурузы, риса, подсолнечника с самой низкой себестоимостью в стране лидирует Ставропольский край. В степной зоне выращивают гречиху, в засушливых регионах просо, а на поливных землях Дагестана рис. В дальнейшем (до 2020 года) государственными органами прогнозируется рост индексов производства сельского хозяйства.

г)                 Демографическое положение.

Район густо заселен. При относительно небольшой площади, Северный Кавказ обладает третьим по численности населением в России. Демографические показатели разных частей района сильно отличаются друг от друга. Средняя плотность населения — около 55,7 чел./км2, что в 7 раз выше, чем в среднем по России; наибольшая плотность отмечается в предгорных районах, меньшую плотность имеют Ставрополье и Дагестан. Северный Кавказ сочетает высокий демографический потенциал с разнообразием социальных и демографических структур населения по этническим, конфессиональным, воспроизводственным признакам. Он по уровню урбанизации значительно отстает от других и является самым сельским в Российской Федерации. В районе высокий естественный прирост населения и избыток трудовых ресурсов. Среди жителей по национальному составу выделяются русские, чеченцы, аварцы, даргинцы, кабардинцы, всего в округе проживает более 25 национальностей.

д)                Рекреационно-географическое положение.

Северный Кавказ занимает выдающееся место в России по своим бальнеологическим и грязевым ресурсам, составляющим основу его развитого курортного хозяйства. Широкая сеть санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха, туристских гостиниц в сочетании с возможностями размещения туристов в жилом фонде частного сектора создают большие перспективы для туристов. Наибольшее значение имеет на Северном Кавказе лечебный туризм, по которому он занимает первое место в России. Большие возможности также у оздоровительного туризма. Степной воздух, горы, морские купания, богатая и разнообразная растительность, особенно на морских побережьях и в горах, обилие фруктов, винограда и южных овощей — все это условия для полноценного отдыха, особенно для туристов из северных и центральных районов страны. Северный Кавказ представляет уникальные возможности для горного туризма, особенно горнолыжного. В пределах Северного Кавказа можно выделить восемь основных туристских районов, каждый из которых обладает своими особенностями в организации туризма, его направленности и разными возможностями в отношении количества принимаемых туристов. Эти районы следующие: Черноморское побережье Кавказские минеральные воды; Нальчик; районы Теберды. Архыза, Домбая; Приэльбрусье Каспийское побережье Дагестана; Горный Дагестан; Приазовье.

  1.              Положение по отношению к ареалам.

На уровне ФО все субъекты являются периферийными. Респ. Дагестан и Ставропольский край граничат с Южным ФО, т. е. имеют интерареальное положение. В рамках страны Карачаево-Черкесская респ., Кабардино-Балкарская респ., респ. Ингушетия, респ. Сев. Осетия — Алания, Чеченская респ. и респ. Дагестан имеют приграничное положение — граничат с Абхазией, Грузией, Юж. Осетией и Азербайджаном. Ставропольский край на этом уровне рассмотрения имеет глубинное положение.

  1.              Производные территориальные отношения.

По территории всех субъектов СКФО пролегает главная железная дорога этого региона — Северо-Кавказская железная дорога — филиал компании ОАО «РЖД», соединяет территории юга России от Азовского и Чёрного морей на западе до Каспийского моря на востоке. Она пересекается с Приволжской железной дорогой и Юго-Восточной железной дорогой, т. о. соединяя СКФО с регионом Нижней Волги и среднего течения Дона, а также с Центральным ФО. Кроме того, она соединяется с Украинскими, Абхазскими и Азербайджанскими железными дорогами. Пассажиропотоки формируются главным образом в курортных направлениях, основными из которых являются Минеральные Воды и г. Пятигорск. Грузопотоки основной массой идут в два крупнейших порта округа — Махачкалинский и Дербентский.

В СКФО развита сеть нефте- и газопроводов, имеющих не только региональное, но и международное значение. Нефтепровод Баку — Новороссийск — трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний. В систему КТК поступает нефть в основном с обширных месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей. Нефть транспортируется до Морского терминала компании в поселке Южная Озереевка (г. Новороссийск), где загружается на танкеры для отправки на мировые рынки.

Наиболее загруженными аэропортами по пассажиропотоку являются Пашковский (Краснодарский кр.), аэропорт Сочи и аэропорт Минеральные Воды. Краснодарский аэропорт входит в десятку крупнейших аэропортов России по пассажиропотоку.

  1.              Эволюция и перспективы изменения ЭГП.

Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорске был выделен из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. До этого все субъекты нынешнего СКФО входили в Южный федеральный округ, образованный в 2000 году приказом президента В. В. Путина наравне с еще шестью федеральными округами. СКФО стал единственным округом, почти полностью состоявшим из национальных республик. Еще со времен распада СССР он был наиболее пострадавшим: отрицательными аспектами были социально-экономическая обстановка и дестабилизирование межнациональными конфликтами и военными действиями в Чечне. Они оказывали и до сих пор оказывают негативное воздействие на рейтинг предпринимательского и инвестиционного климата, несмотря на исключительно благоприятные природные условия. Другими проблемами являются наличие высокого уровня коррупции и кланового управления субъектами, входящими в этот регион, высокой доли теневой экономики, что наносит колоссальный вред экономике региона. Задачу решения всех этих проблем ставит перед собой и главами субъектов СКФО руководство страны, предлагая опираться на благоприятные факторы — хорошее географическое положение, богатые природные ресурсы, а также благоприятный климат и большой трудовой потенциал. Ещё одним фактором будущего благополучия этого региона будет служить его приграничное положение с Азербайджаном, Грузией, Северной Осетией и Абхазией, служащее большим толчком в развитии торговли. Также особое внимание, уделяемое государством Северо-Кавказскому Федеральному Округу, является немаловажным аспектом в развитии этих субъектов. Немаловажна и роль вышеупомянутого законопроекта «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», который должен в конечном итоге решить основные социальные и экономические проблемы СКФО. Таким образом, главная перспектива изменения экономико-географического положения округа — вывести экономические и социальные показатели округа на средний уровень по России с основной опорой на географическое ресурсы.

Стоит отметить, что в настоящее время существует перспектива отделения Ставропольского края от СКФО и присоединения его к Южному федеральному округу. Такие тенденции и настроения населения Ставрополья объясняются негативным влиянием республик на криминогенную и террористическую обстановку, экономическую и миграционную нагрузку этого края.

 

Литература:

 

  1.              «Федеральная служба государственной статистики». URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/
Основные термины (генерируются автоматически): Северный Кавказ, дагестан, Ставропольский край, Россия, Северо-Кавказский федеральный округ, новороссийск, пятигорск, Российская Федерация, Северная Осетия, Южный федеральный округ.


Похожие статьи

Особенности развития сельских территорий Северо-Кавказского федерального округа

Экономико-географические особенности развития межрегиональных экономических отношений Чеченской Республики

Инновационный путь развития сельского хозяйства Северо-Кавказского федерального округа

Диагностика отраслевой структуры Северокавказского федерального округа

Экономико-географические особенности развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики

Диагностика территориальной структуры Северокавказского федерального округа

Экономическое развитие районов таможенного контроля Еврейской автономной области

Диагностика демографической структуры Северокавказского федерального округа

Институциональные особенности организации производства в сельском хозяйстве Северо-Кавказского региона

Экономико-географические особенности использования лесных ресурсов Чеченской Республики

Похожие статьи

Особенности развития сельских территорий Северо-Кавказского федерального округа

Экономико-географические особенности развития межрегиональных экономических отношений Чеченской Республики

Инновационный путь развития сельского хозяйства Северо-Кавказского федерального округа

Диагностика отраслевой структуры Северокавказского федерального округа

Экономико-географические особенности развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики

Диагностика территориальной структуры Северокавказского федерального округа

Экономическое развитие районов таможенного контроля Еврейской автономной области

Диагностика демографической структуры Северокавказского федерального округа

Институциональные особенности организации производства в сельском хозяйстве Северо-Кавказского региона

Экономико-географические особенности использования лесных ресурсов Чеченской Республики

Задать вопрос