- Основные территориальные отношения.
Положение по отношению к основным экономическим объектам.
а) Транспортно-географическое положение.
Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главной железнодорожной магистралью является линия Миллерово — Ростов — Армавир — Гудермес — Махачкала — Баку. От нее отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная концентрация перевозок и перенасыщение поездами. Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и особенно с восточными районами России.
Во внутрирайонных перевозках преобладает (85 %) автомобильный транспорт. Выход территории Северного Кавказа к морям обеспечивает внешнеэкономические связи Российской Федерации со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока и Южной Европы, имеют не только внутреннее, но и внешнеторговое значение. Морские перевозки осуществляются через порты Махачкалы и Дербента.
Речное судоходство развито на Дону, Кубани, Северском Донце.
Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт: по территории района проходят трубопроводы КТК, трубопровод Баку-Новороссийск и участок Голубого потока.
б) Промышленно-географическое положение.
Крупнейшими обрабатывающими промышленными центрами относительно СКФО являются Ростов-на-Дону (химическая, пищевая, легкая промышленности; сельскохозяйственное машиностроение, металлообработка), Краснодар (нефтеперерабатывающая, пищевая, легкая промышленности; машиностроение и металлообработка), Астрахань (судостроительная и судоремонтная, лесная и деревообрабатывающая, рыбная) и Волгоград (химическая, нефтеперерабатывающая, пищевая, строительная промышленности; машиностроение и металлообработка). В самом СКФО крупнейшими промышленными центрами являются Махачкала, Грозный, Нальчик, Пятигорск и Ставрополь.
Основой экономики Северного Кавказа является электроэнергетика. Во многих районах Северного Кавказа построены тепловые и гидравлические электростанции. Наиболее крупные тепловые электростанции созданы в Грозном (Чеченская республика) и Невинномыске (Ставропольский край), а среди гидроэлектростанций выделяются Гизельдонская (Северная Осетия — Алания) и Баксанская (Кабардино-Балкария) на притоках Терека, Чирюртская на р. Сулак (р. Дагестан). Построен каскад гидроэлектростанций на р. Сулак, в числе которых крупная Чиркейская ГЭС (Дагестан), а также каскад ГЭС на Кубань-Калаусском канале в Ставропольском крае. Построена также Ирганайская ГЭС в Дагестане. Энергосистема района соединена с Донбассом и Поволжьем. Богатые гидроэнергетические ресурсы района оцениваются в 127 млрд. кВт.ч.
в) Аграрно-географическое положение.
В сельском хозяйстве района общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 13,22 млн. га, из них 4 млн. составляют посевные площади; 55 % продукции приходится на отрасль растениеводства, 45 % — на животноводство. Благоприятные почвенно-климатические условия обеспечивают выращивание 80 сельскохозяйственных культур и развитие высокопродуктивного животноводства. СКФО входит в число приоритетных регионов в РФ по возможностям развития агропромышленного комплекса, в том числе субтропического хозяйства. Агропромышленный комплекс Северо-Кавказского федерального округа вносит весомый вклад в продовольственную безопасность всей страны — 50 % собираемого в России урожая винограда, более 10 % зерна, плодов, ягод и овощей, а так же более 7 % сахарной свеклы. В хозяйствах Северо-Кавказского федерального округа содержится 10,6 % поголовья крупного рогатого скота и 38,2 % поголовья овец и коз хозяйств Российской Федерации. На долю СКФО приходится 7,4 % молока и 43,8 % шерсти, производимых в стране. В округе также развивается свиноводство, птицеводство и пчеловодство. По площади посевов озимой пшеницы, кукурузы, риса, подсолнечника с самой низкой себестоимостью в стране лидирует Ставропольский край. В степной зоне выращивают гречиху, в засушливых регионах просо, а на поливных землях Дагестана рис. В дальнейшем (до 2020 года) государственными органами прогнозируется рост индексов производства сельского хозяйства.
г) Демографическое положение.
Район густо заселен. При относительно небольшой площади, Северный Кавказ обладает третьим по численности населением в России. Демографические показатели разных частей района сильно отличаются друг от друга. Средняя плотность населения — около 55,7 чел./км2, что в 7 раз выше, чем в среднем по России; наибольшая плотность отмечается в предгорных районах, меньшую плотность имеют Ставрополье и Дагестан. Северный Кавказ сочетает высокий демографический потенциал с разнообразием социальных и демографических структур населения по этническим, конфессиональным, воспроизводственным признакам. Он по уровню урбанизации значительно отстает от других и является самым сельским в Российской Федерации. В районе высокий естественный прирост населения и избыток трудовых ресурсов. Среди жителей по национальному составу выделяются русские, чеченцы, аварцы, даргинцы, кабардинцы, всего в округе проживает более 25 национальностей.
д) Рекреационно-географическое положение.
Северный Кавказ занимает выдающееся место в России по своим бальнеологическим и грязевым ресурсам, составляющим основу его развитого курортного хозяйства. Широкая сеть санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха, туристских гостиниц в сочетании с возможностями размещения туристов в жилом фонде частного сектора создают большие перспективы для туристов. Наибольшее значение имеет на Северном Кавказе лечебный туризм, по которому он занимает первое место в России. Большие возможности также у оздоровительного туризма. Степной воздух, горы, морские купания, богатая и разнообразная растительность, особенно на морских побережьях и в горах, обилие фруктов, винограда и южных овощей — все это условия для полноценного отдыха, особенно для туристов из северных и центральных районов страны. Северный Кавказ представляет уникальные возможности для горного туризма, особенно горнолыжного. В пределах Северного Кавказа можно выделить восемь основных туристских районов, каждый из которых обладает своими особенностями в организации туризма, его направленности и разными возможностями в отношении количества принимаемых туристов. Эти районы следующие: Черноморское побережье Кавказские минеральные воды; Нальчик; районы Теберды. Архыза, Домбая; Приэльбрусье Каспийское побережье Дагестана; Горный Дагестан; Приазовье.
- Положение по отношению к ареалам.
На уровне ФО все субъекты являются периферийными. Респ. Дагестан и Ставропольский край граничат с Южным ФО, т. е. имеют интерареальное положение. В рамках страны Карачаево-Черкесская респ., Кабардино-Балкарская респ., респ. Ингушетия, респ. Сев. Осетия — Алания, Чеченская респ. и респ. Дагестан имеют приграничное положение — граничат с Абхазией, Грузией, Юж. Осетией и Азербайджаном. Ставропольский край на этом уровне рассмотрения имеет глубинное положение.
- Производные территориальные отношения.
По территории всех субъектов СКФО пролегает главная железная дорога этого региона — Северо-Кавказская железная дорога — филиал компании ОАО «РЖД», соединяет территории юга России от Азовского и Чёрного морей на западе до Каспийского моря на востоке. Она пересекается с Приволжской железной дорогой и Юго-Восточной железной дорогой, т. о. соединяя СКФО с регионом Нижней Волги и среднего течения Дона, а также с Центральным ФО. Кроме того, она соединяется с Украинскими, Абхазскими и Азербайджанскими железными дорогами. Пассажиропотоки формируются главным образом в курортных направлениях, основными из которых являются Минеральные Воды и г. Пятигорск. Грузопотоки основной массой идут в два крупнейших порта округа — Махачкалинский и Дербентский.
В СКФО развита сеть нефте- и газопроводов, имеющих не только региональное, но и международное значение. Нефтепровод Баку — Новороссийск — трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний. В систему КТК поступает нефть в основном с обширных месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей. Нефть транспортируется до Морского терминала компании в поселке Южная Озереевка (г. Новороссийск), где загружается на танкеры для отправки на мировые рынки.
Наиболее загруженными аэропортами по пассажиропотоку являются Пашковский (Краснодарский кр.), аэропорт Сочи и аэропорт Минеральные Воды. Краснодарский аэропорт входит в десятку крупнейших аэропортов России по пассажиропотоку.
- Эволюция и перспективы изменения ЭГП.
Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорске был выделен из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. До этого все субъекты нынешнего СКФО входили в Южный федеральный округ, образованный в 2000 году приказом президента В. В. Путина наравне с еще шестью федеральными округами. СКФО стал единственным округом, почти полностью состоявшим из национальных республик. Еще со времен распада СССР он был наиболее пострадавшим: отрицательными аспектами были социально-экономическая обстановка и дестабилизирование межнациональными конфликтами и военными действиями в Чечне. Они оказывали и до сих пор оказывают негативное воздействие на рейтинг предпринимательского и инвестиционного климата, несмотря на исключительно благоприятные природные условия. Другими проблемами являются наличие высокого уровня коррупции и кланового управления субъектами, входящими в этот регион, высокой доли теневой экономики, что наносит колоссальный вред экономике региона. Задачу решения всех этих проблем ставит перед собой и главами субъектов СКФО руководство страны, предлагая опираться на благоприятные факторы — хорошее географическое положение, богатые природные ресурсы, а также благоприятный климат и большой трудовой потенциал. Ещё одним фактором будущего благополучия этого региона будет служить его приграничное положение с Азербайджаном, Грузией, Северной Осетией и Абхазией, служащее большим толчком в развитии торговли. Также особое внимание, уделяемое государством Северо-Кавказскому Федеральному Округу, является немаловажным аспектом в развитии этих субъектов. Немаловажна и роль вышеупомянутого законопроекта «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», который должен в конечном итоге решить основные социальные и экономические проблемы СКФО. Таким образом, главная перспектива изменения экономико-географического положения округа — вывести экономические и социальные показатели округа на средний уровень по России с основной опорой на географическое ресурсы.
Стоит отметить, что в настоящее время существует перспектива отделения Ставропольского края от СКФО и присоединения его к Южному федеральному округу. Такие тенденции и настроения населения Ставрополья объясняются негативным влиянием республик на криминогенную и террористическую обстановку, экономическую и миграционную нагрузку этого края.
Литература:
- «Федеральная служба государственной статистики». URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/