В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкивается калининградский бизнес, и основные меры, направленные на их разрешение.
Ключевые слова: бизнес, Калининградская область, схлопывание, поддержка, налоги, «Проблема-2016».
Последние годы развития российской экономики показали, что она столкнулась не с циклическим (как изначально предполагалось), а структурным кризисом, вызванным недостаточной диверсификацией производства и сильной зависимостью от рынка энергоресурсов. Помимо этого наслоились проблема высокой инфляции (12,9 % за 2015 год), с которой пытаются бороться сокращением денежной массы, и дефицита бюджета (3 % от ВВП). Как результат: замедление экономического роста (-3,5 %) и «схлопывание» внутреннего рынка.
Одним из главных инструментов выхода из сложившейся ситуации эксперты видят развитие малого и среднего бизнеса за счёт его стимулирования, снижения административного давления и полной отмены уплаты налогов для индивидуальных предпринимателей. Стоит отметить, что данную идею неоднократно высказывал и президент Российской Федерации.
Безусловно, сложившаяся ситуация касается всех регионов России, и Калининградская область не является исключением. Помимо общероссийских трудностей, у самого западного региона страны имеется и собственная проблема. С 2016 года в области перестаёт функционировать особая экономическая зона.
Всё вышеизложенное стало стимулом к проведению исследования, целью которого стало знакомство с основными способами поддержки бизнеса в Калининградской области.
Всего на 1 января 2016 года в Калининградской области насчитывается 54549 предприятий (из них 38013 в Калининграде) и 29277 индивидуальных предпринимателей (из них 16116 в Калининграде). Их распределение (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по различным сферам деятельности представлено на рисунке 1.
Для поддержки малого и среднего бизнеса в регионе создан «Фонд поддержки предпринимательства Калининградской области», функционирующий на основе добровольных имущественных взносов и выполняющий ряд следующих задач:
- консалтинговое сопровождение;
- проведение семинаров и тренингов;
- кредитование малого бизнеса по ставке 10 % сроком на один год.
Бюджет данного фонда составляет около 25 миллионов рублей (14 из которых уходят на обеспечение функционирования фонда, 5,2 млн. рублей на поддержку экспортно ориентированных субъектов бизнеса, 4,9 млн. рублей на проведение тренингов и курсов повышения квалификации) [6].
Рис. 1. Распределение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по сферам экономической деятельности в Калининградской области [4]
Одной из главных трудностей региона последних лет является решение так называемой «Проблемы-2016», связанной с прекращением действия режима особой экономической зоны (ОЭЗ). Режим ОЭЗ действует в Калининградской области с 1 апреля 2006, согласно которому для её резидентов действуют следующие преференции: первые 6 лет ставка по налогу на прибыль — 0 %; с 7 по 12 год — 50 % действующей ставки, арендная плата не взимается и самое главное — отсутствуют таможенные пошлины.
Однако с 1 апреля 2016 все предусмотренные льготы прекратят своё действие, поскольку по правилам ВТО, членом которой Россия является с 2012 года, товары, экспортируемые из ОЭЗ на остальную таможенную территорию государства, и (или) импортные компоненты произведенных в ОЭЗ товаров должны подпадать под нормальный таможенный режим, т. е. в полном объеме облагаться таможенными и налоговыми платежами.
По состоянию на 1 января 2015 резидентами ОЭЗ были зарегистрированы 100 предприятий, преимущественно занимающихся реализацией инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях, транспорте и строительстве. Количество занятых в этих компаниях оценивалось в районе 12000 (2,3 % от экономически активного населения области) человек. На первый взгляд, кажется, что доля данных предприятий в общем количестве не так уж велика, но это касается только резидентов ОЭЗ. Пользователями таможенных льгот являются порядка 20 % всех компаний региона, на которых трудится около 50000 человек (9,5 % от экономически активного населения), а если учесть действие мультипликативного эффекта, то под угрозой оказываются порядка 170000 человек (32,4 % от экономически активного населения), а это уже имеет серьёзные масштабы. По этой причине последние несколько лет данной проблеме уделялось большое внимание, в том числе на уровне Правительства РФ. Путь разрешения сложившейся ситуации был найден в ежегодной выплате субсидий в размере 66 млрд. руб. с ежегодным снижением сумы на 5 % начиная с 2020 года. Однако стоит отметить, что у выбранной меры есть свой недостаток: выделяемые субсидии попадают под налогообложение.
Ещё одной программой поддержки бизнеса в регионе является городская муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе «Город Калининград», бюджет которой на период с 2015 по 2018 г.г. составляет 2492, 56 тыс. руб. Её приоритетными направлениями являются:
- организация семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства, безработных граждан и учащейся молодежи;
- организация участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности в России и за рубежом;
- консультирование граждан по вопросам предпринимательства.
Главной целью программы является увеличение числа малых и средних предприятий (МСП) с 907,9 ед. в 2014 году до 945,0 ед. в 2018 году на 10 000 жителей городского округа «Город Калининград», а также увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) работников всех предприятий и организаций с 33,5 % в 2014 году до 43 % в 2018 году [3].
Важную роль в поддержке бизнеса играют особенности налогообложения. На территории городского округа «Город Калининград» и области активно применяются специальные режимы налогообложения, такие как упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (не получила широкого распространения на территории города и области) и патентная система налогообложения, которые позволяют оптимизировать налоговую нагрузку на малый бизнес.
С 2006 года на территории Калининградской области властями введен единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности для субъектов малого предпринимательства. Согласно данной системе налогообложения установлены корректирующие коэффициенты, которые учитывают особенности ведения предпринимательской деятельности в городском округе. В результате применения данного режима налогообложения была значительно снижена налоговая нагрузка в сравнении с субъектами предпринимательства, использующими иную систему налогообложения.
Ещё одним инструментом поддержки развития бизнеса можно считать введение в регионе с 1 января 2013 года патентной системы налогообложения. Закон, подтверждающий введение в калининградской области патентной системы налогообложения был принят 22.10.2012.
Патентная система налогообложения особенно удобна тем, кто ведет сезонный бизнес. Кроме того, применение патентной системы налогообложения позволяет индивидуальным предпринимателям избавиться от трудностей, возникающих при ведении бухгалтерского учета и предоставления деклараций.
Также стоит отметить, что был принят Закон Калининградской области от 25 ноября 2015 г. N 469 «Об установлении налоговой ставки в размере ноля процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения», который вступил в силу с 1 января 2016 года и будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно. Согласно данному закону вводится нулевая налоговая ставка для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрировавшихся в качестве ИП, использующих упрощенную и патентную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах [1].
В начале работы отмечалось, что в России начался процесс «схлопывания» рынка. Калининградская область, к сожалению, является ярким подтверждением данного процесса. Она занимает первое место в Северо-Западном федеральном округе по масштабам спада производства за январь-ноябрь 2015 года (-8,3 %) по отношению к аналогичному периоду предшествующего года, следом идёт Санкт-Петербург (-7,9 %). А вот, к слову, в Мурманской области наоборот наблюдается рост свыше 6 % (рисунок 2).
Общее падение обрабатывающих производств в самом западном регионе составило 15,5 %. По сравнению с 2013 годом в Калининградской области сократились объёмы производства автомобилей, телевизоров и пылесосов на 60,7 %, 16,5 % и 69,5 % соответственно.
Рис. 2. Изменение промышленного производства в СЗФО [5]
Таким образом, на территории региона используют различные меры по поддержке малого и среднего бизнеса, такие как:
- создан «Фонд поддержки предпринимательства Калининградской области»;
- действует программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе «Город Калининград», главной целью деятельности которой является увеличение числа алых и средних предприятий;
- на территории региона активно применяются специальные режимы налогообложения, которые позволяют оптимизировать налоговую нагрузку на малый бизнес;
- в бюджете области заложены выплаты субсидий компаниям, которые столкнутся с проблемами после отмены режима ОЭЗ.
Насколько эффективными окажутся данные меры — покажет время. Пока с уверенностью можно только заявить, что бизнес в Калининградской области вошёл в тяжёлую полосу и ему необходима помощь, чтобы из неё выбраться.
Литература:
- Информационно-правовой портал Гарант.ру: [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/(Дата обращения: 20.01.2016).
- Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области: [Электронный ресурс]. URL:http://minprom.gov39.ru/ (Дата обращения: 20.01.2016).
- Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград»: [Электронный ресурс]. URL:http://www.klgd.ru/ (Дата обращения 17.01.2016).
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области: [Электронный ресурс]. URL: http://kaliningrad.gks.ru/ (Дата обращения: 15.01.2016).
- Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 17.01.2016).
- Фонд поддержки предпринимательства Калининградской области: [Электронный ресурс]. URL: http://fpp.fpmp39.ru/ (Дата обращения: 17.01.2016).
- Центральный банк Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/ (Дата обращения: 20.01.2016).