Расширение экономических, политических и культурных связей Республики Узбекистан с другими государствами и межгосударственная интеграция в области образования в республике и в мировом сообществе потребовали преобразования всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения. «Современные условия требуют рассматривать систему народного образования как единый комплекс всех его звеньев, обеспечивающих дошкольную подготовку детей, получение общего и специального образования, профессиональной подготовки, духовного и нравственного становления молодых людей как личностей. Для этого необходимо существенно укрепить образовательную школу, систему высшего и среднего специального образования, обновить учебные программы, обогатить их сокровищами мировой культуры…» (2)
За последние годы уже немало положительного достигнуто в образовательной сфере. Однако система образования еще не активизирует в должной степени внутренние мотивы учения. По данным психологических исследований, образование должно быть двусторонним процессом, то есть в результатах образования должен быть заинтересован как учитель, так особенно и ученик. Чтобы достичь этого результата, необходимо не забывать о единстве процессов учения и воспитания. Для формирования постоянного интереса школьников к учению следует создавать временные, внешние мотивы обучения и через них подходить к внутренним. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребенка, которое в свою очередь, достигается с помощью стимулов.
Каковы же эти стимулы?
- Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи.
- Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. Здесь при определении степени сложности заданий необходимо учитывать уровень развития учащихся.
- Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой.
- Получение эстетического наслаждения (выбор примеров, текстов, заданий).
- Эмоциональное благополучие ученика в классе (Психологическая комфортность).
Эмоциональное благополучие ученика в коллективе обеспечивают следующие факторы:
индивидуальный подход к каждому обучаемому;
самостоятельная работа;
самоконтроль;
доверие учителя;
ролевая игра;
доброжелательное отношение к детям.
Одним из условий успешного достижения учебно-воспитательных целей обучения в современной школе является использование новых технологий или нетрадиционных форм обучения.
Нетрадиционные формы обучения — это путь к воспитанию творческой личности. Нетрадиционные уроки способствуют возникновению открытого диалога между учителем и учеником, создают возможность выражения каждым ученикам собственного «я». На таких уроках всегда есть установка на совместную работу, на сотрудничество: «Мы услышим, мы увидим, мы почувствуем…»
Для чего нужны нестандартные уроки?
Во-первых, методического разнообразия требует сам изучаемый материал.
Во-вторых, необходимость методического разнообразия диктуется самим характером школьной жизни, представляющей собой прежде всего бесконечную повторяемость.
В-третьих, если каждое занятие будет иметь свое индивидуальное лицо, оно будет иметь влияние на психофизиологические закономерности памяти.
Наиболее весомый аргумент в пользу нестандартных уроков носит не психофизиологический, а чисто психологический характер. Именно такие уроки необходимы для воспитания творческой личности.
На протяжении многих лет ученые — методисты и опытные педагоги изучали различные методики, научные статьи как отечественных, так и зарубежных коллег, пытались изменить формы и методы обучения. В результате долгих поисков, апробирования новых учебников выработалась новая технология, это технология нетрадиционного обучения. Как и всякая технология она имеет свои особенности, свою методику.
Технология нетрадиционного обучения состоит из нескольких этапов:
I этап. Диагностика знаний учащихся. Виды диагностики.
II этап. Методическая система обучения на основе опорных конспектов.
III этап. Нестандартные уроки, нестандартные задания. Виды и методика проведения нестандартных уроков.
IY этап. Обучение, погруженное в общение. Виды творческих работ методом общения.
Y этап. Формы контроля и самоконтроля.
YI этап. Интегрированное обучение.
YII этап. Методика работы над развитием воспитания учащихся.
Эта новая технология предполагает значительные сдвиги в самой технологии обучения.
- Учебное взаимодействие изменяет позицию ученика и роль учителя. Ученик из объективной личности превращается в субъективную, активно действующую. Педагог из «непререкаемого авторитета» должен превратиться во внимательного и заинтересованного собеседника, сотрудника.
- Подача материала крупными блоками в системе.
- Постановка «открытых» вопросов. (т. е. таких, которое заранее ориентированы не на «единый — правильный ответ», а на высказывание различных точек зрения на проблему.)
- Определение собственной позиции, как нейтральной что дает учащимся возможность во время занятия высказывать и «правильные» и «неправильные» точки зрения без боязни.
- Визуальные приёмы на уроке: выражение лица, движения, зрительный контакт.
- Акустические приёмы: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы.
- Тактильные: расстояние между говорящими (далёкое — близкое), прикосновения....
- Анализ и самоанализ занятия: что, как и почему происходило на занятии: где «взаимодействие» «зависало», с чем это было связано.
- Ведение заметок, помогающих отслеживать течение занятий, кульминацию, результативность.
Типология нетрадиционных уроков очень разнообразна, но все таки их можно систематизировать и разбить на группы. Это прежде всего проблемные уроки (урок — лекция, урок — диспут, урок — дискуссия, урок — семинар, урок — экскурсия); учебно-педагогические игры (игры с использованием сказочного сюжета, учебные игры — фантазии, деловые игры, соревновательные игры); театрализованные уроки (урок — театр, урок — концерт, урок — спектакль, урок — пресс-конференция, литературный бал героев, урок — маскарад); интегрированные уроки (гуманитарные, естественно-гуманитарные, гуманитарно-математические, комплексные).
Известно, что разнообразие содержания и форм учебного материала значительно повышает эффективность учебного процесса.
Использование нетрадиционной технологии в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.
Ученик постоянно должен видеть перед собой примеры творчества педагогов, тогда он сам все время учится творчеству. И уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.
В заключении отметим, что для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления обучающихся необходимо применять на занятиях современные педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся. Использование на занятиях проблемных ситуаций, применение заданий поискового характера востребованы в сегодняшней образовательной системе, так как вся «система рассуждений в процессе выполнения заданий поискового характера — творческий процесс, путь поиска и находок». (4)
Литература:
- Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Т.,2003.
- Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. –Т.Узбекистан. 1995.
- .Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
- Напольнова Т. В. Особенности мышления и речи учащихся в условиях поисковой деятельности // РЯШ. — 1994. № 4.