В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.
Ключевые слова: социокультурная адаптация, миграция, этническая толерантность, гражданская идентичность, межнациональные отношения.
Краснодарский край Российской Федерации достаточно типичный многонациональный регион. В настоящее время здесь проживает около 126 представителей различных этносов, доля мигрантов в составе населения возросла в последнее десятилетие. Возникли и имеют тенденцию к обострению проблемы взаимодействия мигрантов и местного населения, имеющие характер межэтнической напряженности и конфликтов. И это отношение к мигрантам транслируется в учебные заведения, затрагивая детей мигрантов, что не может не отражаться на процессе их школьного обучения и на их установки в отношении послешкольного образования.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что до настоящего времени недостаточно изучены учебно-образовательные аспекты адаптации мигрантов, в том числе, интеграция детей-мигрантов в российскую систему образования на всех его ступенях.
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной педагогике и психологии существуют эффективные практические разработки в области социально-психологической и психолого-педагогической адаптации детей, подростков и молодежи из семей мигрантов (С. К. Бондырыва, Н. М. Лебедева, А. В. Макарчук, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова, О. А. Шарова, А. И. Щепина, А. Джакоба, В. Менчан, С. Морсе, П. Хаммер, Д. Бэнкс, Г. Эсингер, Г. Хайнрикс, X. Тамм, Д. Пачель). Однако ученые-исследователи недостаточно внимания уделяют образовательной среде, как фактору успешной интеграции мигрантов.
Стремительная трансформация миграционной ситуации, заметное изменение этнического состава населения в регионе в результате масштабных миграционных процессов в свете последних событий в Украине вызвали рост антимигрантских настроений в обществе, прежде всего, в местах наибольшего притока мигрантов, которые часто оказываются в ситуации социальной изоляции, социального отторжения. И это отношение к мигрантам транслируется в учебные заведения, затрагивая детей мигрантов, что не может не отражаться на процессе их школьного обучения и на их установки в отношении послешкольного образования.
В отечественной психологии вклад в разработку проблем миграции внесен А. Г. Асмоловым, В. В. Гриценко, Н. М. Лебедевой, В. Н. Павленко, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаевым, Е. И. Шлягиной и др.
Проблемами межкультурной интеграции в психологии занимались И. Бибикер, С. Бочнер, Л. П. Буева, С. М. Бурьков, Л. И. Васеха, Е. В. Витенберг, О. И. Зотова, Р. Г. Кузеев, Б. Д. Парыгин, Н. А. Савотина, Л. Уард, А. Фернхем, Л. Л. Шпак, В. А. Ядов и др.
На сегодняшний день объем, в том числе и практико-ориентированных исследований проблем миграции, представляется весьма значительным, сохраняется целый ряд, по меньшей мере, дискуссионных вопросов. В частности, даже само определение понятий «миграция» и «мигрант» остаются достаточно размытыми и зачастую трактуются крайне широко.
Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте. В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.
Ключевой задачей самоопределения является формирование идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [2].
Проблема единства и принятия культурного разнообразия, способствующего формированию этнической толерантности и гражданской идентичности, также определила актуальность нашего исследования.
Целью нашего исследования являлась разработка и апробация комплексной программы развития этнической толерантности и гражданской идентичности как фактор успешной интеграции подростков в новую социокультурную среду.
Исследование проводилось на базе школ города Славянска-на-Кубани Краснодарского края. Выборка составила 54 человека, ученики средних классов, среди которых мальчиков — 27, девочек — 27. В школах наряду с местными детьми обучаются дети мигранты (в исследовании приняли участие 23 человека).
Выборка школьников ограничилась детьми подросткового возраста, так как дети данной возрастной группы переживают «двойной кризис» — традиционно выделяемый в возрастной психологии кризис подросткового возраста, а также необходимость приспособления к иной социокультурной среде. Исследование проходило в 3 этапа.
По результатам теста Куна-Макпартленда на 1 этапе были получены следующие результаты.
У (23,3 %) подростков отмечена сформированная гражданская идентичность, обозначение характеристик гражданской идентичности сделано напрямую. При прямом обозначении характеристик гражданской идентичности респондент указывает свою гражданскую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Обозначение характеристик гражданской идентичности было сделано у 65,4 % косвенно. Косвенное обозначение характеристик гражданской идентичности отмечается в том случае, когда испытуемый не указывает свою гражданскую принадлежность прямо, но она проявляется через социальные роли, которые он считает своими.
У 11, 3 % обозначение характеристик гражданской идентичности отсутствовало вовсе. Среди них — 19 человек (82.6 %) — подростки из семей мигрантов. Отсутствие обозначения характеристик гражданской идентичности отмечается тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек, который…». В качестве причины можно отметить отсутствие целостного представления о целостных взаимоотношениях в социальном и природном мире на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор в данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний).
При помощи опросника «Индекс толерантности» были обследованы мигранты и не мигранты. При анализе результатов обследования был использован метод статистической обработки данных (факторный анализ).
Самая высокая корреляция на данном этапе в исследуемой группе (r2;4;5= 0,9) отмечена между индексом толерантности, социальной толерантностью и толерантностью как чертой личности.
Общий индекс толерантности не коррелирует с этнической толерантностью, что указывает на интолерантные отношения в условиях межэтнического взаимодействия.
Анализируя матрицу факторных нагрузок (5 показателей: национальность, индекс толерантности, этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности), было выделено 3 больших фактора. Рассмотрим 2 из них, которые оказывают детерминацию 83,6 %.
Первый фактор имеет долю влияния 67,3 %. Высоко коррелирует с общим индексом толерантности (r = 0,9), толерантностью как чертой личности (r = 0,7), социальной толерантностью (r = 0,6). Фактор не коррелирует с этнической толерантностью, поэтому был назван «Этническая интолерантность». Подростки мигранты и не мигранты, сознательно или несознательно, относятся к представителям других этносов как к чужим. Еще одним объяснением низкой этнической толерантности детей может служить то, что представители других этносов воспринимаются как конкурентная группа, в результате чего обостряются ксенофобические страхи, формируется и нарастает межэтническая напряженность.
Второй фактор имеет долю влияния 16,3 %. Фактор высоко коррелирует (r = 0,9) с национальным признаком, назван «Гражданская идентичность».
В целом, по оценке «Индекса толерантности» большая доля влияния приходится на «Этническую интолерантность» (67,3 %), гораздо меньше это связано с гражданской идентичностью (16,3 %) и еще меньше с этнической толерантностью (8,7 %).
После реализации программы самая высокая корреляционная связь в исследуемой группе (r2;5= 0,8) отмечена между общим индексом толерантности и толерантностью как чертой личности (включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки, убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру).
На 1 этапе общий индекс толерантности не коррелировал с этнической толерантностью. После реализации программы можно отметить корреляцию (r2; 3 = 0,5) между общим индексом толерантности и этнической толерантностью. Высокая корреляция (r3;5; = 0,7) между этнической толерантностью и толерантностью как чертой личности.
Сравнительный анализ результатов по тесту Куна-Макпартленда после реализации программы показал следующие результаты. В исследуемой группе у 64,3 % подростков отмечается сформированная гражданская идентичность, обозначение характеристик гражданской идентичности сделано напрямую. Обозначение характеристик гражданской идентичности было сделано косвенно у 28 %, только у 7,7 % (подростки из семей мигрантов) испытуемых обозначение характеристик гражданской идентичности отсутствовало вовсе.
Таким образом, в ходе проведенного исследования можно сделать следующий вывод: в условиях межэтнического взаимодействия процесс формирования гражданской идентичности в подростковом возрасте характеризуется зависимостью от уровня развития этнической толерантности. Реализация комплексной программы, формирующей опыт этнической толерантности, основанной на учете как индивидуально-психологических, так и этнокультурных особенностей субъектов образовательного процесса способствует успешной интеграции подростов-мигрантов в новую социокультурную среду.
Литература:
- Андреева Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 338 с.
- Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность». // Век толерантности: Научно — публицистический вестник. — 2001. — № 1. — С. 8 –18.
- Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). / Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.