Статья посвящена исследования соотношения между способностью выходить за границу личного опыта и возможностью выполнения нового метода творческой деятельности российских и вьетнамских студентов по результатам теста «TSD-Z» (картины, которые рисовали студенты).
Ключевые слова: cпособность, личный опыт, творчество, студент
С. Д. Максименко подчёркивал, что «опыт может мешать креативности, творчеству» [5, с. 216]. Фактически «может», как и то, что «развитые проявления статичного, скопленного ума (жесткое функциональное фиксирование, опора сознания на прошедший опыт и т. д.) сдерживающе оказывают влияние на актуализацию и протекание творческого процесса, снижая упругость мысли и креативность личности» [3, с. 129].
Близка нам и позиция И. П. Манохи, которая определяет творческий потенциал как генерализированную личностную способность продуцировать новые образы реальности на основании частей имеющегося опыта и как системо-создающую способность преодолевать воздействие старенького опыта, сдерживающего процесс продуцирования отменно новых частей реальности. 1-ая тенденция возникнет как тенденция оригинальности — направленность к необыкновенному, нестандартному, новенькому. 2-ая тенденция возникнет как тенденция стереотипности — как сдерживание нового. Эту тенденцию следует идентифицировать конкретно со стереотипностью, так как имеющиеся элементы опыта на тот либо другой просвет ее существования вправду способны играть доминантную роль в процессе взаимодействия личности с различными элементами бытия. Отсюда творческий потенциал личности в высококачественном его выражении становится итогом 2-ух ведущих тенденций, антиномичных по природе, — оригинальности и стереотипности [4, с. 228–229].
Точкой отсчета творческого пути личности в общей канве актуального пути является момент восхождения «от безупречного проекта саморазвития к чувственно-практичному преобразованию собственных замыслов» [5, с. 100].
В данной работе использована результаты анализа из содержания картин (картины, которые рисовали студенты) для исследования соотношения между способностью выходить за границу личного опыта и возможностью выполнения нового метода в результатах творческой деятельности российских и вьетнамских студентов.
С целью изучения соотношения между способностью выходить за границу личного опыта и возможностью выполнения нового метода в результатах творческой деятельности российских и вьетнамских студентов, автор собрал и проанализировал 536 картин (в качестве теста «TSD-Z») студентов двух стран. В тесте «TSD-Z» большой прямоугольник (рамка картины) окружает 5 внутренних элементов (и еще 1 элемент находится вне рамки картины), Этим прямоугольником представляются правила, нормы и социальные опыты, по которым ориентируется студент. Это называется социально — психологическим барьером для деятельности человека (личный опыт). Люди, которые преодолеют эти барьеры (способность выходить за границу личного опыта), получают новые знания и опыты для реализации новой деятельности. Совершенствующие в себе и обществе новые ценности называются люди с высокой творческой энергией [1, 2].
Этот процесс состоит из двух этапов:
1-й этап
Мы поделили способности выходить за границу личного опыта студентов на 5 уровней:
- Не смог преодолеть рамку.
- Умеет обратить внимание на элемент вне рамки.
- Преодолел рамку с помощью внешней стимуляции.
- Самостоятельно преодолел рамку без помощи внешней стимуляции.
- Преодолел рамку заключает в 3 и 4 уровня.
Результат представлен в следующей таблице:
Таблица 1
Процент картин, показывающих уровней преодоления пределы (рамки)
Студенты Уровень |
В России |
Во Вьетнаме |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
|
1. Не смог преодолеть рамку |
120 |
70,0 |
266 |
81,6 |
2. Умеет обратить внимание на элемент вне рамки |
10 |
5,0 |
36 |
11,04 |
3. Преодолел рамку с помощью внешней стимуляции |
30 |
15,0 |
14 |
4,3 |
4. Самостоятельно преодолел рамку без помощи внешней стимуляции |
20 |
10,0 |
5 |
1,53 |
5. Преодолел рамку заключает в 3 и 4 уровня |
20 |
10,0 |
5 |
1,53 |
Из таблицы видно, что большинство российских и вьетнамских студентов не смогли преодолеть рамку: 70 % и 81,16 % соответственно. Существует разница процентов студентов двух стран в других уровнях. 15,0 % российских студентов рисовали свои картины за рамками внешней стимуляции (элемент за рамкой), а для вьетнамских — 4,3 %. 10,0 % российских студентов рисовали картины за рамкой без внешней стимуляции, а вьетнамские студенты — 1,53 %. 10,0 % российских студентов рисовали преодолеть рамку без помощи внешней стимуляции и не зависит от этой внешней стимуляции, а для вьетнамских студентов — 1,53 %.
2-й этап называется исследованием взаимодействия междуспособностью выходить за границу личного опыта и возможностью выполнения нового метода в результатах творческой деятельности российских и вьетнамских студентов. Способность выходить за границу личного опыта могут быть стимулированы внешним фактором (элемент находится вне рамки картины), или внутренней силой человека или обоими факторами. Мы разделили картины преодоления барьера на 3 уровня:
- Преодолел рамку с помощью внешней стимуляции (1 балл).
- Самостоятельно преодолел рамку без помощи внешней стимуляции (2 балла).
- Преодолел рамку заключает в 1 и 2 уровня (3 балла).
Результат анализа представлен в следующей таблице:
Таблица 2
Полученные оценки для картин преодоления барьера
Студент Уровень |
Балл |
В России |
Во Вьетнаме |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
||
Преодолел рамку с помощью внешней стимуляции |
1 |
30 |
15,0 |
19 |
5,83 |
Самостоятельно преодолел рамку без помощи внешней стимуляции |
2 |
20 |
10,0 |
5 |
1,53 |
Преодолел рамку заключает в 1 и 2 уровня |
3 |
20 |
10,0 |
5 |
1,53 |
Мы разделяли картины, рисовавшие новыми уникальными методами в основе связи с уровнями преодоления барьера (описаны выше), на 4 группы:
1 — картины не преодолели рамку (рисовавшие новыми уникальными методами)
2 — картины преодолели рамку с помощью внешней стимуляции (рисовавшие новыми уникальными методами)
3 — картины преодолели рамку без помощи внешней стимуляции (рисовавшие новыми уникальными методами)
4 — картины преодолели рамку заключает в 3 и 4 уровня (рисовавшие новыми уникальными методами)
Эти группы картин оцениваются в 1, 2, 3, 4 балла соответственно.
Результат представлен в следующей таблице:
Таблица 3
Процент картин, рисовавшие новыми уникальными методами в основе связи с уровнями преодоления барьера
Студент Группы |
Балл |
В России |
Во Вьетнаме |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
||
1-я группа |
1 |
0 |
0,0 |
11 |
3,37 |
2-я группа |
2 |
6 |
3,0 |
19 |
5,83 |
3-я группа |
3 |
20 |
10,0 |
5 |
1,53 |
4-я группа |
4 |
20 |
10,0 |
5 |
1,53 |
Итог |
|
46 |
23,0 |
40 |
12,26 |
Мы проверяем соотношение баллов между уровнем преодоления предела и возможностью выполнения нового метода в действиях российских и вьетнамских студентов с непараметрическим критерием Манна-Уитни, корреляционный анализ, метод попарного сравнения, результат представлен в следующей таблице:
Таблица 4
Корреляция между способностью выходить за границу личного опыта и возможностью выполнения нового метода в действиях студентов двух стран.
Категорий Студент |
Количество |
N |
X |
S |
α |
r |
В России |
X1 |
70 |
1,857 |
0,833 |
0.005 |
r1=0,924
|
Y1 |
46 |
2,171 |
1,664 |
|||
Во Вьетнаме |
X2 |
24 |
1.625 |
0,806 |
r2=0,689 |
|
Y2 |
40 |
1.291 |
1,619 |
где r: Корреляционный коэффициент
Из таблиц 2, 3 и 4 видим, что существует корреляции между способностью выходить за границу личного опыта и возможностью выполнения нового метода в результатах творческой деятельности российских и вьетнамских студентов. Корреляционный уровень между способностью выходить за границу личного опыта и возможностью выполнения нового метода в результатах творческой деятельности у студентов в России теснее чем у студентов во Вьетнаме (r1=0,924 и r2=0,689). Все российские студенты, рисующие преодоление предела, использовали новые уникальные методы. Небольшая часть вьетнамских студентов (3,37 %) рисовали новыми уникальными методами, но не преодолели за рамкой. Внутренние творческие способности российских студентов друг друга связываются и поддерживаются развитие. Это развитие еще поддерживается стимуляцией культуры (которая превращается в ходе образования). Это представляется в качестве их творческих продуктов (многие картины с высокими баллами в разных критериях). Творческая деятельность вьетнамских студентов имеет обратное значение: не существует связи между их внутренними творческими способностями. Поэтому ценность творчества мала показать в качестве их творческих продуктов (многие картины с низкими баллами в разных критериях).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что разница соотношения между способностью выходить за границу личного опыта и возможностью выполнения нового методотворческой деятельности российских и вьетнамских студентов имеет сущность из разниц характеристик социальных культур двух стран. Это одна из основных причин, которые создают различия творческих способностей между российскими и вьетнамскими студентами.
Литература:
- Динь Н. Т. Исследование уровня творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (России) и в долине реки Меконг (Вьетнам)/ Н.Т., Динь// Российский научный журнал: — 2014, — № 1 (34). — с. 160–167.
- Динь Н. Т. Изучение влияния внешних факторов на творческие способности студентов, проживающих в Поволжье (России) и в долине реки Меконг (Вьетнам) по результатам теста «TSD-Z» К. К. Урбана /Н.Т., Динь// Социально-гуманитарный журнал (АГУ): — 2015. — № 2. — С. 148–155.
- Губенко А. В. Творческое мышление личности как единство статического и динамического аспектов интеллектуальной активности // Психология и общество. 2012. № 1. С. 127–134.
- Маноха И. П. Психология потенциала индивидуального бытия человека: онтологически ориентированный подход: дис.... Д-ра психол. наук. Киев, 2002. 462 с.
- Титаренко Т. М. Жизненный мир личности: в пределах и за пределами обыденности. Киев: Лыбидь, 2003. 376 с.