В статье рассматривается место внеучебной деятельности в процессе подготовки бакалавров; отмечаются возможности внеучебной деятельности для реализации педагогического потенциала дисциплин.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, педагогический потенциал дисциплин, математика, подготовка бакалавров, развитие компетенций.
Компетентностый подход, ориентированный на развитие компетенций как основного, подготовительного этапа развития профессиональных качеств личности человека, позволил по-новому осмыслить образовательный процесс. Учебные дисциплины во многом уже не могут удовлетворить требованиям реальной действительности, и в то время пока они (учебные дисциплины) перестаиваются в соответствии с идеями компетентностного подхода, представляют интерес внеучебные мероприятия. Математическим дисциплинам, входящим в большинство программ различных направлений подготовки бакалавров, в этом процессе отводится особая роль.
Учебные дисциплины, еще недавно, ориентированные на формирование знаний, умений и навыков, проходят тяжелую стадию изменения всей дидактической системы. Особенно сложно приходится дисциплинам естественнонаучного и математического циклов, потому как формирование компетенций, как «интегральная характеристика обучающегося, отражающая его способоности использовать всю совокупность имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств для разрешения возникающей проблемы» [2, с.59] представляется делом достаточно сложным. Например, для формирования компетенции «владеть культурой мышления, способной к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)» [7, с.8] в рамках математических дисциплин необходимо и изменять содержание математического образования, и умело применять гуманитарные образовательные технологии, и использовать современные методы оценивания и контроля результатов обучении. В связи с этим возникла необходимость выделять в учебной дисциплине ее педагогический потенциал, направленный на формирование целого комплекса компетенций в процессе подготовки бакалавров. Так, исходя из анализа компетенций, представленных в ГОС поколения 3+, можно сделать вывод, что педагогический потенциал дисциплины состоит четырех компонент.Когнитивный компонент заключается в возможностях дисциплины для развития культуры мышления (логическое мышление, критическое мышление, эмоциональный интеллект и т. д.). Метакогнитивный компонент заключается в возможностях учебной дисциплины для развития метакогнитивной компетентности (открытая познавательная позиция, самоконтроль, построение индивидуальной траектории обучения и т. д.). Мировоззренческий компонент заключается в той роли, которую выполняет учебная дисциплина в построении индивидуальной картины мира (мировоззренческая активность, жизненная позиция). Операциональный (деятельностный) компонент состоит непосредственно в тех инструментах, которыми учебная дисциплина обеспечивает студента (умения, владения) для решения практических задач.
Вместе с тем, как показывает опыт и данные периодической печати, не все компоненты реализуется учебной дисциплиной в достаточной мере. Например, в погоне за повышением математической грамотности у студентов, упускаются важные компоненты, такие как мировоззренческое значение математики, ее роль в построении картины мира, ее место в научных исследованиях изучаемой сферы деятельности [4].
Именно поэтому, необходимо рассмотреть вопрос о включении внеучебных мероприятий в процесс подготовки бакалавров с целью наиболее эффективного и полного развития компетенций студентов. Внеучебные мероприятия в системе высшего образования являются неотъемлемой частью воспитательного процесса на протяжении всех лет существования системы, однако, именно в настоящее время они приобретают особое значение.
Внеучебная деятельность студента и внеучебные мероприятия в образовательной организации рассматриваются учеными — педагогами в разных аспектах. В диссертации С. А. Садыковой приводятся различные трактовки внеучебной деятельности: «деятельность, создающая условия для обеспечения разнообразия социальных отношений и индивидуальных ситуаций развития личности (Б. Н. Алмазов, Е. П. Белозерцев, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин); эпизодические занятия для студентов за пределами учебного процесса в целях расширения общекультурного кругозора (В. Д. Семенов)» [6, с.13]. Т. Л. Иванайская, исследуя понятие «внеучебная деятельность», дает ему такое определение: «Внеучебная деятельность — это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста» [3, с.9].
В педагогических словарях рассматривается более широкое понятие «внеклассная (внеаудиторная) работа», так в словаре «это — общеобразовательная и воспитательная работа, проводимая вне учебного плана и программ, а так же разного рода мероприятия, организуемые для контингента образовательного учреждения с целью более полного и глубокого освоения знаний и развития технического творчества» [1,с.43]. Другими словами, внеучебная работа является частью общей системы образовательного процессе в университете и существенным образом дополняет учебную работу, обогащая ее разнообразным специфическим содержанием.
Следует отметить, что внеучебная работа в вузе складывается из трех компонентов: внеучебной деятельности студентов, внеучебной работы преподавателей со студентами, системы управления внеучебной деятельностью. Одним из проявлений внеучебной работы являются внеучебные мероприятия.
С целью развития компетенций студентов в процессе подготовки бакалавров, внеучебные мероприятия предоставляют много возможностей.
Во-первых, создаются условия для свободного самоопределения студентов, потому как каждый студент сам вправе выбирать возможность и форму своего участия в мероприятии за счет широкого и разнородного спектра видов деятельности.
Во-вторых, появляется возможность углубить знания студента о самом себе как личности, попробовав себя в разных видах деятельности. Студенты во внеучебных мероприятиях совершенствуют свои способности к рефлексии и самооценке, развивается их открытая познавательная позиция.
В-третьих, создаются условия для развития ответственности и формирования организаторских качеств личности, потому как студенты выступают в роли организаторов мероприятий, распределяют роли и несут ответственность за свои действия и решения.
В-четвертых, создаются наиболее благоприятные условия для развития творческих, креативных качеств личности, что порой трудно осуществить в рамках учебного процесса.
Таким образом, под внеучебными мероприятиями в образовательной организации высшего образования будем понимать «специфическую общеобразовательную и воспитательную работу, проводимую вне учебного плана и программ, организуемые для контингента образовательного учреждения и других привлеченных лиц с целью более полного и глубокого развития компетенций студентов».
Очень важна роль внеучебных мероприятий по математике, поскольку математические дисциплины входят во все основные образовательные программы большинства направлений подготовки бакалавров: и гуманитарных, и социальных, и педагогических, и культурологических, и медицинских, и естественнонаучных.
Математические дисциплины направлены в основном на развитие операционального компонента педагогического потенциала, а вот мировоззренческий и рефлексивный компонент остаются недостаточно реализованными. Ниже представлены компетенции бакалавра, формируемые в рамках проведения внеучебных мероприятий по математике.
Рис. 1.Компетенции бакалавра, формируемые в рамках проведения внеучебных мероприятий по математике
Традиционно в Университетах проводятся два типа внеучебных мероприятий по математике — эпизодические, такие как Неделя математики, и регулярные, типа научных кружков, элективных курсов и дисциплин по выбору студента.
«Неделя математики» является очень важным воспитательно-развивающим внеучебным мероприятием, и, несмотря на то, что проводится лишь раз в год, оказывает влияние на развитие целого ряда компетенций.Прежде всего, комплекс мероприятий под общим направлением «Роль математики в окружающем мире» направлен на развитие общекультурных компетенций. «Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции» формируется через участие студентов в дискуссионных мероприятиях на тему «Математизация социогуманитарных наук: за и против». «Способность анализировать основные этапы и закономерности развития общества для формирования гражданской позиции» возможна лишь с использованием знаний о роли математики в психологии, политике, экономике, управлении, техники и т. д.
Так, например, в процессе выполнения проектов по темам: «финансовая математика», «функционально-графический подход к решению задач», «использование оригами в жизни», «искусство составлять уравнения», «математические методы в физической культуре» «роль математики в развитии науки», «информационные технологии в процессе изучения математики», «математическое моделирование как общенаучный метод» студенты осваивают научно-исследовательскую деятельность.
Активное участие студентов в организации мероприятий по математике, безусловно, способствует обогащению организаторских умений. Так, например, в процессе организации мероприятий студенты осваивают техники организационной работы, используя мозговой штурм студенты отбирают лучшие идеи; детально прорабатывая проведение мероприятия, студенты учатся планировать время, писать информационные письма, распределять обязанности между собой. Вместе с тем, происходит формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.
Внеучебные мероприятия по математике, являясь органической частью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, создают условия для развития целого комплекса компетенций студентов, тем самым существенно обогащая весь процесс подготовки бакалавров.
Литература:
- Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Ефремова Н. В. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. — М.: Изд-во «Национальное образование», 2012. — 416 с.
- Иванайская, Т. Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Л. Иванайская. — Оранбург, 2010. — 25 с.
- Кислякова М. А. Проблема целей и содержания учебного предмета «Математика» // Томский педагогический вестник. 2012. № 2. С.175–179.
- Никитенко А. В., Поличка А. Е. Методические системы обучения в региональной подготовке кадров образования // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 11. — С. 63–66.
- Садыкова, С. А. Духовно-нравственное становление личности студента в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. А. Садыкова. — Оренбург, 2012. — 26 с.
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация бакалавр) 8.12.2009. — 32 с.