Народное декоративно-прикладное искусство как основа материальной и духовной культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 3162 раза

Библиографическое описание:

Сыдыкова, И. М. Народное декоративно-прикладное искусство как основа материальной и духовной культуры / И. М. Сыдыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1043-1046. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25736/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В результате функционирования Великого Шелкового пути впервые в истории появилась тенденция к сближению культур в процессе интенсивных и регулярных мирохозяйственных связей. Вдоль всего маршрута Великого Шелкового пути происходила постепенная унификация культурных компонентов.

Великий Шелковый путь стал каналом, по которому шел постепенно обмен в области культуры и искусства, знаний и идей, традиции и обычаев. Известно, что по Шелковому пути распространялись не только сами товары, но и информация об их производстве и существовании. И прежде всего народное искусство изначально связано с трудовой деятельностью человека, представляющую собой одновременно материальную и духовную культуру [1]. В основе своей оно имеет мифологическое, поэтическое отношение к миру, характеризуется этическим переживанием мира, коллективность творчества, связью с бытом. Это искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, являющейся формообразующим началом, связывающим современность с прошлым. Этнический характер образа определяется самим типом творчества, коллективным методом работы, основанном на подобности, повторе и вариации. Благодаря этому, образная структура неродного искусства сохраняет изначальный образ, входящий в синтез с его вариантами и новыми элементами [3].

165764762de6b3b0e838e51d0908360b

Рис. 1. Собрание петроглифов в урочище Тамгалы, внесенное в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Близ Алматы. Петроглифы были открыты в 1957 году

 

Культура любого народа начинается с этноса, а в этносе формируется культура, традиции, обычаи и быт народа. Слово «этнос» по Гумилеву, понимается как «феномен биосферы, или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической последовательностью исторических событий» [2].

Более чем две с половиной тысячи лет тому назад на территории нынешнего Казахстана существовали государства саков. Это — далекие предки казахов, создавшие свою уникальную цивилизацию, прекрасное искусство звериного стиля. Они уже знали письменность, и ими была создана первая государственная территория нашей страны. Это были племена, которые занимались ремеслами, земледелием, жили в поселениях, кочевали по просторам Великой степи. В становлении этой цивилизации сыграло большую роль величайшее событие технического прогресса человечества начала I тысячелетия до н. э. — прототюркские племена Алтая, покорив огонь и железную руду, изобрели изделия из железа. Новая динамичная сила конно-кочевая цивилизация — стремительно помчалась навстречу неведомому ей миру великих древних оседлых цивилизаций Китая, Индии, Ирана, Египта, Вавилона, тем самым, предопределив невиданный ранее поворот в истории межцивилизационного диалога Евразии. [1]

Памятником сакского изобразительного искусства являются и петроглифы — наскальные изображения, повсеместно распространенные на территории Казахстана. Обычно они выбивались заостренными металлическими орудиями на скалах, покрытых темной патиной пустынного загара. Наскальные гравюры создавались разными способами: точечной выбивкой всей площади силуэта, линейным контуром, резными линиями, шлифовкой. Иногда одно и то же изображение гравировалось двумя-тремя различными приемами. [3] Рис 1.

В 1896 г. профессор Копенгагенского университета, талантливый филолог Вильгельм Томсен (1842–1927 гг.) выпустил книгу, посвященную чтению орхоно-енисейских рун и переводу надписей, оставленных древними тюрками. И в том же году В. А. Каллаур, большой любитель древностей и энтузиаст изучения старины, находит тюркские рунические надписи в Казахстане и Киргизии, в Таласской долине, окруженной с севера величественными отрогами Киргизского хребта.

По мнению большинства современных исследователей, письмена древних тюрков восходят к какому-то из алфавитов, которым пользовались народы Ближнего Востока. Но вопрос о происхождении древнетюркских рун нельзя считать решенным окончательно. Раскопки на территории Семиречья, которые много лет ведут археологи Казахской Академии наук, во главе с известными учёными К. Байпаковым и С. Ажигали, принесли, помимо находок древних городов и поселений, драгоценных украшений и военного снаряжения, и надписи на предметах, выполненные письмом, очень похожим на руническое. И, что самое замечательное, возраст этих надписей на добрую тысячу лет превосходит возраст древнетюркских рун.

Предположение о том, что некоторые изобразительные мотивы переднеазиатского происхождения могли через Среднюю Азию попасть в искусство Алтая и Южной Сибири скифского времени, таким образом, находит подтверждение. Это в равной степени верно и к некоторым изображениям в савроматских памятниках Южного Приуралья. [3]

Наиболее ценная из находок письмена древних тюрков — надпись на серебряной чаше, найденной в богатейшем погребении, относящемся к середине I тыс. до н. э., при раскопках кургана возле села Иссык, неподалеку от Алма-Аты. На дне чаши нанесены 26 рунических знаков, весьма похожих на знаки древних тюрков. [3]

Казахскую культуру можно отнести к целой цивилизации. По археологическим источникам, нам ясно дается понять, что казахская культура имеет древние корни. Самым древним памятником письменности является серебряная чаша с 26 руническими знаками, ученые до сих пор не могут расшифровать эту руническую письменность. В которой отображена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гарант свободы и независимости народов.

Для казахского народа — кочевнического этноса системообразующим элементом национальной духовной культуры стали музыкально — поэтическое, литературное творчество и народные ремесла. Культурно творческая самоидентификация казахского этноса как одного из древнейших народов осуществлялось через искусство. Казахский фольклор как многовековая традиция существования синкретичной культуры, объединяющий художественно — претворенную мифологию, народную мудрость, искусство и правила нравственности в их становлении, стал основой самоидентификации казахского менталитета. Именно выросшая из фольклора литература взяла на себя функции осмысления социальной жизни, нравственной оценки, духовной критики и исканий. Она в большей степени выполняет роли: мировоззренческую, критическую, воспитательную и пропагандистскую.

Духовные изменения, происходящие в обществе, подвергающемся модернизации, состоит в расширении сферы действия социальной регуляции. Происходит обогащение и в то же время объединение духовной жизни, дифференциация субкультур и поиск новых принципов интеграции.

Если другие народы подавлялись детализированной разрисовке деталей, то казахи с древних времен умели трансформировать и стилизовать изображения. Превращая живые фигуры в замысловатые формы: животных, людей, птиц и так далее. Так, если изображался олень, то голову обращали в небо, а ноги аккуратно располагали под животным, тем самым образуя формообразование.

http://f11.ifotki.info/org/bc1b2f43e9eef35741c2790a86ffa5fdbc5f6c133074140.jpg

Рис. 2. Бляшка «Олень» VI век до н. э. Золото. Образец зооморфного искусства («звериного стиля»). Копыта оленя выполнены в виде «большеклювой птицы»

 

Центральное, равноудаленное от океанов расположение Казахстана, так же соединяющая Европу и Азию местоположение сыграло немаловажную роль в становлении и в развитии культуры и искусства в целом. Искусство Казахстана в отличие от Западного искусства имело развитие в художественных ремеслах, предметы которых — одежда, ковры, вещи для верховой езды, изделия из металла и многое другое — это и есть составляющая протодизайна.

Место народного искусства в степени культуры определяется функциями: родовой, обрядовой, памятной и т. д.

Предметы казахского народного художественного ремесла являются ценными историческими памятниками, по которым мы можем судить не только в жизни и быте людей, но и о художественном направлении времени.

Часто предметы декоративно-прикладного искусства несут черты национальных традиций, тем самым выражают национальный характер. В них наряду с новым, оригинальным решением той или иной стороны предмета творчески используются традиции народного искусства: форма предмета, либо художественные сюжетные или орнаментальные мотивы декорировки.

Воспроизводство народно-ценностного начала определяет непреходящую роль народного в культуре, его современность.

Изделия казахских народных мастеров и вся его деятельность не существует раздельно от школы. Школы народного мастерства — национальные, региональные, краевые — функционируют благодаря преемственности.

«Преемственность — это не просто передача потомкам того, что в своё время передано от предшественников, но и обогащение этого опыта собственными творческими достижениями. Изделия народных художественных промыслов ценятся и потому, что они сохраняют творческий характер труда художника мастера, результатом которого будет неповторимое произведение искусства», утверждает В. Ф. Максимович [5,С.38–39].

Традиционное народное искусство в нашей стране развиваясь отражает свой уровень системы народного искусства, в каждой из которых действуют законы традиции и коллективности, формирующие культурную память.

C:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5164.jpgC:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5160.jpgC:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5159.jpg

Рис. 3. Виды женских украшений. Подвеска. Браслет. Серьги. XIX в.

 

Одним из важных условий существования и развития традиционного народного искусства является массовость. Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного искусства позволяет привлекать людей практически всех возрастных групп к участию с различной трудовой и художественной подготовкой. Именно поэтому народное искусство так массово, так близко и понятно всем, так увлекательно и доступно.

Народные художественные промыслы — особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства, когда издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли, те или иные изделия не для собственных нужд, а для рынка. В основном, центры изготовления предметов казахского традиционного народного искусства располагались в целых аулах, которые являются колыбелью народного промысла. В основном городские новшества и преобразования происходили медленно из-за географической удаленности аулов от крупных городов. Это и стало причиной того, что в таких местностях сохранялись древние традиции национальной культуры. Только там, сохраняя вековые традиции изготовления изделий народного декоративно-прикладного искусства, люди из поколения в поколение передают свой опыт и секреты мастерства своим ученикам [9].

Изучение традиционного казахского искусства на занятиях по дисциплине «История культуры Казахстана» в Казахско-Русском Международном университете с философско-смысловом подходе воплощает в студентах метаморфическое отношение к природе и культурным связям и является отражением более глубокого осмысления внутренней жизни.

Народное декоративно–прикладное искусство, сохраняя свою функциональность и конструктивные черты, она передает возможность возвращения к истокам, когда человек воспринимал Мир как целостную систему и себя в нём как часть. Символика, сюжеты и орнаментика вобрали в себя целую картину Мира — Космос — Природа — Человек — Культура, живое знание, осознание и реализацию предназначения человека, ответственность перед будущим поколениями через осознание будущего.

 

Литература:

 

  1.              Художественное образование в Республике Казахстан: осмысление национальных традиций и сближение культур, Научно-аналитический доклад. Руководитель проекта Исимбаева Г. И., Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Казахстанская Национальная Федерация Клубов ЮНЕСКО, Москва, Алматы, 2010г. Стр.7
  2.              Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизация/ Лев Гумилев — М.: АСТ Москва, 2005–606с.
  3.              Жанибеков У. Эхо, Алматы: Онер, 1985. — 182 с.
  4.              Галимжанова А. С., Глаудинова М. Б., Кишкашбаев Т. А., Муратаев К. К. и др. История искусства Казахстана, Учебник, Алматы: ИздатМаркет, 2006–248с.
  5.              Максимович В. Ф. Народные художественные промыслы: Научно — методическое пособие для преподавателей и студентов, высших и средних учебных заведений — М.: Флинта, 1999–64с.
  6.              Нурланова К. Символика в традиционном искусстве казахов // Кочевники. Эстетика (познание мира традиционным казахским искусством) — Алматы: Галым, 2007–264 с.
  7.              К. Байпаков, Средневековые города Казахстана на Великом Шёлковом пути. А., 1998.
  8.              С. Ажигали, «Архитектура кочевников — феномен истории и культуры Евразии» (Алматы, 2002);
  9.              Сагимбаев А. А., Тналина Н. Х. О роли народно декоративно-прикладного искусства на современном этапе, Наука и жизнь Казахстана № 1 (35) 2016 — С271–273.
Основные термины (генерируются автоматически): народное искусство, великий Шелковый путь, Азия, декоративно-прикладное искусство, звериный стиль, казахская культура, народное декоративно-прикладное искусство, письмена древних тюрков, серебряная чаша, традиционное народное искусство.


Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Воспитательная эффективность освоения народных традиций и фольклора в художественно-массовой работе

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Воспитательная эффективность освоения народных традиций и фольклора в художественно-массовой работе

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Задать вопрос