Проверка учебных достижений и оценивание успехов учащегося — это та часть педагогического процесса, которая выявляет достижения как учащихся, так и преподавателей, а также показывает степень успешности работы отдельных образовательных учреждений и всей системы образования в целом.
Контроль знаний учащихся принадлежит к основным элементам оценки качества процесса образования и выполняет несколько функций в процессе обучения: социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную, информационно-диагностическую, функцию управления. Систематический учет знаний школьников или студентов помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью [1].
В наше время большинство учебных заведений предпочитают тестовый контроль знаний учеников и студентов. Решая тесты, ученики или студенты могут не только проверить свой уровень познаний в той или иной области, но и получить новые знания, благодаря закрытым тестам и самоконтроле (при самостоятельной подготовке). Использование тестирования позволяет получить сравнительные количественные и качественные показатели степени сформированности знаний и умений студентов вузов
I- II уровня аккредитации. Тестовый контроль как средство оптимизации учебного процесса приобрел в вузах значительное распространение. Тест представляет собой стандартизированный метод определения уровня подготовленности студентов. Во время тестирования все участники получают одинаковые задания, находятся в одинаковых условиях и оцениваются согласно одинаковых критериев [2].
Актуальность тестового метода объясняется его преимуществами перед другими традиционными формами контроля:
а) возможность количественного измерения уровня знаний;
б) полный охват знаний при тестовом контроле;
в) наличие одинаковых для всех, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов;
г) систематичность контроля, индивидуальный подход.
Все эти преимущества обеспечиваются при условии создания хороши, качественных тестов. Качество теста определяется прежде всего его надежностью, валидность и объективностью [3].
Цель данного исследования состоит в анализе возможностей использования тестов для диагностики уровня учебных достижений студентов при изучении некоторых тем неорганической химии.
Введение тестового контроля при обучении существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность учеников. Тестовые задания удобно использовать на любых этапах занятия. Преподаватель может проверять уровень усвоения основных учебных элементов данного курса, определять пробелы в знаниях, определять задачи для продуктивного самообразования и планирования этапа занятия коррекции знаний.
Понятно, что традиционные методы контроля (экзамены, зачеты, коллоквиумы) не теряют своего значения и не могут быть исключены, современная технология обучения их не отвергает. Однако, хорошо составленные тесты по различным отраслям знаний становятся необходимой частью учебного процесса. По мнению российского ученого В. Кадневского, в современном мире тесты стали важной составляющей жизнедеятельности общества. Их универсализм, широта применения, высокий уровень объективности получаемых результатов позволяют говорить о тестах как о феномене человеческой цивилизации [4].
В. Аванесов, говоря об истории возникновения тестов, отмечает: «Любая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей из множества потоков» [5].
Для реализации данного исследования использовался учебник «Химия 10» [6]. Учебные занятия по химии проводились в соответствии с рабочей учебной программой, составленной согласно нормативной «Учебной программы для вузов I-II уровней аккредитации, которые осуществляют подготовку младших специалистов на основе базового общего среднего образования ", утвержденной МОН (Киев, 2010 г.).
Исследования по использованию тестовых заданий проводились на базеВиноградовского государственного колледжа (вуз І-ІІ уровня аккредитации) Мукачевского государственного университета. В эксперименте были задействованы группы студентов первого курса (изучают программу 10–11 классов): направления 6.050502 «Инженерная механика» (сокращенное название ОР-11), 6.051602 «Технология изделий легкой промышленности» (сокращенное название ТВ-11). Эффективность применения тестового контроля знаний и умений учащихся оценивали по применениям тестов на практических занятиях, где изучалась тема «Неметаллические элементы и их соединения» в виде самостоятельной работы как текущего контроля, в конце занятия на 10–15 мин., и по результатам выполнения тематической контрольной работы по данной теме. Контроль знаний по предыдущей теме, а именно «Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы» проводился в форме обычного письменного и устного контроля (как текущего, так и тематического). Результаты тематических контрольных работ представлены в табл. 1–2.
Таблица 1
Результаты тематического контроля знаний студентов группы ОР-11
№ п/п |
Фамилия, имя студентов |
Тематический контроль № 1* |
Тематический контроль № 2** |
1 |
Баник Владислав |
6 |
8 |
2 |
Биклян Михаил |
5 |
6 |
3 |
Васильчук Игорь |
4 |
6 |
4 |
Вовканец Александр |
3 |
4 |
5 |
Вовчок Иван |
9 |
5 |
6 |
Данканич Сергей |
7 |
10 |
7 |
Копча Себастиан |
4 |
5 |
8 |
Криштоф Александр |
6 |
9 |
9 |
Куцык Федор |
3 |
6 |
10 |
Лендел Ян |
3 |
8 |
11 |
Лукачинец Николай |
4 |
6 |
12 |
Мади Доминик Патрик |
3 |
4 |
13 |
Пигор Эдуард |
3 |
4 |
14 |
Сич Эрік |
8 |
10 |
15 |
Слиган Василий |
5 |
6 |
16 |
Турзай Роберт |
5 |
6 |
17 |
Федорик Эдуард |
7 |
7 |
18 |
Худан Егений |
6 |
6 |
19 |
Чорба Иван |
7 |
8 |
20 |
Юрик Владислав |
5 |
6 |
*«Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы» **«Неметаллические элементы и их соединения» |
|||
Таблица 2
Результаты тематического контроля знаний студентов группы ТВ-11
№ п/п |
Фамилия, имя студентов |
Тематический контроль № 1* |
Тематический контроль № 2** |
1 |
Анталовци Анна |
6 |
5 |
2 |
Беля Андриана |
9 |
11 |
3 |
Боклажук Надежда |
10 |
10 |
4 |
Варга Евгений |
7 |
9 |
5 |
Вереш Юрий |
6 |
6 |
6 |
Витченко Анатолий |
6 |
6 |
7 |
Горжибовская Ванесса |
5 |
5 |
8 |
Гренцер Сабина |
6 |
7 |
9 |
Деврий Иванна |
7 |
8 |
10 |
Дьяконова Юлианна |
7 |
5 |
11 |
Король Светлана |
7 |
9 |
12 |
Корпош Виктория |
10 |
10 |
13 |
Лебович Татьяна |
10 |
7 |
14 |
Любка Антонина |
10 |
7 |
15 |
Мадяр Наталия |
5 |
6 |
16 |
Меренич Татьяна |
7 |
7 |
17 |
Рачок Павел |
6 |
7 |
18 |
Сочка Светлана |
4 |
4 |
19 |
Сушицкая Андриана |
5 |
7 |
20 |
Толпош Евгения |
8 |
6 |
21 |
Феер Ерик |
6 |
6 |
22 |
Халахан Ярослава |
6 |
6 |
*«Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы» **«Неметаллические элементы и их соединения» |
|||
Также проанализированы учебные достижения всех студентов, которые были задействованы в эксперименте. Результаты исследований представлены в табл. 3 и на рис. 1.
Таблица 3
Учебные достижения студентов групп ОР-11 и ТВ-11 по результатам тематического контроля
Учебные достижения |
Тематический контроль № 1* |
Тематический контроль № 2** |
||
К-во студентов |
% |
К-во студентов |
% |
|
Начальный уровень |
5 |
12 |
- |
- |
Средний уровень |
21 |
50 |
23 |
55 |
Достаточный уровень |
12 |
29 |
14 |
33 |
Высокий уровень |
4 |
10 |
5 |
12 |
*«Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы» **«Неметаллические элементы и их соединения» |
||||
Рис. 1. Учебные достижения студентов групп ОР-11 и ТВ-11 по результатам тематического контроля: Т. к.1. «Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы»; Т. к.2. «Неметаллические элементы и их соединения»
Анализируя таблицу 3 и рисунок 1, мы видим, что при проведении тематического контроля с применением тестов, среди студентов отсутствуют учащиеся с начальным уровнем знаний, а также, тестирование приводит к увеличению количества студентов с достаточным и высоким уровнем.
Таким образом, использование тестового контроля знаний позволяет формировать эффективные модели оценки студентов с максимальным учетом современных подходов и задач изучения дисциплин. Тестовый контроль может использоваться для актуализации знаний студентов, установлении уровней успешности академических групп и отдельных студентов, анализа различных форм и методов обучения, тематического и итогового оценивания. В целом, тесты мотивируют студентов учиться и увеличивают посещаемость занятий.
Литература:
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
- Берещук М. Я. Тестовий контроль і рейтинг в освіті: навчальний посібник / М. Я. Бере щук, Ю. П. Бархаєв, Г. В. Стадник. — Харків: ХНАМГ, 2006. — 106 с.
- Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов. — М.: МИСиС, 1989. — 176 с.
- Кадневский В. М. Тестовая культура как фе-номен цивилизации // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / В. М. Каднев-ский. — М.: OIM.RU. — Режим доступа: http://www.oim.ru.
- Аванесов В. С. История возникновения тес-тов [Электронный ресурс] / В. Аванесов. — Режим доступа: http://www.bim-bad.ru
- Буринська Н. М., Депутат В. М., Сударєва Г. Ф., Чайченко Н. Н. Хімія, 10 кл.: Підручник для середніх загальноосвітніх шкіл. (проф.рівень) –Кер. авт. кол. Буринська Н. М., доктор пед. наук, проф., гол. наук. співроб. лаб. хім. і біолог. освіти Ін-ту педагогіки НАПН України. — К.: Педагогічна думка, 2010. — 352 с.