Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Алимсаидова, С. А. Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа / С. А. Алимсаидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3.1 (107.1). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25745/ (дата обращения: 18.12.2024).



Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа

Алимсаидова Сайёра Амидьеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель

 

Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет. Положительной оценки заслуживает учитель, если он проводит интегрированные уроки с искусством, историей, музыкой. Это дает возможность расширить кругозор учащихся, рассматривать эти предметы не как стоящие особняком, а как единое культурное явление.

Выделение нравственных идей курса литературы, их прослеживание от произведения к произведению, возбуждение необходимых психологических состояний, включение учащихся в активное решение нравственных проблем, нахождение личностного смысла произведения, обращение внимания на нравственно-этический идеал, воздействие на чувство стыда, совести, справедливости, любви, эстетическое чувство обеспечивает старшеклассника методами самовоспитания, которые способствуют духовному самосовершенствованию его личности.

Нравственность коренится в самой природе человека. Она дана нам при рождении. Ее основы заложены в нашем существе. Из всех учебных дисциплин по-настоящему воспитывающими являются уроки искусства, то есть они развивают не только разум, но и облагораживают чувства. Связь музыки и литературы не только обогащают и музыку, и литературу, но дает наиболее полное представление о жизни. Музыка придает стихам особую силу, например, живое ощущение бурана, вьюги, бушующей стихии, словно мы сами пробиваемся сквозь эту стихию.

Необходимо также отметить, что подростковый возраст характеризуется малосострадательностью, эгоизмом, черствостью, равнодушием ко многим важным, значимым для взрослых предметам: в силу эгоцентричности сознания и чувств подростков, как правило, не волнуют проблемы болезни, несчастья, страданий, если эти проблемы их непосредственно не касаются.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что особенности подросткового возраста требуют очень конкретного воспитательного подхода. Позиция воспитателя должна исходить из следующего:

в подростковом возрасте учащиеся интенсивно изменяются в духовном и физическом планах, причем эти изменения происходят крайне неравномерно;

происходящие в подростковом возрасте изменения не дают основания предъявлять к подросткам те же требования, как к взрослым людям, но требуют иного подхода к ним, нежели к младшим школьникам.

Истинное назначение педагога — духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности.

Для повышения выявленного уровня духовной культуры старшеклассников предлагается провести интегрированные уроки литературы, которые, по нашему мнению, могут стать залогом успешного закрепления достигнутого уровня и дать толчок к стремлению подняться выше. Тем более что в изучаемой классической литературе старших классов есть множество тем, где можно говорить о проблемах нравственного совершенствования. Это и такие произведения, как: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Ионыч», «Степь» А. П. Чехова.

Например, на уроках по изучению романа-эпопеи «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, необходимо говорить о богатом и сложном духовном мире героев романа, о прекрасных женских образах — Наташи Ростовой, Марьи Болконской, об их мироощущении, о патриотизме и о нравственных поисках героев романа (Пьера Безухова и Андрея Болконского). А если при изучении такого сложного для восприятия романа использовать межпредметные связи с родной литературой (узбекской), историей, музыкой, то: во-первых, уроки будут насыщенными и интересными; во-вторых, учащиеся увидят и прочувствуют настоящее искусство, ведь душа подростка тонка, но очень эластична, поэтому важно умело сочетать различные методы и средства для воспитания духовности и развития нравственной сферы старшеклассников.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что диагностика уровня духовно-нравственного воспитания старшеклассников необходима для изучения состояния их духовного развития на настоящий момент, а также ее результаты позволяют сделать более объективный подход к воспитанию еще недостаточно сформированных качеств.

Для повышения духовно-нравственной сферы рекомендуется в семье проводить больше бесед, затрагивающих темы духовных ценностей, воспитание и поведение в махалле и т. д. А в школе рекомендуется проводить интегрированные уроки литературы, так как именно интеграция является средством интенсификации урока. Мы склонны рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер подростка.

 

Литература:

  1. Педагогика педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студентов высших и средних пед учеб заведений// С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Р. Г. Шиянов и др. Под ред. С. А. Смирнова–М., Изд. центр «Академия», 2000 -512 с.
  2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. -В двух книгах. Книга 1. Общие основы процессов обучения. — М.: Владос, 2003. — 574 с.
  3. Педагогика: Учебник для педагогических учебных заведений. / Под ред. П. И. Пидкасистого. Педагогическое общество России. -М., 2002. — 604 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, воспитание духовности, интегрированный урок литературы.


Задать вопрос