Одним из приоритетных направлений социальной политики современного демократического правового государства является создание адекватной системы соблюдения и реализации прав детей — важнейшего потенциала любой страны, что в свою очередь предполагает формирование и поддержку действенных институтов механизма правовой защиты детства. Одним из таких институтов выступают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [4, с.44].
На сегодняшний день всё чаще и чаще в средствах массовой информации встречаются упоминание о правонарушениях совершённых несовершеннолетними. Упомянутая категория всё чаще становится возмутителями общественного спокойствия и нарушения правопорядка. Для предотвращения такой не стабильной ситуации и для разрешения уже возникших проблем во всех муниципалитетах РФ созданы комиссии по делам несовершеннолетних.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуются в основном при исполнительных органах местного самоуправления. Тем не менее, получается, что у комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав более высокий статус, поскольку они рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных как КоАП РФ, так и законами субъектов Федерации [1, с.19].
Если применительно к комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав можно говорить, что данный термин имеет конкретное, общеупотребительное содержание и их правовой статус закреплён в нормативных актах федерального уровня, то в отношении административных комиссий этого сказать нельзя.
Комиссии по делам не достигших совершеннолетия считаются важной и функционально важной частью деятельной системы органов профилактики безнадзорности и преступлений, не достигших совершеннолетия, в современном социуме и структуре муниципалитетов, а еще защиты их прав, играют стратегически весомую роль в процессах нейтрализации ряда главных социально небезопасных явлений в обозначенной сфере, а именно: беспризорность, безнадзорность, преждевременное нахождение в криминогенной среде, приобщение последних к спиртному и наркотикам и иным девиациям.
В соответствии с федеральным законодательством на комиссии по делам несовершеннолетних возлагается ряд задач, которые можно условно распределить по следующим комплексам:
охранительный;
социальный;
организационно-методический;
административно-юрисдикционный [6, с.9].
Комиссии по делам несовершеннолетних формируются исполнительными органами власти субъектов РФ и конечно же органами местного самоуправления в целях координации работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и преступлений не достигших совершеннолетия по предупреждению безнадзорности, беспризорности, преступлений и антиобщественных поступков не достигших совершеннолетия, выявлению и уничтожению оснований и критерий, содействующих данному, обеспечению сохранения прав и легитимных интересов не достигших совершеннолетия, социально-педагогической реабилитации не достигших совершеннолетия, оказавшихся в социально небезопасном положении, выявлению и подавлению случаев вовлечения не достигших совершеннолетия в совершение злодеяний и антиобщественных поступков.
В свою очередь субъекты Федерации конкретизируют и дополняют вышеуказанные задачи в соответствии с приоритетами и потребностями своего регионального уровня.
Так, в частности, на комиссии по делам несовершеннолетних возлагаются эти задачи, как подготовка и назначение в надлежащие органы услуг по обеспечению и организации контроля за критериями содержания, воспитания и обучения не достигших совершеннолетия в учреждениях системы профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних; обобщение и распространение позитивного навыка работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и преступлений, не достигших совершеннолетия, в том числе и комиссиями по делам несовершеннолетних, органами местного самоуправления; взаимодействие с социальными объединениями, религиозными объединениями, прошедшими регистрацию, другими организациями, а еще с горожанами по задачам профилактики безнадзорности и преступлений не достигших совершеннолетия, обеспечения их прав и легитимных интересов [3, с.22].
В связи с данным комиссии наделяются этими возможностями, как роль в разработке планов нормативных правовых актов по задачам обеспечения прав и легитимных интересов не достигших совершеннолетия, роль в разработке городских мотивированных программ в заинтересованностях ребят в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физкультуры, спорта, туризма, общественного сервиса и общественной обороны семей с несовершеннолетними ребятами, профилактики безнадзорности, беспризорности и преступлений не достигших совершеннолетия и контроль их реализации [5, с.12].
В отношении комиссий по делам несовершеннолетних целесообразным видится исключение из их полномочий административно-юрисдикционных аспектов, с возложением последних на ювенальные суды и иные институты, при этом большее внимание необходимо будет сосредоточить на профилактической и правоохранительной деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, обеспечив последние соответствующими ресурсами и правомочиями.
Так же предлагается реализовать надлежащие шаги в направленности увеличения производительности функционирования комиссии по делам несовершеннолетних. Так, довольно животрепещущим считается вопрос сотворения единообразного банка данных, подключающего ребят, попавших в кризисные истории, который имел возможность бы использоваться в работы всех учреждений и структур, работающих с несовершеннолетними, и пополняться ими.
Так как информационный нюанс считается одним из наиглавнейших в работы комиссий. Как раз присутствие передовых баз данных, а еще обобщение информационно-аналитических и статистических сведений, характеризующих работу всех субъектов профилактики, а еще ведомств правоохранительного блока, имеющих отношение к задаче не достигших совершеннолетия, дозволит больше действенно обнаружить проблемные вопросы, требующие междуведомственного разрешения, разрабатывать и предлагать пути их разрешения. А своевременное выявление и учет не достигших совершеннолетия и семей, оказавшихся в социально небезопасном положении, дозволит на самой ранней стадии организовывать с ними междуведомственную социально-реабилитационную и психолого-педагогическую работу.
Литература:
- Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник для вузов/ Д. Н. Бахрах.- М.: Изд-во БЕК, 2012.-450с.
- Бахрах Д. Н. Административное право России/ Д. Н. Бахрах.- М.: Норма, 2013.-321с.
- Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник/ Д. Н. Бахрах.-.- М.: Норма, 2014.-411с.
- Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право/ Б. Н. Габриччидзе.- М.: ООО «ТК Велби», 2012.-288с.
- Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения/ Г. Д. Долженкова.- М.: ЮРАЙТ — 2013.-199с.
- Телегина Т. Д. Право социального обеспечения/ Т. Д. Телегина.- М.: Проспект — 2014.-221с.