В статье рассмотрены вопросы импортозамещения на современном этапе, в том числе на этапе действия российских санкций. Автор делает попытку проанализировать позицию вещей в этом секторе с точки зрения действующего законодательства и с точки зрения экономики.
Ключевые слова: импортозамещение, таможенное дело, экономическая эффективность, взаимная торговля
Импортозамещение в РФ — этозамещение ввоза в РФ товарами, которые произведены российскими изготовителями, точнее внутри страны. Для того, чтобы стимулировать замену ввоза товарами России используются, к примеру, таможеннотарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, к тому же финансирование и иные виды государственной поддержки производств.
Фактически о курсе на импортозамещение Путин сообщил на 18 международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. «Импортозамещение за счет модернизации промышленности и роста конкуренции поможет вернуть собственный рынок отечественным производителям», объявил Президент России. Кроме того дал обещание осуществить перевооружение всех организаций и пересмотр в стране всех фондов производства. «Стране нужна научно-техническая революция», — заявил Путин. А премьер-министр Дмитрий Медведев назвал совершенствование импортозамещающих производств одним из первостепенных устремлений политики, потому что государство «слишком подсело на импортную иголку» [5].
Большая значимость вопроса продовольственной безопасности и иных видов безопасности, которая особо остро встает в экономике во время кризисных явлений, и функция импортозамещения как механизма обеспечения безопасности продовольствия и одного из способов увеличения конкурентоспособности отрасли определяет актуальность этой проблемы в нынешнее время.
Политика импортозамещения представляет собой первым делом стратегию государства, являющаяся программой совершенствования экономики страны, которая содержит список мероприятий, направленных на понижение зависимого положения от импорта отечественной экономики.
Фирма является ведущим участником рынка, реализующая непосредственно стратегию импортозамещения, и от ее подготовки, верно составленных и осуществляемых мероприятий, имеет значение реализация стратегии импортозамещения в пределах всей страны. Нужда в разработке эффективной системы управления импортозамещением способствовало образованию новой системы управления импортозамещением, который ориентирован на увеличение эффективного деятельности организации посредством замещения импортных материалов, комплектующих, технологий, готовых изделий, оборудования на предметы торговли отечественного производства, оценку успеха реализуемых мероприятий, обнаружение в данном направлении имеющихся резервов.
Санкции против России, введенные Евросоюзом и США, и ответная защитная реакция со стороны России с новой напряженностью подняли вопросы острой зависимости ряда секторов экономики России от ввоза технологий и товаров. Одновременно с этим они создали производителям России возможности для наиболее «эффективного» импортозамещения. Экономика России очутилась перед необходимостью за полтора года сделать рывок в увеличении импортозамещения и конкурентоспособности, на который прежде понадобились бы многие годы. В связи с этим приобретает актуальность вопрос об образовании новой аграрной и промышленной политики, которая должна будет способствовать обеспечению прорыва в увеличении результативности производства и принимать во внимание как новые обнаружившиеся вызовы, так и накопившийся потенциал, при потребности поворота в пользу открытой, функционирующей по правилам мировой экономики.
В роли инструмента осуществления энергичной промышленной политики и политики роста конкурентного превосходства российской продукции главное значение обретает осуществление приоритетных программ государства РФ, включая государственные программы. [4]
Неполное взаимодействие органов государства с участниками внешнеэкономической деятельности содержит свои причины, включая в вопросах ввоза. Кроме того в нынешнее время в России главное значение обретает введение нового Института уполномоченного экономического оператора, который представляет собой новшество в таможенной практике государств-участников Таможенного союза и значимым шагом к совершенствованию политики взаимосвязи таможенной службы с участниками внешнеэкономической деятельности. Этот институт дает возможность уменьшить издержки, которые несут старательные участники внешнеэкономической деятельности.
Также, вовлеченность России в экономических союзах и международных организациях [3] рассчитывает организацию деятельности таможни в соотношении с международным законодательством. Вхождение Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в августе 2012 года способствует унификации и публичности внешнеторговых отношений. Практика таможенного регулирования заграницей, бесспорно, обязан анализироваться и оцениваться с соображений вероятности его применения на практике России.
Одновременно должны приниматься во внимание разнообразные исторические аспекты образования Таможенного союза Евросоюза, долгий опыт совершенствования рыночной экономики и капиталистических связей в странах Евросоюза [2].
Данный факт напрямую имеет влияние на импортозамещение в РФ, главным образом в условиях санкций. В соответствии с пунктом 2 Указа в приоритетах Правительства Российской Федерации находится организация системы вскрытия информации о создаваемых проектах нормативных правовых актов, итогах их общественной дискуссии, наподобие единого ресурса в сети Интернет для общественной дискуссии.
Осложнение геополитической обстановки и жесткие санкции в связи с событиями на Украине требуют стремительного разрешения вопроса импортозамещения, которое даст возможность в значительной мере уменьшить негативный эффект от вероятных ограничений связанный с снабжением высокотехнологичной продукции и отвоевать внутреннему рынку максимальной самодостаточности в «важнейших» его сфере, такой, например, как производства нефтехимической и химической продукции. Ибо ситуация, когда в стране, которая занимает первенствующую позицию в мире по добыванию углеводородов, на импортных, в большей части, американских, катализаторах изготавливается более семидесяти процетов автомобильных бензинов, совершенно неправильно для национальной экономики. Подавно, что только в одной Башкирии есть три огромных отечественных завода по изготовлению катализаторов, продукция которых, как минимум, не уступает по качественности катализаторам из США.
В проблемах импортозамещения в сегодняшних условиях значимую роль играет взаимосвязь между самими органами государства, дабы не допустить импорта в страну нелегальной продукции. На данный момент реальный сектор экономики очень сильно задействован, а главное — принципиально имеет отличие от предедущих лет.
Импортозамещение в нынешнее время имеет законодательный уровень, что практически было неосуществимо в прошлом. Предпринимательство раньше в основном существовало на свои деньги, а не на заемные, значительно ниже были затраты производства, не имело место сильного административного гнета. К тому же, не стоит придавать забвению тот факт, что совершенствование производства и, соответственно, кредитование было обусловлено значительной преобразованием экономического фона. В 1999–2002 гг. была проделана масштабная налоговая реформа широкого значения, отрегулированы дела с государственными финансами [1].
Отсюда следует, что импортозамещение обязано энергично совершенствоваться во всех сферах жизнедеятельности общества.Таким образом, импортозамещение обязано стать первостепенной целью экономической стратегии государства России на современном этапе, разрешение которой будет способствовать совершенствованию отечественного производителя замещением импортируемых промышленных товаров товарами национального производителя. Итогом импортозамещения должно быть увеличение конкурентоспособности продукции отечества благодаря стимулированию технологической модернизации производства, увеличения его действенности и овладение новыми конкурентоспособными видами продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.
Литература:
- Алехин Р., Алушкина И., Байдаков М., Власенко Н., Кузьмина Н., Данилов- Данильян А., Тюшов А., Окрайченко Ю., Сергеев С., Присяжнюк А., Дусенко Р., Неумывакин П., Шпрингель В., Шитов П., Мовсумов К., Хамидуллин А., Птицын Ю. Нашла коса на камень // Банки и деловой мир. — 2009. — № 10. — С. 26–41.
- Интернет-ресурс: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://i.rbc.ru/publication/analytic/importozameshchenie_kakie_vozmozhny_stsenarii
- Коровяковский Д. Г., Понаморенко В. Е., Тыртышный А. А. О правовом исследовании интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Вестник Российского нового университета. — 2010. — № 4 — С. 5–6.
- «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, № 18 (часть IV), ст. 2173 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/presscentre/all/#!gleb_nikitin_na_importozameshhenie_v_stankostroenii_ponadobitsya_57_let (дата обращения 27.01.16 г.).