В статье рассмотрены признаки розничного торгового предприятия как логистической системы. Приведены информационные данные, характеризующие розничную торговлю Свердловской области. Определены цель, задачи, функциональные области логистики и подсистемы розничного торгового предприятия и актуальные направления развития розничного торгового предприятия в контексте концепции логистического управления.
Ключевые слова: розничное торговое предприятие, логистическая система, функциональная область, подсистемы, концепция, логистика.
Целью наших исследований является исследование и систематизация признаков, характеризующих розничное торговое предприятие как логистической системы для разработки методического инструментария повышения эффективности его функционирования в условиях конкуренции.
Необходимость формирования логистической системы розничного торгового предприятия, указывает Бухтиярова Т. И., Федорова Е. В. определяется двумя обстоятельствами: во-первых — управление повышения эффективности экономического потока; во-вторых — рыночные условия хозяйствования определяются в качестве самостоятельного объекта управления эффективностью формирования и использования капитала [1].
На наш взгляд, необходимость формирования концепции розничного торгового предприятия как логистической системы, обусловлена также динамичным развитием конкуренции в сфере розничной торговли (уровень конкуренции в этой сфере является одним из самых высоких), постоянно возрастающими требованиями со стороны потребителей к предприятиям и реализуемой продукции, и это требует поиска новых современных методов управления предприятием в целях обеспечения его конкурентоспособности.
Именно в розничной торговле завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей. И от уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий [4, с. 35].
В соответствии с ГОСТ Р 51773 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» [13]: предприятие торговли — это объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям.
Розничная торговля (в последние годы используется термин ритейл, англ. retail) — это продажа товаров конечному потребителю (частному лицу). В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не подлежит дальнейшей перепродаже (согласно действующему законодательству), а предназначен для непосредственного использования.
Предприятие розничной торговли — это предприятие торговли, осуществляющее продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. К предприятиям розничной торговли относят магазины и объекты мелкорозничной (торговой) сети.
Классификационные группировки предприятий розничной торговли формируются на основе таких признаков как форма собственности, вид торговли, специализация торговой деятельности, способ организации торговой деятельности, вид торгового объекта, формы торгового обслуживания покупателей, условия реализации товаров и типы предприятий торговли.
Свердловская область входит в пятый по величине в России и крупнейший регион Урала, расположенный на границе между Европой и Азией с площадью 194,3 тыс. кв. км. Население области составляет 4,64 млн человек. Областной центр — Екатеринбург (1320,7 тыс. жителей). В области 47 городов [10].
По статистическим данным Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области розничная торговая сеть Свердловской области насчитывает 25911объектов торговли. Из общего количества объектов 20130 единиц составляют магазины (78 %), 5402 — павильоны и киоски (21 %), 379 — торговые центры и комплексы (1 %). Из 20130 магазинов, расположенных в Свердловской области, 6834 — это продовольственные (34 % к общему числу магазинов); 11112 — непродовольственные (55 %); 2184 — смешанные магазины (11 %).
За 2014 год торговая сеть увеличилась на 315 магазинов (за счет нового строительства — на 136), 78 торговых центров (вновь построено 27 единиц), при одновременном сокращении павильонов и киосков на 111 и 234 единицы соответственно.
Увеличивается количество магазинов, принадлежащих сетевым структурам различного уровня. По оценке Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в области функционирует порядка 8,5 тысяч магазинов сетевых структур, что на 4 % выше данного показателя 2013 года. В структуре сетевых компаний: 27 % — международного, федерального и регионального уровней (например, объекты торговых сетей Магнит, Пятерочка), 13 % — областных торговых сетей (магазины торговых сетей Монетка, Кировский, Гастроном и т. д.) и 60 % — магазины сетей местного уровня.
Продовольственные товары в области реализуют порядка 1700 магазинов, входящих в состав крупных торговых сетей области (20 % от магазинов, в которых реализуются продукты питания), а также порядка 700 магазинов, принадлежащих потребительской кооперации.
Оборот розничной торговли в ноябре 2015 г. составил 2366,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 86,9 % к соответствующему периоду предыдущего года, а за 11 месяцев 2015 г. — 24710,7 млрд. рублей (90,7 %). В ноябре 2015 г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,4 %, непродовольственных товаров — 51,6 % (в ноябре 2014г. — 46,8 % и 53,2 % соответственно).
Таким образом, розничная торговля Свердловской области представляет собой динамично развивающийся сегмент, в котором сформировался достаточно высокий уровень конкуренции.
Логистическая система является одним из базовых понятий в логистике, однако до сегодняшнего дня, как и для других понятий логистики, и в отечественной, и в зарубежной научной литературе отсутствует установившееся единое определение логистической системы.
Система (от греч. «целое, составленное из частей») — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство [11].
Анализ литературы показал, что общепринятое определение гласит: логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой [2, с. 66]. Расширенное определение логистической системы приводится в учебнике под редакцией В. Щербакова: логистическая система представляет собой эмерджентную совокупность элементов (звеньев), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих диалектическую целостность, предназначенную с практической точки зрения для управления потоками начиная от информационных и финансовых, а вматериальном аспекте — от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конкретному потребителю. Логистическая система включает в себя социально — экономические и технико-технологические элементы [9, с. 51].
В качестве логистической системы указывает Гаджинский А. М. [2, с. 71] можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д.
Любая система обладает определенной совокупностью свойств, которые позволяют говорить об объекте как о системе. Выделяют следующие основные свойства логистических систем: целостность и членимость, наличие связей, организация, интегративные (суммарные) качества. По размерам логистическая система может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Она способна адаптироваться к возмущениям внешней среды, реагировать на неё в том же темпе, в котором происходят события [9, с. 49]. Отличительными свойствами логистических систем являются наличие потокового процесса и определенная системная целостность. Следует отметить, что выделенные свойства, характерны и для розничного торгового предприятия.
Для любого объекта, являющегося объектом исследования, должна быть определена цель и задачи. Существуют так называемые «правила логистики, «7R» (от англ. right — правильно, верно), которые описывают конечнуюцельлогистического управления: есть нужный товар, товар необходимого качества, в необходимом количестве, и этот товар доставлен конкретному потребителю, в нужное время, в нужное место и с минимальными затратами [7. с 10.].
В общем виде целью розничного торгового предприятия является удовлетворение потребностей населения в высококачественных и безопасных потребительских товарах, получение и максимизация прибыли.
Целью розничного торгового предприятия как логистической системы является также доставкапродукциив заданноеместов определенныйденьи час,в необходимом количествеи ассортиментеприоптимальномуровнезатрат. Качество и безопасность потребительских товаров является необходимой составляющей. Бесспорно, сердцевиной розничного торгового предприятия является обеспечение в наличие ассортимента товаров, способным удовлетворить потребности покупателей. Кроме того, значимым элементом является качество торгового обслуживания и спектр предлагаемых услуг. Перечень услуг, оказываемых предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей и совместимостью оказываемых услуг. Комплектование и улучшенное упаковывание подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам, консультация продавцов-консультантов, диетологов и других специалистов, предоставление услуг комнаты матери и ребенка — фрагмент из перечня услуг, которые могут быть предоставлены на предприятии.
Таким образом, для розничного торгового предприятия нами сформулированы правила, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Правила логистики для розничного торгового предприятия, «9R»
Для достижения поставленной цели определяются задачи. Сформированный перечень задач включает следующие:
формирование условий для наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка;
организация планирования и прогнозирования спроса, товарных запасов;
управления ассортиментом и товарными запасами в розничных торговых предприятиях;
осуществление информационно-аналитической деятельности в сфере производства и на всех этапах товародвижения;
использование категорийного менеджмента и мерчандайзинга как эффективных способов управления ассортиментом;
управление процессами закупки, поставки, перевозки, хранения и реализации товаров;
обеспечение эффективного продвижения товаров в сфере обращения;
сбор, обработка и хранение маркетинговой информации;
работа с поставщиками и потребителями, а также анализ и выявление потенциала увеличения объёма продаж и реализация этого потенциала;
проведения товарной экспертизы и подтверждения соответствия товаров с целью предотвращения проникновения в сферу торговли некачественных, опасных для здоровья человека фальсифицированных и контрафактных товаров [3, с. 11].
На реализацию целей логистической системы направлена укрупненная группа логистических операций — логистических функций. К логистическим функциям относят
снабжение; производство; сбыт (распределение). Каждая из перечисленных групп функций обладает определенной спецификой. В соответствии с этой спецификой в логистической деятельности выделяют шесть функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную, информационную и складскую логистику [2, 7, 8, 9].
Функциональный цикл логистики торгового предприятия, указывают авторы учебника «Основы логистики» [9, с. 208] может быть разделен на три стадии: логистику закупок; внутримагазинную логистику; логистику продаж и обслуживания.
Например, закупочная логистика — область, в которой решаются вопросы, связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Для розничного торгового предприятия — это одна из важнейших областей, так как именно на этом этапе изучаются и выбираются поставщики товаров, заключаются договоры поставки и используется механизм контроля за их исполнением. Закупочная логистика особую значимость приобрела в области реализации продовольственных товаров в связи с введением ограничений на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям против России, которые коснулись (по укрупненной) 11 групп продовольственных товаров, а по ТН ВЭД — 46 групп.
Внутримагазинная логистика, а в общем подходе — производственная логистика — решает задачи создания материальных благ или оказания услуг. Спецификой этой области заключается в том, что основной объем выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между собой в результате решений, принимаемых системой управления предприятием. Для розничного торгового предприятия производственная логистика, обеспечивая обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже, будет складываться из следующих операций: приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов, организация хранения и сдачи тары, и др. Эти операции являются продолжением процесса производства в сфере обращения, они осуществляются без участия покупателей и непосредственно влияют на потребительские свойства товаров.
Одним из элементов внутримагазинной логистики является мерчандайзинг, который рассматривается как комплекс мероприятий, производимых в торговом зале, направленный на увеличение продаж того или иного товара. Так, организованная расстановка товара на полках магазина позволяет увеличить продажи как минимум на 15 % [9, с.215].
Логистика продаж и обслуживания включает выполнение таких операций как изучение спроса и формирование ассортимента товаров, выбор форм и организацию продажи товаров, кассовое обслуживание, отпуск товара (включая упаковывание и проверку функционирования товара), а также операции послепродажного обслуживания (доставка товаров на дом, установка, гарантийное обслуживание при необходимости и др.).
В деятельности розничного торгового предприятия имеют место и транспортная логистика, информационная, складская. Транспортная логистика решает вопросы управления материального потока на транспортных участках, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Информационная логистика рационализирует организацию движения информационных потоков. Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного управления информационными потоками.
Информационная логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями логистики. Объект исследования здесь — информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных с материальными). В деятельности розничного торгового предприятия информационная логистика приобретает особое значение.
Складская логистика отвечает за рациональное размещение складов на территории страны или региона (это важно для предприятий, имеющих филиальную сеть, подкрепленную собственными или арендованными складами). Так же в ведении складской логистики находится вся организация всех складских операций: приёмка товара и его отпуск, погрузка-разгрузка, определение зон хранения внутри склада и другие.
На наш взгляд, необходимо выделить еще одну функциональную область логистики — это логистику возвратов, или возвратную логистику, или реверсивную логистику. Тема в последнее время является объектом пристального внимания со стороны исследователей, вопросами возвратной логистикой занимались Зуева О. Н. [5], Терентьев П. А. [11] и другие исследователи. Анализ возвратов товаров связан с выяснением причин, по которым он был возвращен. Левкин Г. Г. указывает, что чаще всего товар возвращают, потому что:потребителя не устраивают размер, дизайн, цвет или другие параметры товара; товар неисправен или работает неправильно; товар устарел (следует заметить, что такие случаи бывают редко) [7, с. 16].
Донскова Л. А., Зуева О. Н. вводят понятие идентификационной логистики, что связано с увеличение количества фальсифицированной и контрафактной продукции. Под объектом исследования идентификационной логистики исследователи понимают товарный поток на всём пути его продвижения от производителя к потребителю, который включает: идентификацию требований потребителей, организацию прослеживаемости продукции в сфере производства, идентификацию при сертификации, при контроле и надзоре, товароведной оценке.
Таким образом, дополнительными для розничного торгового предприятия функциональными областями логистики являются возвратная логистика и идентификационная, которые требуют глубокого исследования.
Логистические системы подразделяются на подсистемы, звенья и элементы. Подсистемой логистической системы называется выделенная в соответствии
с организационной структурой совокупность звеньев и элементов логистической системы, которая позволяет решать задачи логистического менеджмента в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса. Выделяют два основных комплекса подсистем: функциональный и обеспечивающий.
Функциональный комплекс управляет основными логистическими функциями, поэтому в него входят подсистемы: распределения (сбыта), поддержки производственных процессов, снабжения (закупки).
Обеспечивающий комплекс осуществляет организационно — экономическую, правовую, информационно — коммуникативную, экологическую, эргонометрическую поддержку логистических процессов.
По своей сути розничное предприятие представляет сложную совокупность структурных элементов (подсистем), связанных между собой осуществлением комплекса логистических операций и логистических функций. В розничном торговом предприятии можно выделить четыре подсистемы: это технология, организация, персонал и экономика, которые тесно связанны между собой.
Таким образом, розничное торговое предприятие отвечает признакам, характеризующем его как логистическую систему и вместе с тем оно обладает специфическими свойствами, которые отражены в цели и задачах, реализуемых функциях, характере подсистем и т. д.
Термин концепция (conceptio — понимание) — определенный способ понимания; руководящая идея; ведущий замысел; конструктивный принцип различных видов деятельности. Используя это определение, логистическую концепцию для розничного торгового предприятия можно трактовать как парадигму (руководящую идею), как платформу, основу бизнеса и инструментарий предприятия при осуществлении и управлении этим предприятием и его деятельностью.
Логистические концепции позволяют на единой методологической основе определить свойства и характеристики логистических процессов, их закономерности формирования и развития, установления функции хозяйственной деятельности [6, с. 130].
При этом концепция логистики представлена следующими положениями: реализация принципа системного подхода;учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки;гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;развитие услуг сервиса на современном уровне;способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.
Многие проблемы розничного торгового предприятия связаны с низким качеством товаров, наличием фальсифицированной и контрафактной продукции, наличием продукции, представляющей опасность для потребителя. Существующая сегодня система товародвижения неспособна гарантировать надлежащее качество производимой продукции на протяжении всей цепи поставок. Недостаточная профессиональная подготовка персонала, занятого в сфере обращения потребительских товаров, отсутствие регламентации и стандартизации процессов, связанных с реализацией основных функций логистики, а при их наличии — невыполнение требований; отсутствие и неразработанность положений идентификационной логистики реверсивной логистики — проблемы, которые должны быть включены при разработке логистической концепции розничного торгового предприятия.
Логистическая концепция управления в широком смысле подразумевает создание логистической системы, основным принципом которой является поддержание совокупности взаимосвязанных элементов «в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и/или внешними целями» [6, с. 131]. По большому счету, логистическая концепция управления сводится к интеграции интересов и действий всех участников сферы обращения потребительских товаров в единую систему, работающую в единой информационной среде, причем реализация концепции означает, что во главу угла ставятся интересы потребителя.
Литература:
- Бухтиярова Т. И., Федорова Е. В. Подходы и принципы построения логистической системы розничного торгового предприятия // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 5.;URL: http://www.science education.ru ru article /view?id =7170 (дата обращения: 22.01.2016).
- Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для бакалавров / А. М. Гаджинский. — 21-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 420 с.
- Донскова Л. А. Товарный менеджмент [Текст]: учеб.пособие //М-во образования и науки РФ, Урал.гос.экон.ун-т. — Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2014. — 160 с.
- Дроздова С. Н. Организация и технология торговли; курс лекций. / С. Н. Дроздова. — Бобруйск, 2009. — 92 с.
- Зуева О. Н. Реверсивная логистика: влияние качества товаров на формирование возвратных товаропотоков: — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. — 168 с.
- Лазарев В. А. Логистическая концепция управления предприятием//Известия УрГЭУ. № 2 (46). — 2013. — С.129–133
- Левкин Г. Г. Логистика: теория и практика / Г. Г. Левкин. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 221
- Новаков А. А. Секреты розничной торговли. «Издательство «Инфра-Инженерия». — 2013. — 465 с.
- Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с.:
- Паспорт свердловской области/ [Электронный ресурс]: — Режим доступа:http://mvs.midural.ru.
- Терентьев П. А. Классификации и модели логистики возвратных потоков// Логистика сегодня. № 4(40). — 2010. — С.242–251
- Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: — Режим доступа:http://www.vedu.ru/bigencdic/57627/
- ГОСТ Р 51773 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». Введ.01.01.2011. — М.: Изд-во Стандартинформ. — 2010–18 с.