В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.
Ключевые слова: инновации, инновационный менеджмент, инновационное развитие, конкуренция.
Современные экономические условия характеризуются обострением конкуренции, в которой все более важным фактором успеха становится степень инновационной активности предприятий, вовлеченных в конкурентную борьбу за потребителя. Из этого можно сделать вывод, что вопросы, касающиеся управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными на сегодняшний день.
Инновация — это внедренное новшеств обладающих высокой эффективностью, но только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Т. е. это нововведение, повышающее эффективность работы предприятия.
Для того чтобы вводимая инновация принесла максимальный экономический эффект, необходимо грамотное управление на каждом этапе внедрения новшества.
Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются так называемые приростные инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации как научный инструментарий, инновации — процессы и инновации — продукты. Выделяются также и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.
Классификация инноваций по степени новизны — распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются базисные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.
Классификация инноваций по степени новизны осуществляется и по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на:
а) продуктовые — применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);
б) процессные — новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются: новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для данного ИП (группы ИП).
Инновационный менеджмент включает в себя несколько этапов. Выделяют шесть основных этапов процесса инновации. Рассмотрим их характеристики:
1) Поиск идей: а именно, сбор информации о нововведениях, технологических изменениях на рынке, о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров риска [3].
2) Отбор идей и выработка идей нового продукта: а именно, определение возможностей и практической реализации идей, а также соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития.
3) Разработка программы маркетинга: техническая разработка продукта, оценка его качества и потребительских свойств, оценка возможного рыночного спроса и объема продаж, определение затрат на создание новой продукции, сроки окупаемости новой продукции, наличие необходимых ресурсов для производства (сырье, материалы, оборудование, машины, кадровый персонал, финансы), сроки освоения новой продукции, сопоставление расходов на производство новой продукции и финансовых возможностей организации.
4) Создание нового продукта: а именно, создание образца и проведение технических испытаний, определение наименование товара, его товарного знака, упаковки, оформления, маркировки [3].
5) Тестирование на рынке: тестирование нового товара на ограниченном рынке по цене и другим коммерческим условиям, выбор методов рекламы. инновационный менеджмент продукция
6) Внедрение нового товара в производство (массовое, серийное): определение объема продаж, методов и каналов сбыта, рентабельности продукции, источников финансирования, степени удовлетворения потребностей и спроса, предполагаемые результаты прибыльности и убыточности, а также проверка соответствия нормативным показателям.
Роль инноваций в развитии предприятия достаточно велика. Инновационная деятельность предприятия направлена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг, товаров).
Конкурентоспособность — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция «жизненного цикла товара. Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т. е. выбирают себе одно из следующих «амплуа»:
фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
инжиниринговая: фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн. формы;
узкоспециализированный изготовитель — чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы. Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров.
Не вызывает сомнения, что сфера инновационной деятельности остается одной из ключевых в российской экономике, так как знание инновационного механизма, его рычагов, стимулов, проводящих каналов имеет ключевое значение для развития рыночных процессов в условиях трансформации экономики. Очень важно глубоко вникать в сущность и специфику инновационных процессов, протекающих по законам рынка, а в экономической политике активно использовать конкурентные стимулы к инновационному развитию отдельных предприятий жилищно-коммунальной сферы.
Литература:
- Анисимов. Ю. П. Методика оценки инновационной деятельности предприятия / Ю. П. Анисимов, И. В. Пешкова, Е. В. Солнцева // Инновации. — 2010. — № > 11. — С. 49–55.
- Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. — М.: Экономика, 2014. — 365 с.
- Кузнецов, Б. Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Б. Т. Кузнецов, А. Б. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 367 c.
- Якобсон, А. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А. Я. Якобсон. — М.: Омега-Л, 2014. — 176 c.
- Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2013. — 448 c.
- Экономика предприятия и отрасли промышлен-ности. Серия «Учебники, учебные пособия». 4-е изд., перераб. и доп. -- Ростов н/Д: «Феникс», 2011.Стр.230–243.