Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать.
Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться
Элвин Тоффлер
В настоящее время идея широкого внедрения новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнения.
Мы думаем, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к обучению.
Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, самоотдачи, творческого отношения к работе. Еще недавно конечной целью образования любого учебного заведения был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. В последние годы информация правит миром. Ее становится все больше и больше, а понимают и запоминают ученики все хуже и хуже. Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной профессиональной деятельности. В связи с этим учитель должен вводить в практику такие формы обучения, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом ученике жажду познания. Сегодня учащийся должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.
Задача педагогов — сохранить индивидуальность каждого учащегося. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.
Главное поле действий для педагога — урок. Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса, неиссякаемый источник, который помогает учащимся набраться сил. На уроке и формируется человек завтрашнего дня. Каким же должен быть урок сегодня и завтра? Что же помогает педагогу улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной? В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным, писателем, бизнесменом, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзеном. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации.
Интеллект-карта — это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. Это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, который дает импульс к рождению множества ассоциаций, которые становятся центральным образом но уже для другого ассоциативного процесса.
Радиантное мышление— это способ работы мозга. Это понятие выражает процессы, происходящие в головном мозге, и свидетельствуют они о том, что процесс мышления осуществляется в образах или ключевых словах. Нашему мышлению от природы чужды линейность, монотонность, одноцветность.
Любая поступающая в мозг информация (слово, воспоминание, ощущение или мысль) — может быть представлена в виде центрального образа, от которого в стороны расходится огромное множество образов — ассоциаций. Каждая ассоциация имеет бесконечное количество связей с другими ассоциациями. Совокупность этих ассоциаций и называется нашей памятью.
Эффективное использование мозга — вот к чему стремился Тони Бьюзен. Изучая психологию, нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, теорию восприятия, теорию творческого мышления и общие науки, Тони Бьюзен пришел к промежуточному заключению: производительность мозга можно увеличить, сохранив его эффективность, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно.
Суть метода состоит в том, что ты выделяешь основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.
Известно, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга. Именно на этом основана работа карт ума. Визуализация информации — представление информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д. Ментальные карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал. С одной стороны, они помогают нам мыслить, а с другой стороны, развивают наше мышление.
Mindmapping позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот метод можно использовать для конспектирования. Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Ментальные карты являются промежуточной стадией между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Правила создания интеллект — карт:
- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими — в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.
- Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Свойства интеллект-карт:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект — карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Преимущества интеллект-карт перед другими методами:
экономия 50 % времени на конспект;
концентрация информации на важных моментах;
визуально четкие ассоциации;
улучшение запоминания.
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
подготовка проекта, презентации
аннотирование
конспектирование
Данный метод дает возможность учителю:
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность
выявлять причины когнитивных затруднений
корректировать знания учащихся
При помощи «Интеллект — карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные — на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
Мыслительные карты на уроках литературы можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле. Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и сохранив заинтересовавшие цитаты.
На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т. д.
Например, интеллект-карта, посвященная жизни и творчеству А. П. Чехова. Ребята прочитали статью в учебнике о писателе, затем посмотрели видеофильм «О жизни Чехова» и приступили к составлению интеллект — карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект — карты, поэтому завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием.Также можно предложить учащимся составить ментальную карту прочитанного произведения. При этом интересно послушать их концепции нарисованного и написанного.
Составление этих карт поднимает наше мышление на новую высоту. Если обычный, линейный вид наших записей ведет свое начало из Средневековья, то карты ума — принадлежность века компьютерных технологий.Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т. е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Пример: Интеллект-карта по роману Ф. М. Достоевского«Преступление и наказание»
- Выбираем тему, идею, предмет, объект, образ, то есть то, о чём будет интеллект- карта, например: «Преступление и наказание»
- Рисуем или пишем объёмный, цветной образ темы в середине листа бумаги.
- Ассоциируем- записываем на отдельном листке всё, что приходит в голову в связи с образом темы, даже чепуху, например:
Петербург, университет, учёба, квартира, коморка, плата, деньги, страх, хозяйка, мысль, убийство, улица, бред, болезнь, теория, следствие, ожидание, сестра, мама, встреча, ссора, Рогозин, Лужин, Соня Мармеладова, старуха-процентщица, судья, Родион Раскольников, Свидригайлов, смерть покаяние, любовь, ссылка, одиночество, Евангелие, прозрение, мечта, наказание.
- Наводим порядок в словах-ассоциациях-группируем по смыслу.
Родион Раскольников, Петербург, учёба, университет, бедность, деньги, хозяйка, страх, теория, убийство, мысли, следствие, сестра, мама, Рогозин, Лужин, Соня, улица, Свидригайлов, смерть, похороны, разговор, покаяние, признание, суд, любовь, слёзы, ссылка, Евангелие, прозрение, наказание
- Намечаем структуру карты — подбираем ключевые слова и ключевые фразы к сгруппированным словам-ассоциациям.
1. Родион Раскольников; 2. Петербург; 3. Старуха-процентщица;. СоняМармеладова; 5. Свидригайлов; 6. Следователь; 7. Теория. 6. К нарисованному образу предмета добавляем ветви — основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов. Соблюдаем размеры ветвей и расстояния между ними. 7. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток. 8. Оживляем карту рисунками, символами, смайликами, графикой, всем, что со словами ассоциируется. 9. Отделяем заполненные ключевые ветви друг от друга цветными блоками. 10. Устанавливаем объективные связи между блоками или их элементами
Таким обрахом, интеллект-карты помогают усвоить разницу между способностью к хранению объема информации, которая может бать запечатлена в памяти, что, собственно, позволяет демонстрировать метод интеллект- карт, и эффективностью хранения информации, повысить которую он (метод) призван. Эффективное хранение информации в мозге увеличивает объем усвоенной информации. Это напоминает разницу между хорошо и плохо организованным складом или между двумя библиотеками, в одной из которых имеется каталог книг, а другой таковой отсутствует.
Изобретатели интеллек- карт считают, что использование такого инструмента открывает путь к освобождению разума, к интеллектуальной свободе, чем обеспечивается совершенно новый уровень интеллектуальной производительности. Они настаивают, что в каждом человеке сокрыто множество талантов, но сам человек ограничивает себя своими мыслями.
Интеллект-карта представляет собой шаг вперед на пути прогресса от линейного (одномерного) через латеральное (двухмерное) к радиантному (многомерному) мышлению.
Литература:
- Тони и Бари Бьюзен. “Супермышление”.М,200
- Мюллер Хорст «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей» М, 2001
- Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005.
- http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/
- http://www.mind-map.ru/