Главная задача высшей школы — улучшение качества профессиональной и практической подготовки специалистов.
Важнейшим условием успешного выполнения этой задачи является целенаправленная, систематическая работа по совершенствованию всего дела обучения студентов, обеспечение высокого уровня преподавания дисциплин и осуществление комплексного подхода к формированию личности будущего врача. Одним из направлений совершенствования учебно-воспитательной работы является системный, комплексный подход к управлению содержанием и процессом обучения и воспитания студентов [3].
Как известно, в настоящее время все еще имеет место значительная перегрузка студентов, слабая интеграция учебного процесса, дублирование материала, преобладание информативного обучения и ряд других недостатков, которые ведут к непроизводительным затратам учебного времени и отражаются на качестве подготовки специалистов. [2]
Цели подготовки врача общего профиля и психиатрии определены на основе достижений современной медицинской науки и практики, перспектив ее развития, потребностей профессиональной деятельности специалиста будущего с учетом задач по воспитанию всесторонне образованного, профессионально грамотного врача.
Целью курса является: научить студентов клиническому мышлению, диагностике и дифференциальной диагностике наиболее распространенных психических заболеваний, методам их профилактики и лечения.
В результате изучения курса психиатрии студенты должны:
Знать —
1. Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся психических заболеваний.
2. Типичную картину этих заболеваний и их осложнений:
3. Современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных.
4. Способы лечения, показания к их применению
5. Деонтологические аспекты психиатрии.
Уметь —
- Собирать анамнез, проводить клиническое обследование больных с наиболее частыми психическими заболеваниями.
- Анализировать и интерпретировать данные клинического обследования:
- Выполнять врачебные манипуляции (соответственно с планом приобретения практических навыков).
- Оказать первую врачебную помощь при неотложных психических расстройствах.
Быть ознакомленными —
с вопросами организации психиатрической помощи в России;
с вопросами диспансеризации и реабилитации психически больных;
с научными поисками, проводимыми в нашей стране и за рубежом, направленными на улучшение ранней диагностики и результатов лечения рассматриваемых психических заболеваний.
В лекционном курсе и на практических занятиях студентам излагают новые возможности в ранней диагностике психических заболеваний.
При изложении методов лечения мы ориентируем студентов на наиболее обоснованные методы лечения психических болезней. При этом в сравнительном аспекте показываем научную обоснованность, сравнительную эффективность и целесообразность внедрения новых методов в широкую практику.
Особое внимание уделяется повышению качества лекций как ведущей форме учебно-воспитательного процесса, определяющей его содержание.
Для лучшего усвоения курса на кафедре изданы учебно-методические пособия по различным разделам дисциплины.
На современном этапе развития высшей школы первостепенное значение приобретает самостоятельная работа студентов. Эффективность аудиторной работы, а, следовательно, успех всего процесса обучения, во многом зависит от внеаудиторной подготовки студентов. Поэтому нужна новая организация проведения практических занятий, при которой студентам предоставлялась бы возможность активной, направленной, но строго контролируемой самостоятельной деятельности. [1]
Кафедрой психиатрии с наркологией подготовлены методические указания для студентов и преподавателей по всем темам практических занятий по курсу психиатрии. В методических указаниях для самоподготовки студентов содержатся: цели занятия, перечень необходимых знании и умений, перечень контрольных вопросов, задачи и тестовые задания для самоконтроля знаний.
План практического занятия с учетом современных требований педагогики включает:
Решение тестовых заданий исходного уровня знаний-15мин.,
Разбор теоретического материала занятия-60мин
Аудиторная самостоятельная работа: участие в курации -90 мин.,
Решение тестовых заданий текущего уровня знаний-15мин.,
Решение ситуационных задач-25мин.,
Подведение итогов, задание на следующее занятие (в том числе и на самостоятельную работу) – 5мин.
Из представленного плана практического занятия видно, что около 2/з времени практического занятия отводится основной проблеме медицинского образования — проблем организации самостоятельной работы студентов. Все группы студентов знакомятся с историей кафедры. На лекциях и практических занятиях обязательно освещаются достижения кафедры в прошлом, успехи в настоящее время.
Поиск новых методов обучения и совершенствование имеющихся методов должны быть в центре внимания кафедральных коллективов. Это позволяет добиться хорошего усвоения материала, приобретения прочных знаний и навыков в работе.
Литература:
- Некоторые аспекты выполнения УИРС на кафедре психиатрии с наркологией, Мищук Ю. Е., Гречко Т. Ю. Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе, выпуск V, Воронеж, 2012.
- Показатели невротизации у студентов медицинского ВУЗа, Рогозина М. А., Подвигин С. Н. Научно-практический журнал «Научный медицинский вестник Центрального черноземья» № 44, Воронеж, 2011, С. 175–180
- Основные этические нормы врачебной деятельности в условиях современности, Д. Н. Алексеева, О. Ю. Ширяев. Прикладные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии — материалы 17-ой научно-практической конференции, № 1 — Воронеж 2015.